Этапы подготовки научной публикации
Работу над изложением научно-исследовательских результатов работы в виде статьи можно описать как пятиступенчатую технологическую цепочку, или, по-другому, как правило пяти «О»: Ориентация, Опора, Операционализация, Организация, Оценка.
1 этап, «Ориентация», предполагает необходимость выбора характера научной публикации в соответствии с целями и содержанием научных материалов и учетом ее адресной направленности, тенденций в научном сообществе, местом публикуемых результатов в решении актуальных научных проблем.
2 этап, «Опора», связан с разработкой концепции публикации, определением ее структуры, дифференциацией смысловых аспектов.
3 этап, «Операционализация», учитывает возможные способы и приемы работы над статьей и материалами. Он характеризуется необходимостью анализа их потенциала в донесении ключевых идей и статистических данных, соотнесения их с замыслом и качеством его воплощения в случае использования.
4 этап, «Организация», раскрывает процедуру распределения временных ресурсов, способы планирования и порядок подготовки научной публикации от замысла до создания полноценного научного текста.
5 этап, «Оценка», направлен на анализ качества подготовленной публикации, степени разработки научного текста и его литературной отделки. Он позволяет определить, насколько достигнута поставленная цель, содержательны и значимы представленные результаты.
Логика и содержательная насыщенность этапов подготовки научной статьи отражает характер тех умений, которыми должен владеть начинающий ученый для качественного представления результатов своей научной деятельности. С овладения ими и следует начинать обучение студентов и аспирантов написанию основополагающих научных текстов – тезисов и статей.
1 этап – «Ориентация».
Цель – познакомить слушателей с информационной ситуацией в науке, научить определять специфику публикуемого материала и выбирать в соответствии с ним жанр публикации, его стиль и необходимые ресурсы.
Необходимость ориентирования в научной информационной ситуации связана с тем, что многие трудности с определением проблемы научной статьи, выбора ключевых идей, способных максимально раскрыть позицию автора, связано с дискретностью его представлений о том, какое место занимает его работа в общем научном поле предметной области. Важно сформировать у студентов и аспирантов понимание, что информационная ситуация слагается из сведений, которыми располагает общество на данный момент, и его потребностью в новых знаниях [12]. Она связана с определенной научной проблемой, которая в своем развитии проходит несколько этапов (рис. 2).
1 этап. Появление первой публикации, указывающей в общих чертах на существование научной проблемы. К ней постоянно возвращаются, обсуждают, развивают ее идею. Некоторое время тема разрабатывается мало, ее значимость еще не осознана.
2 этап. Если тема завоевывает интерес, начинается активная ее разработка. Появляется множество статей, дополняющих, детализирующих, изучающих факты, различные срезы данной тематики. Этот период очень важен для полного и объективного освещения проблемы: открываемые факты, противоречащие друг другу результаты, которые необходимо объяснить, согласовать. Статьи подготавливают почву для появления более глубоких крупных исследований.
3 этап. На основе достижений этого периода появляются произведения, обобщающие проблему, – сначала аналитические обзоры.
4 этап. Научная монография – теоретическое произведение, удовлетворяющее теоретические потребности специалистов. Она рассчитана на людей, занятых в научной сфере, для которых активное освоение содержания произведения является одним из условий профессиональной деятельности. Монография обобщает и систематизирует накопленные знания, выявляет закономерности, отражает процесс совершенствования методов, средств и форм исследования сущности явлений. Так как к научной проблеме могут существовать различные подходы, монографий может быть несколько, иногда чуть больше, чем научных школ. Если монографий много – возможны и далее аналитические обзоры.
5 этап. Монографический этап завершается появлением популярных книг. До теоретической разработки темы они появиться не могли: нельзя популяризировать то, что еще не разработано наукой.
6 этап. Происходит отбор установившихся теоретических концепций и написание учебников и практических пособий.
7 этап. Подготовка справочников, где в нескольких строчках умещаются годы научного труда.
К моменту создания справочников можно считать, что проблема исчерпана. Информационный цикл завершен, но, поскольку научная мысль не стоит на месте, естественно ожидать начало нового цикла. Таков путь от нового знания немногих до элемента культуры каждого образованного человека.
