Б1.б.25 управление человеческими ресурсами

направление подготовки

38.03.02 Менеджмент

Профиль: «Финансовый менеджмент»

бакалавр

квалификация

заочная (ускоренное обучение на базе СПО) форма обучения

Год набора - 2016

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор(ы)–составитель(и):

к.э.н., доцент Баева В.Д.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………….................................................................4
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………...7
3. Содержание и структура дисциплины……………………………………………………………………………..8
4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине …………………………………………….……………………………………………..20
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……………..58
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………………………………………..58
  6.1. Основная литература…………………………………………..…………...…………
  6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..…………
  6.3. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..……...
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..……59

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-1 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры ПК-1.3 Способность формулировать общие представления о целях, направлениях, этапах и субъектах развития кадрового потенциала организации; применять современные подходы и принципы формирования стратегии управления человеческими ресурсами; владение технологиями эффективного использования человеческих ресурсов, стимулирования и мотивации; способность использовать современные подходы к управлению карьерой сотрудников и формированию кадрового резерва
ПК-2 владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде ПК-2.2 овладением навыками и различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании групповых коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде;  
УК-2 Способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений УК-2.1 умение рассчитывать ресурсы, необходимые для реализации социального, экологического, коммерческого проекта


1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
тактическое управление процессами планирования и организации производства на уровне структурного подразделения/поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения;   ПК-1.3 знать: базовые категории концепции управления человеческими ресурсами; технологии подбора, отбора и найма персонала; требования к разработке профиля должности и карты профессиональных компетенций; элементы и принципы организации труда работников; факторы влияния на производительность труда работников; критерии и методы оценки персонала; теории мотивации персонала; современные системы стимулирования; системы оплаты труда в рыночной экономике
уметь: применять базовые категории концепции управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности; применять технологии отбора и найма персонала в соответствии с общими целями организации; классифицировать методы наблюдения за трудовой деятельностью персонала; выявлять и анализировать факторы влияния на производительность труда персонала; выбирать соответствующие критерии и методы оценки эффективности труда персонала; классифицировать теории мотивации и системы стимулирования труда персонала; выявлять потенциал неформальных групп для созидательной трудовой деятельности, а также анализировать способы устранения негативного влияния неформальных групп на экономическую безопасность организации; использовать различные формы власти, развивать навыки лидерства для организации командной работы; разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию организационной культуры организации, а также развитию персонала по итогам аудита человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры.
владеть: ретроспективного анализа концепций управления персоналом; анализа современных технологий подбора и отбора персонала; разработки профиля должности и модели профессиональных компетенций; применения методов анализа производительности труда персонала; анализа факторов влияния на производительность труда в соответствии с заданными производственными условиями; применения методов оценки персонала; классификации теорий мотивации и систем стимулирования трудовой деятельности персонала; выявления роли потенциала неформальных групп в организации и устранения негативного потенциала неформальных групп на экономическую безопасность организации; выбора оптимального вида профессионального обучения и развития персонала; инструментами аудита человеческих ресурсов; навыками организации групповой работы при решении стратегических и оперативных управленческих задач.
тактическое управление процессами планирования и организации производства на уровне структурного подразделения /поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения;     Знать: базовые категории концепции управления человеческими ресурсами; технологий подбора, отбора и найма персонала; требования к разработке профиля должности и карты профессиональных компетенций; элементы и принципы организации труда работников; факторы влияния на производительность труда работников; критерии и методы оценки персонала; теории мотивации персонала; современные системы стимулирования; системы оплаты труда в рыночной экономике
Уметь: применять базовые категории концепции управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности; применять технологии подбора, отбора и найма персонала в соответствии с общими целями организации; классифицировать методы наблюдения за трудовой деятельностью персонала; выявлять и анализировать факторы влияния на производительность труда персонала; выбирать соответствующие критерии и методы оценки результативности и эффективности труда персонала; классифицировать теории мотивации и системы стимулирования труда персонала; выявлять потенциал неформальных групп для созидательной трудовой деятельности, а также анализировать способы устранения негативного влияния неформальных групп на экономическую безопасность организации; использовать различные формы власти, развивать навыки лидерства для организации командной работы; разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию организационной культуры организации, а также развитию персонала по итогам аудита человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры.
тактическое управление процессами планирования и организации производства на уровне структурного подразделения /планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями организации;   УК-2.1 Знать: Виды экономических ресурсов; роль человеческих ресурсов в достижении целей организации; требования к разработке профиля должности и карты компетентности; элементы и принципов организации труда работников; факторы влияния на производительность труда работников; критериев и методов оценки персонала; потребности работников и факторы их формирования; факторы повышения конкурентоспособности рабочей силы; современные тенденции рынка труда; цели государственного регулирования рынка труда и государственной кадровой политики;
Уметь: Классифицировать виды экономических ресурсов; определять роль человеческих ресурсов в достижении целей организации; составлять профиль должности и карту компетентности; применять технологии подбора, отбора и найма персонала в соответствии с общими целями организации; выявлять и анализировать факторы влияния на производительность труда персонала; выбирать соответствующие критерии и методы оценки результативности и эффективности труда персонала; анализировать факторы конкурентоспособности рабочей силы на внешнем и внутреннем рынке труда; анализировать современные тенденции рынка труда; сопоставлять цели государственной кадровой политики и кадровой политики предприятия;
Владеть: Навыками классификации экономических ресурсов; навыками определения роли человеческих ресурсов в достижении целей организации; разработки профиля должности и модели профессиональных компетенций; применения методов анализа производительности труда персонала; анализа факторов влияния на производительность труда в соответствии с заданными производственными условиями; применения методов оценки персонала; выявления причин кадрового дисбаланса на современном рынке труда; анализа взаимосвязи целей государственной кадровой политики и кадровой политики организации;

