Кружки качества

Кружки качества стали создаваться в Японии после Второй мировой войны с целью вовлечения работников в решение организационных проблем. В основе кружков качества лежит не самодеятельность работников, а профессиональный подход менеджеров. Перед кружками были поставлены следующие задачи:

• активизировать человеческий ресурс,

• улучшить качество трудовой жизни,

• снизить издержки,

• уменьшить непроизводительные затраты времени,

• повысить действенность, экономичность и производительность организации.

Эти и сопутствующие им задачи сводятся к трем направлениям деятельности. Первое — совершенствование и создание новой технологии (“ноу-хау”), а также приемов труда; второе — налаживание социальных отношений; третье — получение синергетического эффекта от первого и второго направлений (нахождение необходимых пропорций).

Работа кружков качества проводится в рабочее время и является добавочной функцией для работников, прямо не оплачиваемой.

До 1970 г. кружки качества проходили этап эволюционного развития, а затем начался бум их внедрения в США и странах Западной Европы. Так, в 1978 г. корпорация “Нортрон” в Лос-Анджелесе приступила к реализации программы шести кружков качества для решения проблем растущих издержек и качества трудовой жизни. Стоимость программы составила 27 млн. долл. В результате ее реализации в течение года были зафиксированы следующие достижения:

• отвлечения работников на работу в кружки качества не привели к снижению объема выпуска,

• чистая прибыль от реализации рекомендаций работников кружков качества составила 106 млн. долл.,

• улучшились дружелюбные контакты между работниками организации,

• существенно улучшилось отношение работников к труду и к руководству.

На деятельность кружков качества оказывают влияние субъективные факторы и объективные условия. Однако в основе всех вариантов лежит структурированный, патисипативный метод решения актуальных задач в малых группах. Решение каждой задачи имеет три этапа и 12 операций (рис.5.14).

Кружки качества - student2.ru

Рис.5.14.Схема решения задачи

Обычно задачи решаются за несколько проходов по перечисленным на рис. 5.14 этапам т. е. схема имеет циклический характер. В рамках схемы творческий характер решения задачи может быть представлен так, как на рис. 5.15.

Наши рекомендации