Существование в науке информационного цикла показывает, насколько важно перед изложением даже части результатов научной деятельности глубоко изучить информационную ситуацию. Это то условие, которое раскрывает потенциал, связанный с разработкой вопроса (проблемы) и которое устанавливает значимость исследования, фокусирует его цель и адресность. В соответствии с ним можно определить жанр будущего произведения, его структуру, внешнюю форму, дать заглавие и учесть интересы будущих читателей, т. е. конкретизировать информационное поле научной статьи.
Процедура конкретизации напрямую связана с ответом на ряд основных вопросов (рис. 3).
1. Какой вид научных статей наиболее полно соответствует целям моей научной публикации?
2. Достаточны ли материалы, которые я собираюсь опубликовать, для создания научной статьи?
3. Смогу ли я учесть специфику статьи как научной публикации?
4. Какими ресурсами для максимального раскрытия замысла в статье я располагаю?
5. Что еще необходимо учесть, чтобы соблюсти жанр статьи как научной публикации?
6. Какова должна быть структура статьи с учетом выделенных особенностей?
Ответ на каждый из этих вопросов следует разобрать отдельно, чтобы научить слушателей самостоятельно ориентировать в своеобразии основных характеристик (жанровых, стилистический, структурных и т. д.) научной статьи.
Виды научных статей.
Научные статьи могут быть классифицированы по целям публикации и по их принадлежности к соответствующим жанровым направлениям.
В первом случае выделяют общеисследовательские, практико-ориентированные и полемические статьи [11].
Общеисследовательская статья подразумевает глубокое обобщение с целью изучения закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества, науки.
Практико-аналитическая статья анализирует конкретные проблемы, ситуации, действительность науки, культуры, социальной сферы и связана с решением практических задач. Ее цель – выявление и оценка причин сложившейся ситуации, тенденций их развития, описание проблем, стоящих на пути решения практических задач, поиск путей их эффективного решения и вынесение на суд общественности конструктивных предложений.
Полемическая статья отражает спор по каким-либо проблемам. Поводом для такой публикации служит выступление представителя «чужой» научной школы-оппонента. Цель: 1) обосновать свою точку зрения, показать свое видение проблемы, ее причины и методы решения и 2) опровергнуть позицию оппонента.
По принадлежности к соответствующим жанровым направлениям выделяют информационные, аналитические и публицистические статьи [10].
Информационная статья построена на различных фактах и статистических данных. Это хроника, интервью, отчет, обозрение. Их целью является осведомление (информирование) о каком-либо явлении, событии, исследовании. Факты излагаются в сжатой, конкретной форме, без общих рассуждений и обоснований, но при этом они тщательно изучены, проанализированы и оценены. Отбор фактов осуществляется с учетом их соответствия действительности, достоверности, новизны, общественной, научной, и информационной значимости. Факты приводятся в логической последовательности, характеризующей предмет, явление, цепь событий, и наращиваются путем присоединения объема информации до завершения картины. При изложении используются повествовательная и описательная формы. Материал располагается в соответствии с временным или пространственным развитием событий (опытов, экспериментов и т. д.). Он включает обязательное отражение смысловых аспектов: предмет описания, его назначение, область применения, кем и где разработан – состояние разработки, конструкция, технические и эксплуатационные характеристики, эффективность использования, выводы. Каждый из них излагается таким образом, чтобы у читателя сложилось представление о предмете описания в целом,
о его частях, отдельных свойствах и признаках.
Аналитическая статья – это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного метода. Ее цель – всесторонний анализ фактов, выводящих на решение научной задачи. Она отличается обстоятельностью разработки темы. В ней присутствуют оценки взаимосвязей, фактов, аргументация, теоретические обобщения, логические выводы и практические рекомендации. Здесь широко применяются рассуждения и умозаключения. Наиболее распространенными видами аналитической статьи являются установочные (программные), научные (теоретические или специальные) и обзорные статьи.
Публицистическая статья представляет материалы, отражающие актуальные проблемы современности, тенденции общественного развития. Она обладает одновременно и информативными качествами, и аналитическими свойствами, и эмоциональностью. Ее назначение – перевод эмоционального подтекста всего в ней сказанного в программные обобщения и выводы. Публицистический жанр адресован самой широкой читательской аудитории, разработке мировоззренческих проблем, формированию взглядов на образ мыслей читателя. Разновидностями публицистической статьи являются директивные, пропагандистские, проблемные, критические, обзорные и отчетные публикации, а также статьи-комментарии, статьи-корреспонденции и статьи теоретического плана.