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины – 5 зачетных единиц (180 часов на заочной (ускоренное обучение на базе СПО) форме обучения).

Для изучения дисциплины предусмотрено 180 часов (5 ЗЕТ) на заочной (ускоренное обучение на базе СПО) форме обучения. На контактную работу с преподавателем отведено

16 академических часов на заочной (ускоренное обучение на базе СПО) форме обучения (8 часов – лекции, 8 часов – семинары);

На самостоятельную работу выделено

115 академических часов на заочной (ускоренное обучение на базе СПО) форме обучения.

Контроль - 13 часов – на заочной (ускоренное обучение на базе СПО) форме обучения.

Изучено и переаттестовано – 36 часов.

Промежуточная аттестация проводится:

в форме зачета (в VI семестре для заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения);

в форме экзамена (в VII семестре для заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения.

Место дисциплины

Дисциплина Б1.Б.25 «Управление человеческими ресурсами» относится к обязательным дисциплинам базовой части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Финансовый менеджмент».

Дисциплина изучается на 3 курсе (в VI семестре) для заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения; на 4 курсе (в VII семестре) для заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области менеджмента, истории управленческой мысли, организационного поведения, а также на приобретенные ранее знания теорий мотивации, систем стимулирования, основных школ менеджмента, умения и навыки построения деловых коммуникаций, принятия оптимальных управленческих решений в коллективе.

Дисциплина реализуется после изучения дисциплин: организационное поведение, теория организации, социология, культурологи, деловые коммуникации.

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1.

№ п/п Наименование тем (разделов), Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости**, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
заочная (ускоренное на базе СПО) форма обучения
Тема 1 Теоретические аспекты концепции управления человеческими ресурсами       О Т
1.1. Современная концепция управления человеческими ресурсами   0,5        
1.2 Система управления человеческими ресурсами: ее цели и функции   0,5      
Тема 2 Стратегическое управление человеческими ресурсами       Т
2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами   0,5        
2.2 Современная кадровая политика   0,5      
Тема 3 Формирование человеческих ресурсов     ПЗ
3.1 Планирование потребностей в человеческих ресурсах          
3.2 Разработка профиля должности и карты компетентности        
3.3 Подбор, отбор и найм персонала. Современные технологии отбора кадров          
3.4 Найм и адаптация персонала          
Тема 4 Использование человеческих ресурсов     Т ПЗ
4.1 Организация труда персонала        
4.2 Анализ производительности труда. Наблюдение за трудовой деятельностью персонала        
4.3 Оценка результативности труда персонала.          
4.4 Управление производительностью и результативностью труда          
Тема 5 Оплата труда и вознаграждение персонала       Т ПЗ
5.1 Анализ издержек на персонал. Оценка стоимости рабочей силы          
5.2 Оплата труда персонала          
Тема 6 Развитие человеческих ресурсов       Т ПЗ
6.1 Корпоративное развитие человеческих ресурсов          
6.2 Планирование и развитие карьеры сотрудников          
Промежуточная аттестация – зачет (VI семестр); экзамен (VII семестр)                
Изучено и переаттестовано            
Контроль            
Всего:      

Формы текущего контроля: Опрос (О), практическое задание (ПЗ), тест (Т).

Содержание дисциплины

Тема 1. Теоретические аспекты концепции управления человеческими ресурсами

Наши рекомендации