Управление человеческими ресурсами

(ПК-5, ПК-6, ПК-13, ПК-14, ПК-37)

Персонал предприятия как объект управления. Методы управления пер­соналом. Принципы управления персоналом организации.

Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. Система целей управления персоналом организации.

Понятие найма персонала. Права наемного работника. Внутренние и внешние источники найма персонала. Формы и методы найма персонала. Понятие отбора персонала. Процедура отбора персонала. Критерии отбора. Методы отбора персонала. Понятие подбора и расстановки персонала. Принципы подбора персонала. Задачи подбора и расстановки персонала.

Мотивация труда как фактор результативности труда. Современные концепции мотивации деятельности человека. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Комплексная система мотивации персонала, ее инструментарий.

Библиографический список:

Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

Меттьюз Д. Развитие человеческих ресурсов. – М.:Экспо, 2008.

Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007.

Шинкаренко О.Н. Управление персоналом организации при внедрении стандартов серии ИСО 9000:2000. – М.: Дело и Сервис, 2007.

Экономика организации

(ПК-8, ПК-30, ПК-50)

Сущность и роль функционирования предприятий в рыночной экономике. Основные цели и задачи предприятия. Типы предприятий.

Основные средства: понятие, состав, структура. Основные производственные и непроизводственные фонды.

Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация и методы ее исчисления. Применение ускоренной амортизации. Переоценка основных фондов и ее роль в условиях инфляции. Показатели и анализ использования основных фондов. Пути повышения эффективности использования основных средств.

Сущность, состав и классификация оборотных средств. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств. Источники формирования оборотных средств, пути ускорения их оборачиваемости.

Производственная программа предприятия. Методы разработки произ­водственной программы. Производственная мощность предприятия и факторы, ее определяющие. Планирование производственной мощности предприятия.

Понятие себестоимости продукции. Виды себестоимости продукции. Элементы себестоимости и классификация затрат. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие. Калькулирование себестоимости продукции. Значение минимизации затрат на производство в условиях рынка. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Резервы снижения себестоимости, методы их выявления и использования.

Сущность, функции и виды прибыли. Источники формирования прибыли и факторы, определяющие ее величину. Распределение и использование прибыли.

Рентабельность предприятия. Виды рентабельности. Резервы повышения рентабельности.

Цель, задачи, принципы и методы планирования. Характеристика планов в зависимости от уровня планирования. Методы планирования. Нормативная база планирования.

Сущность экономической эффективности производства. Система показателей, используемых при оценке эффективности деятельности предприятия. Методика их расчета.

Библиографический список:

Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Экономистъ, 2007.

Сергеева И.В. Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): Учебник - М: Проспект, 2010

Экономика и организация производства: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Дубровина И.А. ИТК Дашков и К, 2006 Изд. 2-е, доп., перераб.

Экономика организации (предприятия): Учебник /Под ред. Грибова В.Д., Грузинова В.П., Кузьменко В. М: КноРус, 2009

Экономика предприятия (фирмы). Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В.Девяткина. 3-е изд., переаб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009.

Экономика организации: Учебное пособие / В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов КноРус, 2010.

Основы менеджмента

(ОК-5, ОК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-8)

Понятие менеджмента и его содержание. Менеджмент как вид деятельности и как система управления. Элементы системы менеджмента и их взаимодействие. Организационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом. Методология изучения менеджмента.

Организационное и социально-психологическое содержание функций менеджмента. Состав функций менеджмента. Стратегическое планирование и разработка программ. Тактическое планирование. Организационная деятельность. Мотивация деятельности. Регулирование и контроль.

Формы организации менеджмента. Понятие, сущность и основные черты организации. Организация как субъект и объект, условия и результат управления. Структура организации. Сущность и виды структурного деления. Принципы структуризации. Типы организаций по взаимодействию структурных подразделений. Традиционная организация. Дивизионная (отделенческая) ор­ганизация. Проектная организация. Матричные организации.

Инфраструктура менеджмента. Организация как часть большой системы. Внешняя среда организации и ее основные характеристики. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой. Характеристики и условия эффективного применения механистических и органических организаций. Внешняя среда и менеджмент. Прямое воздействие внешней среды на менеджмент. Косвенное воздействие внешней среды на менеджмент.

Организационно-экономические характеристики менеджмента. Полномочия и ответственность. Виды полномочий. Линейные полномочия. Штабные (аппаратные) полномочия. Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями. Делегирование полномочий. Факторы, определяющие степень децентрализации полномочий. Ответственность в контексте делегирования полномочий.

Человек в организации. Организационная среда и организационное окружение. Модель взаимодействий человека и организационного окружения. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации. Восприятие человека окружением. Поведение человека в организации. Критериальная основа поведения человека в организации. Природа и суть конфликтов. Типология конфликтов. Причины конфликтов. Регулирование конфликтных ситуаций в системе менеджмента. Обучение и модификация поведения человека. Компенсация. Типы и формы компенсаций.

Руководство и лидерство в менеджменте. Природа руководства и лидерства. Цель лидерства. Функции руководства и лидерства. Делегирование полномочий как средство руководства и лидерства. Поведение и стили лидеров. Формирование поведения лидеров. Лидерство и управление.

Коммуникации в менеджменте. Определение коммуникаций. Цели ком­муникаций. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Вертикальные, горизонтальные и диагональные коммуникации. Руководитель и коммуникации. Невербальная коммуникация.

Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Развитие управления в России. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

Библиографический список:

Балашов А.П. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008.

Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардирики, 2005..

Грязнова А.Г., Джинджолия А.Ф. Основы менеджмента: Учебник – М.: Экономика, 2008

Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Изд-во "Питер", 2006.

Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. – М.: Изд-во Эксмо, 2006

Макашева З.М. Основы менеджмента. М.: КноРус, 2004

Мескон М.Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. 3-е издание – М.: Вильямс, 2011.

Радугина А.А. Основы менеджмента. М.: Центр, 2000

Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. Учебник, 3-е изд. – М.: КНО­РУС, 2008

Шеметов П.В., Чередникова Л.Е., Петухова С.В. Менеджмент: учебное пособие, 2-е изд. М.:ОМЕГА-Л, 2008.

Маркетинг

(ПК-10, ПК-29, ПК-30, ПК-36)

Понятие маркетинга. Цели и задачи маркетинговой деятельности. Конъюнктура рынка. Сегментация рынка. Позиционирование товара на рынке.

Природа каналов распределения. Структура каналов распределения.

Товародвижение как система, его элементы. Выбор эффективного способа товародвижения. Организация сбыта. Функции основных субъектов действующих в сфере сбыта. Организация управления маркетингом. Организационные структуры маркетинга.

Типы организационных структур маркетинга: функциональная, продуктовая, рыночная, ориентированная на покупателя, региональная, матричная.

Управление маркетингом на предприятии. Маркетинговые службы пред­приятия и их основные подразделения. Кадры маркетинговых служб.

Сущность, цели и роль ценовой политики и ценовых стратегий. Ценовые стратегии. Методы ценообразования: определение цен с ориентацией на ценностную значимость товара; определение цен на основе издержек производства; определение цен с ориентацией на конкуренцию; определение цен на основе нахождения равновесия между издержками производства и соотношением рынка; параметрические методы ценообразования; метод статистических игр.

Библиографический список:

Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг.- СПб: Питер, 2012

Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. – М.: КНОРУС, 2007.

Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е издание/ Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского.- СПб: Питер,2002.

Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2012.

Липсиц И.В. Маркетинг для топ-менеджеров. – М.: Эксмо, 2007.

Наши рекомендации