Виды научных статей, несмотря на их специфику, отражают основные признаки статьи как научной публикации и ее жанровую принадлежность в спектре научных произведений. Соблюдение этой спецификации – залог точности донесения своего замысла до научной общественности.
Определение.
Статья – произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника как составная часть основного текста.
Признаки научной статьи.
Основными признаками статьи как научного жанра является анализ и обобщение. Ее содержание предполагает обязательное осмысление и разбор значительного явления (или группы явлений), аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею.
Каждый из обозначенных признаков должен быть четко отражен в научной статье. Это соответствие напрямую определяет выбор информационных ресурсов для использования их в качестве материалов для научной публикации. Недостаток информации может ощущаться в глубине его обобщения. Слабость владения предметом – в поверхностности анализа и неоправданной расстановке акцентов. Отсутствие статистики – в низкой аргументации собственной позиции.
Научные ресурсы.
Обзор имеющихся ресурсов (информационных, аналитических, стилистических) раскрывает не только теоретический потенциал излагаемых результатов, но и возможность практического воплощения замысла. Важно оценить имеющиеся возможности с точки зрения научной эрудированности в выбранной теме, доступности информационных источников, достаточности (доказательной) статистической базы, способности донести до читателя смысл полученных результатов или формулируемых идей, наличие средств изложения материала. В связи с этим научный замысел необходимо рассмотреть с нескольких сторон.
Во-первых, оценить, насколько тема соответствует подготовленности автора к ее изложению. Возможно требуется дополнительная проработка источников и более глубокая ориентация в выбранной предметной области.
Во-вторых, осмыслить степень заинтересованности в данной научной публикации, отвечает ли она научным интересам и склонностям автора. Недостаточная эмоциональная включенность обязательно скажется на качестве научных материалов.
В-третьих, проанализировать информационную базу, будет ли ее достаточно, чтобы провести анализ и обобщение материалов, доказать основную идею, выразить свою позицию и сформулировать выводы.
В-четвертых, критично дать оценку своим способностям – будет ли заявленная тема и научный замысел интеллектуально посилен для его качественного воплощения. В некоторых случаях аналитических способностей может оказаться недостаточно для создания полноценной научной статьи.
В-пятых, сделать обзор необходимых для воплощения замысла методических средств и оценить их достаточность. Вполне вероятно, что в некоторых случаях могут потребоваться специальные приемы донесения информации до читателя. Чаще всего, эти приемы раскрываются через жанр научной статьи, отражающий способ заочной научной коммуникации.
Особенности жанра.
Жанровая дифференциация научных произведений позволяет обеспечивать научное сообщество необходимой информацией и на уровне творческого поиска, и на уровне восприятия готовых результатов. Жанр четко фиксирует конкретность и традиционность существующих норм и стандартов выбранного стиля научной коммуникации. Он является определенным способом формирования социальной информации в знаковое (литературное) произведение [14]. Чтобы четко соблюсти жанровую принадлежность создаваемой статьи, необходимо ориентироваться в потенциальном предмете жанра научной публикации, его целевом назначении и адресности.
Предмет жанра научной публикации призван отразить компоненты научного исследования в объеме, заданном целями научной коммуникации. В нем реализуются исторический или логический, теоретический или экспериментальный методы исследования.
Целевое назначение жанра научной литературы обусловлено ее социальной функцией: отражение, оценка, интерпретация научных знаний средствами литературы.
Читательский адрес жанра предполагает учет особенностей процесса восприятия научной информации и заданность обращения читателя к научному тексту как к способу коммуникации. Жанровая адресность научной публикации обусловливается объемом специальных знаний читателя, его научными интересами. Для ученого, выступающего в роли потребителя информации, небезразлично, как решалась задача – теоретическим или прикладным путем, каким методом, в промышленных или лабораторных условиях. По этой причине очень важно, чтобы статья отражала определенную точку зрения, в соответствии с которой рассматривается предмет, или сторону исследования, отвечая читательским интересам и информационным запросам определенных групп специалистов – исследователей, теоретиков, инженерно-конструкторского сообщества.
Жанр научной публикации сохраняет определенную устойчивость и преемственность и в то же время обладает динамичностью, может трансформироваться в зависимости от конкретных условий применения: характера средств коммуникации, вида издания, целевой направленности и читательской аудитории.
