Стратегические альтернативы и их реализация

Перед организацией стоят четыре основных стратегических альтернативы:

· ограниченный рост;

· рост;

· сокращение;

· сочетание 3-х предыдущих.

Ограниченный рост – для этой альтернативы характерно установление целей от достигнутого с учётом инфляции.

Эту стратегию применяют в зрелых отраслях со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением.

Рост – эта стратегия осуществляется путём ежегодного значительного превышения уровня целей от уровня предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Рост может быть внутренним и внешним.

Внутренний рост – это расширение ассортимента товаров или производственных площадей, диверсификация. Диверсификация – разнообразие продукции.

Внешний рост – может быть в виде вертикальной и горизонтальной формы.

Сокращение – уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом (стратегия последнего средства).

В рамках этой стратегии имеется несколько вариантов: ликвидация; отсечение лишнего – избавиться от некоторых видов деятельности или подразделений; сокращение или переориентация.

Сочетание 3-х предыдущих – свойственна для крупных организаций, активно действующих в нескольких отраслях.

При выборе стратегии целью является выбор той альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации.

Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

Для реализации стратегий разрабатывается тактика, политика, процедуры и правила.

Тактика – это краткосрочные и среднесрочные планы, согласующиеся со стратегическими и представляющие собой действия по достижению стратегии.

Политика – это общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.

Процедура – описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации (последовательность действий).

Правило – точно определяет что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.

Оценка стратегии проводится путём сравнения результатов работы с целями. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.

При оценке стратегического планирования необходимо ответить на следующие вопросы:

· является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?

· предполагает ли стратегия допустимую степень риска?

· обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?

· учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?

· является ли стратегия лучшим способом применения ресурсов организации?

Выводы:

1. Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей для организации и решения о том, что следует сделать для их достижения.

2. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

3. Ключевым компонентом стратегического планирования являются цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования. Первым этапом планирования является выбор миссии и конкретных целей, обеспечивающих её достижение.

4. Миссия организации должна быть официально сформулирована, о ней должно быть сообщено сотрудникам организации, она служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения.

5. Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными, достижимыми и взаимно поддерживающимися.

6. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оценивает изменения во внешней среде и изучает внешние возможности и опасности, которые могут помочь или затруднить достижение целей организации.

7. Руководство должно определить внутренние сильные и слабые стороны организации, чтобы эффективно осуществлять планирование.

8. В распоряжении организации имеются четыре стратегические альтернативы (ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание 3-х предыдущих).

9. Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все свои альтернативы и варианты.

10. После выбора основополагающей общей стратегии, её необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.

11. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров (тактики, политики, процедур и правил).

12. При реализации или изменении стратегии руководство всегда должно учитывать её взаимосвязь со структурой и объединить формирование структуры организации и планирование.

Контрольные вопросы

1. Дать определение стратегии.

2. Перечислить этапы стратегического планирования?

3. Какова роль стратегического плана в системе планов организации?

4. Возможные стратегические альтернативы.

5. Что представляют собой горизонтальный и вертикальный рост?

6. В чем отличие стратегии и тактики?

8.Организация как функция менеджмента.

Наши рекомендации