Кружки качества
Кружки качества стали создаваться в Японии после Второй мировой войны с целью вовлечения работников в решение организационных проблем. В основе кружков качества лежит не самодеятельность работников, а профессиональный подход менеджеров. Перед кружками были поставлены следующие задачи:
• активизировать человеческий ресурс,
• улучшить качество трудовой жизни,
• снизить издержки,
• уменьшить непроизводительные затраты времени,
• повысить действенность, экономичность и производительность организации.
Эти и сопутствующие им задачи сводятся к трем направлениям деятельности. Первое — совершенствование и создание новой технологии (“ноу-хау”), а также приемов труда; второе — налаживание социальных отношений; третье — получение синергетического эффекта от первого и второго направлений (нахождение необходимых пропорций).
Работа кружков качества проводится в рабочее время и является добавочной функцией для работников, прямо не оплачиваемой.
До 1970 г. кружки качества проходили этап эволюционного развития, а затем начался бум их внедрения в США и странах Западной Европы. Так, в 1978 г. корпорация “Нортрон” в Лос-Анджелесе приступила к реализации программы шести кружков качества для решения проблем растущих издержек и качества трудовой жизни. Стоимость программы составила 27 млн. долл. В результате ее реализации в течение года были зафиксированы следующие достижения:
• отвлечения работников на работу в кружки качества не привели к снижению объема выпуска,
• чистая прибыль от реализации рекомендаций работников кружков качества составила 106 млн. долл.,
• улучшились дружелюбные контакты между работниками организации,
• существенно улучшилось отношение работников к труду и к руководству.
На деятельность кружков качества оказывают влияние субъективные факторы и объективные условия. Однако в основе всех вариантов лежит структурированный, патисипативный метод решения актуальных задач в малых группах. Решение каждой задачи имеет три этапа и 12 операций (рис.5.14).
Рис.5.14.Схема решения задачи
Обычно задачи решаются за несколько проходов по перечисленным на рис. 5.14 этапам т. е. схема имеет циклический характер. В рамках схемы творческий характер решения задачи может быть представлен так, как на рис. 5.15.