Наиболее значимыми жанровыми особенностями статьи являются следующие [5].
1. Предметом статьи выступает ряд ситуаций, в каждой из которых, так или иначе, проявляется действие какой-то общей закономерности или тенденции. Их выяснение, обстоятельное рассмотрение и демонстрация – основная задача статьи.
2. Решающим ориентиром предстает цель автора – выявить, проследить связи, соединяющие анализируемую проблему с «миром» окружающих проблем современности. Статья предполагает обобщение значительного фактического материала, который не сводится к задаче иллюстрирования мысли. Концепция статьи – экстракт осмысленных фактов, где факт – это основание проблемы, аргумент в рассуждении, «сцепление» элементов авторского замысла.
3. Автор статьи убеждает читателя в справедливости или ошибочности какой-то идеи, мысли. Ему приходится прибегать не только к анализу отдельных фактов, но и к размышлениям, опираться на всю совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В этом случае факты служат отправной точкой для развития авторской мысли, аргументируют ее.
4. Автор статьи стремится превратить читателя в своего единомышленника.
Таким образом, статья – это жанр, обобщающий явления действительности, факты и предполагающий ясное развитие строго определенной мысли. Статья излагает итоги исследования. Сила любой статьи не в обилии фактов, а в обобщениях, опирающихся на развернутую аргументацию. Эта специфика статьи как научного жанра позволяет четко определить ее структуру и избежать размытости и хаотичности излагаемых мыслей.
Структура статьи
Структура – (лат. structura – строение, расположение), определенная взаимосвязь, взаиморасположение составляющих частей: строение, устройство чего-либо. Структура статьи отражает совокупность входящих в нее устойчивых смысловых элементов, которые обеспечивают целостность ее восприятия как научного произведения.
Безотносительно к конкретному виду научной статьи и к области исследования эмпирически сложилась своя структура смысловых элементов статьи. Иногда их называют анкетными признаками статьи [10].
1. Проблема, предмет или тема исследования.
2. Научная (техническая) область, в которой проведено исследование.
3. Цель исследования.
4. Точка зрения на предмет или сторона, с которой он рассматривается.
5. Назначение объекта исследования (разработки).
6. Вид исследования.
7. Метод исследования.
8. Использованные оборудование, материалы.
9. Условия, в которых проводились исследования.
10. Конкретные результаты.
11. Техническая эффективность объекта, предложенного в результате исследования (разработки).
12. Экономическая сторона исследования, стоимость обоснованного (разработанного) объекта.
Совершенно естественно, что в тексте не каждой статьи можно обнаружить все из перечисленных элементов. На макроуровне статья, как и любое другое научное произведение, обычно состоит из введения (вступления), основной части и заключения.
Вводная часть обычно содержит обоснование актуальности темы и формулировку научной проблемы (задачи). Она освещает историю вопроса и степень его разработанности, включая оценку полученных при этом результатов. В ней оговариваются условия исследования, допущения, ограничения и другие сведения, необходимые для того, чтобы подготовить читателя к восприятию основной части. Если статья написана по результатам коллективного исследования, во вводной части отмечаются особенности индивидуальных подходов к решению проблемы (задачи), указывается доля личных вкладов.
Основная часть статьи обычно начинается с формулировки цели исследования. Она включает описание выбранных методов, условий, обсуждение имеющихся фактов и наблюдений, анализ противоречий и рассогласований, обоснование вытекающих из них гипотез, изложение полученных результатов.
Заключительная часть может быть представлена в двух вариантах: в форме выводов (тезисов) или обобщенного резюме. Она обобщает результаты исследования, которые должны быть изложены кратко и четко; содержит оценку теоретической, практической значимости результатов и рекомендации по их применению; в ней намечаются пути дальнейшей разработки научной проблемы (задачи), выдвигаются новые проблемы и направления.
Конкретизация структуры научной статьи связана с целями научной публикации, ее основной идеей и предполагает переход от ориентации в специфике этого жанра к овладению практическими навыками ее написания.
2 этап – «Опора».
Цель – овладение способом построения концепции статьи, формирование навыков разработки структуры научной публикации.
Поскольку структура научной статьи способствует достижению цели, ради которой она пишется, необходимо научиться выделять а) основную мысль публикации и б) наиболее значимые элементы содержания, позволяющие осмыслить и упорядочить материал.
