Тема Стратегические альтернативы и выбор стратегии
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЗЕРЖИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Рассмотрены и одобрены на заседании
предметно-методической комиссии отделения СПО
Председатель комиссии __________
Протокол №__ от __________ 2012 г.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Для студентов 3 курса очной формы обучения СПО
На базе среднего образования
специальности «Менеджмент (по отраслям)»
Самостоятельное изучение дисциплины является одной из важнейших форм подготовки студентов при изучении данной дисциплины учебного плана и требует выполнения предложенных ниже методических рекомендаций.
1. Самостоятельное изучение дисциплины осуществляется на основе выданных студенту преподавателем рекомендаций по выполнению всех заданий, предусмотренных учебным планом и программой.
В первую очередь необходимо уяснить цель и задачи изучаемой дисциплины, оценить объем материала, отведенного для изучения студентами самостоятельно, подобрать основную и дополнительную литературу, выявить наиболее острые проблемы, стоящие по вопросам изучаемой дисциплины.
2. Самостоятельная работа студентов организована в следующих формах:
а. самостоятельное изучение первоисточников по темам учебного плана , с целью закрепления знаний полученных в ходе лекционных занятий
б самостоятельное изучение первоисточников по темам учебного плана , предложенного преподавателем для самостоятельного изучения студентами
ПЛАН
самостоятельной работы студента
Изучаемые темы и вопросы | Время на самостоятельную подготовку (внеаудит.) | Срок выполнения |
Подготовить доклады или электронные презентации с аннотацией на английском языке по теоретическим положениям одной из научных школ стратегического менеджмента | 6 часов | январь |
Подобрать в СМИ информацию о миссии, видении и целях 5-6 известных организаций (по отраслям). Подготовить электронную презентацию. | 4 часа | февраль |
Подготовьте сообщение или электронную презентацию с аннотацией на английском языке на тему «Какие возможности и угрозы существуют для вашего учебного заведения со стороны факторов внешнего воздействия». | 2 часа | февраль |
установить в письменной или электронной форме стержневые компетенции для кондитерской фабрики А. Коркунов и для ресторанов сети Макдональдс. | 2 часа | февраль |
Пользуясь информацией в СМИ и другими источниками, подготовьте сообщение или электронную презентацию о типах рыночных стратегий, применяемых крупнейшими российскими и зарубежными фирмами. | 4 часа | март |
Выполнение контрольной работы | 12 часов | Февраль-апрель |
в Выполнение контрольной работы в соответствии с учебным планом и программой. Она выполняется в соответствии с требованиями методических рекомендаций, выданных кафедрой, и представляется в установленные руководителем сроки.
г В часы самостоятельной работы студент готовится также к тестированию и итоговому контролю по дисциплине. Контроль изучения тестового материала осуществляется преподавателем в ходе практических занятий или с помощью компьютерного тестирования, а также с помощью данного тестового материала может осуществляться итоговый контроль по дисциплине.
Перечень тестов для самостоятельного изучения:
Тема Сущность стратегического менеджмента: основные понятия, функции и принципы
1. Какой из нижеперечисленных основных принципов стратегического менеджмента является, по вашему мнению, наиболее важным:
1) последовательности поэтапного достижения цели;
2) вариантности стратегических решений;
3) вероятности результатов;
4) нет приоритетного - все одинаково важны?
2. Какая причина не является условием повышения значимости стратегического менеджмента для развития российских предприятий в условиях современных рыночных отношений:
1) быстрые (турбулентные) изменения внешней среды;
2) происходящие интеграционные процессы в мировой экономике;
3) появление стратегического мышления у российских руководителей;
4) процессы глобализации бизнеса?
3. Какое утверждение, по вашему мнению, является неверным:
«Правильно разработанная стратегия обязательно должна давать
ответы на вопросы:
1) какие нужды потребителей мы обслуживаем;
2) какие сильные и слабые стороны имеет наша организация;
3) обладаем ли мы достаточными знаниями и опытом, чтобы обслуживать лучше, чем кто-либо еще»?
4. К какому уровню стратегических изменений относятся изменения, как правило, связанные с глубокими структурными преобразованиями внутри организации, обусловленными разделением или слиянием с другой аналогичной организацией:
1) умеренные изменения;
2) радикальные изменения;
3) коренная реорганизация;
4) временные изменения?
5. Какие изменения в организации не являются стратегическими:
1) коренная реорганизация;
2) радикальные изменения;
3) изменения отношений с поставщиками сырья;
4) умеренные изменения?
6. Какое утверждение, по вашему мнению, является неверным:
«Стратегические решения - это управленческие решения, которые:
1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия;
4) разрабатываются на среднесрочную перспективу и закладывают основу для принятия тактических управленческих решений»?
7. Что нельзя отнести к числу стратегических решений:
1) изучение потребностей и предпочтений потребителей;
2) реконструкцию предприятия;
3) внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
4) выход на новые рынки сбыта?
8. Какой из нижеприведенных факторов не характеризует отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования:
1) информационное наполнение, развитие более чувствительных систем информационного наблюдения за внешней средой;
2) форс-мажорные обстоятельства, которые вынуждают принимать стратегические решения вне циклов планирования, принятие стратегических решений в реальном масштабе времени;
3) активное применения таких методов стратегического анализа, как SWOT-анализ и PEST-анализ;
4) в стратегическом менеджменте внешняя среда не рассматривается как нечто данное и неизменное, к чему фирма должна адаптироваться. Скорее рассматриваются способы и стратегии изменения внешнего окружения?