Четкий, ясный тезис – основная мысль, которая последовательно вытекает из приводимых, всесторонне проанализированных фактов. Она четкой «нитью» проходит через все составляющие статьи: введение, основную часть, заключение.
Остальные элементы даются в их сущности и связях с ключевым тезисом, подчеркивая очевидность и бесспорность сделанных выводов (рис. 4).
Таким образом, разработка структуры научной статьи подразумевает следующие последовательные действия (алгоритм) [13]:
1. Определение ключевого тезиса публикации: «Что наиболее ценного будет в моем сообщении для читателя? Какова цель научной публикации?»
2. Формирование вводной части – краткого предисловия к основному высказыванию. Лучшей опорой в этом случае служит соблюдение адресности: «На какую профессиональную категорию специалистов рассчитана статья?» В соответствии с этим происходит:
ü обоснование актуальности темы,
ü обозначение противоречий и рассогласований,
ü определение цели работы.
3. Разработка основной части. Она раскрывает существо вопроса, содержит анализ, исходных данных и конечных результатов. Внутри могут быть тематические подзаголовки, которые помогают более четко излагать материал, улучшают восприятие текста, содержат информацию о результатах исследования, которую, в первую очередь, ищет читатель, например, такие как:
• сравнение имеющихся подходов, позиций, точек зрения на проблему;
• авторский подход – целесообразность предлагаемого подхода;
• описание предлагаемого варианта решения, оценка предлагаемого варианта решения;
• методы;
• результаты и их обсуждение.
4. Подготовка заключения – подведение итога всего изложенного в статье, авторское резюме. Не следует эту важную часть статьи заменять обшей фразой, неполно формулировать выводы. Это дезориентирует читателя и усложняет работу с текстом. Его составными элементами обычно являются:
• выводы, рекомендации по практическому применению,
• нерешенные вопросы, направление работ на будущее.
Для овладения алгоритмом разработки структуры научной статьи можно воспользоваться специальным трафаретом, который несет в себе опорные элементы общей концепции замысла (рис. 5).
Кроме того, для построения структуры статьи можно использовать следующий способ [2]. Взять 6 больших листов бумаги и подписать их: ЗАГЛАВИЕ, РЕЗЮМЕ, ВВЕДЕНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ОБСУЖДЕНИЕ. Всякий раз, как осенит идея, записывать ее в любом порядке на этих листах. Это поможет не потерять ценные мысли.
Когда структура статьи определена, можно переходить к подбору средств изложения основных мыслей и способов донесения до читателя необходимых материалов.
Для разработки данной публикации использовалась следующая схема (рис. 6).
3 этап – «Операционализация».
Цель – рассмотреть возможности оперирования информацией, овладеть некоторыми способами подачи материалов.
Авторство – всегда творчество. Это искусство анализа и собственного видения темы. Если условно расчленить творческий процесс на основные элементы, то в нем отчетливо выделяются три последовательных этапа, требующих особых способов работы с информацией: отбор материала для статьи, развитие содержания (интерпретация полученных результатов, выбранных подходов, противоречивых фактов) и литературная отделка текста. Вот некоторые из них, оптимизирующие работу над статьей.
Отбор материала. Статья может ограничиться кратким конспективным изложением самых существенных мыслей, дать постановку вопроса и канву для его обсуждения. Характеристику фактов не следует предвзято подгонять к определенной идее: так незаметно для себя можно подменить реальность надуманной схемой.
Трудности интерпретации. Научно обоснованное истолкование явлений действительности, определивших тему статьи, ее содержание, в первую очередь, сопряжено с авторской концепцией. Залог успешности ее воплощения – присутствие в статье научного анализа и лаконичность изложения. Научный анализ предполагает движение мысли. Если оно есть
— это одновременно и гарантия от появления в статье пустяковых сведений и тривиальных идей. Умение в наиболее лаконичной, сжатой форме раскрыть читателю сущность того или иного положения позволяет избежать недопонимания и двусмысленности, убедить читателя, активизировать его в нужном направлении. Научиться писать кратко, но исчерпывающе – трудная задача, однако ее решение как раз и формирует мастерство в создании научных текстов.
Воплощение темы. Работая над статьей, необходимо искать наиболее эффективные способы организации материала как единого целого. Для того чтобы множество фактов, статистических данных, мыслей четко и последовательно выражало главную идею, пути осуществления поставленной цели, нужно выделить наиболее существенное, расставить акценты, создать целесообразные пропорции, т. е. отобрать нужное и изъять лишнее. Важно найти соответствие формы содержанию и использовать ее возможности для полного и яркого раскрытия идей.
4 этап – «Организация».
Цель – научиться организовывать и регулировать свою деятельность в ходе подготовки научной статьи.
Обычно существуют четкие временные рамки, отведенные на создание статьи. В этот период необходимо пройти весь цикл ее подготовки от вычленения замысла до получения результата. Сложность и многогранность создания научных текстов требует от автора не только содержательной и методической компетентности, но и умения распределять задачи и свои силы.
Лучшим способом решения проблемы организации авторского труда служит а) планирование времени – оценка продолжительности выполнения задачи и ее этапов и б) составление расписания продвижения к цели – установление плановых дат для выполнения работ и наступления контрольных (ключевых) событий. Это помогает сделать процесс подготовки научной публикации подконтрольным и управляемым, а также избежать несовпадения фактических и плановых результатов, которые часто приводят к изменениям ранее согласованных планов и сроков в соответствии с реальным положением дел.
Представим путь от идеи до публикации.
Приступая к работе над статьей, нужно понимать, что это – процесс. Он имеет начало и конец, свою продолжительность, этапы, свои трудности. Поэтому, во-первых, необходимо распланировать свою работу. Отталкиваясь от сроков написания текста, оценить затраты времени и сил, разбить работу на части, составить расписание – когда именно эти части должны появиться, постараться оценить, сколько времени займет поиск информации, собственно написание текста, т. е. определить контрольные события.
Во-вторых, необходимо высвободить в своем обычном графике время, посвящаемое только работе над статьей.
В-третьих, необходимо запланировать встречи с научным руководителем и другими консультантами (рис. 7).
В-четвертых, следует оценить затраты времени на работу по написанию статьи [7]:
· Разработка темы – 5 ч.
· Изучение информационной ситуации по проблеме – 15 ч.
· Подготовка чернового варианта – 12 ч.
· Корректура – 2 ч.
· Работа над основной частью – 6 ч.
· Подготовка введения и заключения – 4 ч.
· Проработка заголовков и аннотации – 3 ч.
· Редактирование чистового варианта – 3 ч.
· Печать чистового варианта.
· Выступление на кафедре с сообщением – 20 мин.
В-пятых, соотнести необходимое время с общим графиком работы и выделить в нем «окна» для подготовки и написания статьи (рис. 8).
5 этап – «Оценивание»
Цель – научиться оценивать качество подготовленной статьи.
Это – не менее важный этап, чем разработка научной статьи и планирование своих действий по выполнению задуманного. Оценка качества публикации помогает найти уязвимые моменты в ее содержании, определить достоинства и недостатки, разработать стратегию для устранения последних.
Лучшим способом в этом случае является метод трехстороннего редакторского анализа текста: 1) оценка выбора темы; 2) уровень ее разработки и 3) литературная отделка статьи. Все три составляющие тесно взаимосвязаны и представляют собой целостный процесс, который в итоге выводит на соответствие статьи целевому назначению и читательскому адресу.
При оценке выбора темы необходимо обратить внимание на ее актуальность, учитывая при этом теоретическую и практическую значимость решаемой научной задачи (проблемы), оригинальность и новизну, а также соответствие профилю журнала. Конкретность – одно из основных требований, предъявляемых к теме научной статьи. Широкая и недостаточно конкретная тема затрудняет ее глубокую проработку, лишает возможности точно определить читательский адрес.
Анализ уровня разработки темы предполагает всестороннюю оценку содержания статьи с методических и научных позиций. Для оценки полноты и глубины разработки темы важно проанализировать состав смысловых аспектов, отражаемых в тексте. Далее оценивается новизна, достоверность и истинность фактического материала. С этой точки зрения проводится:
· оценка фактов с позиций соответствия их методическим требованиям (они должны быть представительны, рассмотрены во взаимосвязях и развитии);
· анализ и оценка оптимальности числа однородных фактов и их ранжирования в соответствии с «весовой» значимостью;
· оценка точности и достоверности фактов;
· оценка новизны.
Следуя за логикой изложения, необходимо оценить, как осуществлены отбор фактов, их сопоставление, объяснение, интерпретация, синтезирование, на какой основе строятся рассуждения и обоснования, на что опираются заключительные выводы.