9. Какое утверждение, по вашему мнению, является неверным:
«Комплексный подход в стратегическом менеджменте означает:
1) признание того, что прогресс как выражение развития организации гораздо более важен, чем просто выживание;
2) решение проблем, а не только выполнение функций;
3) отношение к организации как к части окружающей среды, которая представляет для организации совокупность шансов и угроз и определяет ее достижения;
4) признание того, что для развития организации столь же важно достижение экономических успехов, сколь и развитие людей»?
10. Как правильно определяется деятельность по разработке нормативов конкурентоспособности организации и выпускаемых ею товаров на основе исследований стратегических потребностей, ценностей, товаров и рынков:
1) стратегическое планирование;
2) стратегический менеджмент;
3) стратегический маркетинг;
4) оперативный менеджмент?
11. Выберите верное определение сущности современного стратегического менеджмента:
1) управление на основе контроля за исполнением;
2) управление на основе экстраполяции;
3) управление на основе предвидения изменений;
4) управление на основе гибких экстренных решений.
12. Какое утверждение, по вашему мнению, является неверным:
«Принцип открытости в стратегическом менеджменте означает:
1) рассмотрение мира как общего для всех места снабжения, производства и торговли (так называемая глобализация поведения предприятий);
2) признание того, что самыми эффективными являются непосредственные, неформализованные контакты (так называемое предприятие без дверей);
3) что полное эффективное использование человеческих знаний гораздо важнее, чем использование материальных ресурсов;
4) что взаимное доверие даст результат лучше, чем самые эффективные организационные системы»?
Тема Стратегические альтернативы и выбор стратегии
13. Какое важнейшее понятие стратегического менеджмента характеризует данное определение:
«Основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде, выраженное словесно, в котором обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации»:
1) корпоративная стратегия организации;
2) миссия организации;
3) корпоративная культура организации;
4) деловая стратегия?
14. Какое утверждение не характеризует в стратегическом менеджменте критерии выделения стратегических единиц бизнеса:
1) стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;
2) бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;
3) деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей;
4) бизнес-единица обязательно должна находиться на одной территории с «материнской компанией»?
15. Какое важнейшее понятие стратегического менеджмента характеризует данное определение:
«Понятие, которое очень четко выражает организационную основу конкретного вида производственно-коммерческой деятельности организации и содержание которого составляют силы, определяющие настоящий и будущий успех организации»:
1) корпоративная стратегия организации;
2) миссия организации;
3) корпоративная культура организации;
4) бизнес-идея?
16. Какое утверждение, по вашему мнению, является неверным:
«В стратегическом менеджменте бизнес-идея складывается как мозаика:
1) из потребностей рынка;
2) возможностей развития способностей организации;
3) философии - базовые взгляды и ценности предприятия;
4) условий осуществления бизнеса»?
17. Какой из приведенных ниже элементов не является компонентом структуры миссии организации:
1) характеристика рынка (клиенты);
2) цели предприятия в терминах «выживание», «развитие», «доходность»;
3) технология, оборудование, техпроцессы, инновации в технологиях;
4) организационная и производственная структуры организации?
18. Какое важнейшее понятие стратегического менеджмента характеризует данное определение:
«Стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг»:
1) деловая (бизнес-стратегия);
2) функциональная стратегия;
3) корпоративная (портфельная) стратегия;
4) маркетинговая стратегия?
19. Какое утверждение, по вашему мнению, является неверным:
«Стратегические цели организации, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации и выполняют следующие функции»:
1) лежат в основе принятия любого управленческого решения;
2) характеризуют организационную основу конкретного вида;
3) являются исходной точкой планирования;
4) определяют систему мотивации, используемую в организации?
20. Какое важнейшее понятие стратегического менеджмента характеризует данное определение:
«Оболочечные», или «пустотелые», фирмы, в которых часть бизнес-функций, прежде всего производство, передана на контрактной основе сторонним подрядчикам»:
1) стратегические хозяйственные подразделения;
2) сетевые структуры;
3) стратегические единицы бизнеса;
4) дочерние компании?
21. Что нельзя отнести к числу элементов корпоративной стратегии:
1) распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа;
2) поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии;
3) изменение структуры корпорации;
4) единую стратегическую ориентацию подразделений?
22. Какое важнейшее понятие стратегического менеджмента характеризует данное определение:
«Внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка»:
1) маркетинговый отдел;
2) стратегическая единица бизнеса;
3) финансово-экономический отдел;
4) плановый отдел?
23. Основными элементами деловой стратегии не являются:
1) рекомендации по поводу того, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке;
2) указания, кому именно и по каким ценам предприятие будет продавать продукцию;
3) предложения о том, как в перспективе осуществлять подготовку и переподготовку кадров на предприятии;
4) предложения о том, как будет предприятие рекламировать свою продукцию.
24. Какое утверждение, по вашему мнению, является неверным:
«Основные стратегические функции миссии организации:
1) является стратегическим инструментом, идентифицирующим целевой рынок и широко определяющим бизнес, или основную деятельность предприятия;
2) вовлекает большое число сотрудников в процессы формирования и реализации целевых установок предприятия во время ее обсуждения, помогает каждому оценить перспективы и возможности своей работы в фирме;
3) характеризует сущность и привлекательность для инвесторов разрабатываемых организацией бизнес-планов;
4) играет важную коммуникационную роль - как внутреннюю (для разъяснения целей деятельности предприятия), так и внешнюю (для информирования акционеров, поставщиков, потребителей)»?
25. Какое важнейшее понятие стратегического менеджмента характеризует данное определение:
«Стратегия, которая разрабатывается функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии»:
1) деловая (бизнес - стратегия);
2) функциональная стратегия;
3) производственная стратегия;
4) маркетинговая стратегия?