Оценка качества литературной отделки статьи предполагает анализ композиции, языка, стиля научной публикации.
Важно, чтобы структура статьи характеризовалась последовательностью изложения материала, логичностью взаимоотношений и пропорциональностью различных ее частей, что обусловлено характером и внутренней логикой развития предмета, жанровыми особенностями этого вида научной публикации, в котором соподчиненность элементов придает единство и целостность включенным материалам. Стиль изложения придает композиции статьи индивидуальную манеру подачи информации, отражает особенности, присущие творчеству конкретного автора.
Основными критериями оценки качества структуры и стиля являются:
1) целостность – структура научной статьи должна представлять собой единство всех составляющих ее компонентов, а каждый элемент структуры – часть статьи в целом;
2) системность – позволяет выявить единую логическую схему статьи, представить отдельные ее фрагменты как отдельные элементы системы, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии;
3) соразмерность – установление соответствия объема того или иного фрагмента статьи его смысловой значимости, познавательной емкости, что позволяет оценить структуру относительно ее соответствия особенностям читательского восприятия текста;
4) связность – позволяет выявить авторский принцип систематизации материала, эффективность избранной автором последовательности изложения.
5) коммуникативная ценность – отражает соответствие литературной подачи материала определенному стилю и языково-стилистическим нормам. Язык и стиль научной статьи, как и ее структура, должны способствовать быстрому отысканию читателем нужных сведений и наиболее эффективному их усвоению;
6) грамматико-стилистические средства изложения – раскрывают характер построения текста. Лучшим способом является использование простых законченных предложений, имеющих правильную грамматическую форму. Такие предложения способствуют быстрому и адекватному восприятию информации. Сложные громоздкие предложения с большим числом внутренних связей затрудняют понимание текста, непроизвольно вынуждая тратить время на его анализ и уяснения смысла. Поэтому сложные предложения целесообразно расчленить на ряд простых, сохраняя логические взаимоотношения между ними.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа учебного семинара-тренинга
Подготовка научной публикации
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса: Расширение профессиональной компетенции аспирантов в области создания научных публикаций.
Задачи курса:
ü систематизировать имеющиеся знания о научном тексте;
ü дать представление о структуре научного произведения;
ü закрепить навыки в области написания научных статей;
ü понять роль и приемы самоорганизации;
ü стимулировать интерес к изучению и освоению чужого опыта работы над научными публикациями.
Место курса в профессиональной подготовке. Данный курс относится к блоку научной подготовки аспиранта.
Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате освоения данного курса аспирант должен знать:
ü основные этапы и тенденции развития информационной ситуации в науке;
ü основные элементы структуры научного произведения, принципы его создания;
ü основные этапы работы над научным произведением;
ü особенности научной статьи;
ü технологию самоорганизации.
В результате освоения данного курса аспирант должен уметь:
· проанализировать любую статью;
· выделять цель, структуру, читательский адрес статьи;
· написать статью самостоятельно;
· составлять технологическую карту процесса работы над статьей.
II. ОБЪЕМ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМА КОНТРОЛЯ
Форма обучения | Дневная – в группе 7-8 человек |
Общая трудоемкость | |
Количество аудиторных часов | |
Из них: – лекций | |
– практических занятий | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля знаний | Творческое задание |
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА
Тема 1. Развитие информационной ситуации в науке.
Информационная ситуация. О структуре современного знания. Научная работа как трудовая и творческая деятельность. Публикация – основа научной коммуникации. Классификации произведений. Содержание деятельности аспиранта. Профессиональная компетентность – основные этапы развития.
Виды занятий: лекция.
Тема 2. Произведение и его структура.
Структура – опора научного произведения. Разработка замысла. Основная часть. Вступление и заключение.
Тема 3. Работа над статьей.
Жанровые особенности статьи. Структура статьи. Основные этапы работы над созданием концепции статьи.
Виды занятий: лекция, практическое занятие, диспут.
Тема 4. Самоорганизация.
Разработка технологической карты. Понятие эффективности. Составление расписаний. Распределение времени.
Виды занятий: тренинг.
Тема 5. Секреты мастерства. Редактирование. Приемы работы с информацией.
Виды занятий: лекция, круглый стол, конференция или круглый стол, обмен опытом.