Методические рекомендации к самостоятельной работе
Студентов на производственной практике
Знакомство с предприятием
Производственная практика начинается с общего знакомства с производственным предприятием, торговой организацией (их структурой управления, ассортиментом вырабатываемой, реализуемой, сертифицируемой, и т. д.). Общее знакомство осуществляется в виде экскурсии под руководством руководителя практики от предприятия. Руководитель практики регулирует последовательность и продолжительность практики студента в том или ином подразделении (отделе, цехе и т. д.).
После ознакомления с предприятиями студент приступает к выполнению программы практики.
Прохождение производственной практики на
Предприятии торговли
После общего ознакомления со структурой и хозяйственной деятельностью торгового предприятия обучающиеся выполняют следующие задания:
- изучают организацию торгово-закупочной деятельности предприятия розничной торговли (оптовой базы, торговых центров и т. д.);
- анализируют результаты коммерческой деятельности данного торгового предприятия за установленный период ( два года);
- изучают должностные инструкции (товароведа, мерчендайзеров, и т. д.);
- рассматривают методы маркетинговых исследований;
- изучают стратегию фирм на различных этапах жизненного цикла товаров;
- рассматривают организацию закупок, хранения, транспортирования, приемки товаров;
- знакомятся с работой транспортной службы (при наличии);
- изучают потребительский спрос на конкретные группы товаров;
- анализируют динамику товарооборота по конкретной группе товаров;
- проводят инвентаризацию, учет и списание материальных ценностей;
- изучают методы управления качеством продовольственных или непродовольственных товаров на данном предприятии;
- проводят идентификацию товаров на всех этапах товародвижения;
- анализируют состояние потребительского рынка конкретной группы товаров с целью выявления видов и способов фальсификации;
- собирают практический материал для написания отчета по производственной практике;
- обобщают собранный материал и результаты отражают в отчете.
Содержание отчета по производственной практике
Прохождение производственной практики завершается оформлением отчета, в котором должны быть представлены сведения по вопросам, указанным в разделах 9.1, 9.2.
Структура отчета по практике на торговом предприятии представлена в таблице:
№ раздела | Раздел | Количество страниц |
Титульный лист | ||
Содержание | ||
Введение | 1-2 | |
Общая характеристика предприятия | 3-4 | |
Организация торгово-коммерческой деятельности | 2-3 | |
2.1 | ||
2.2 | 1-2 | |
Специализация предприятия | ||
3.1 | 1-2 | |
3.2 | 1-2 | |
Организация торгово-технологического процесса | ||
Соблюдение прав потребителей на торговом предприятии | ||
Порядок оформления результатов торгово-хозяйственной деятельности | ||
Товароведная характеристика торгового процесса | 1-2 | |
Выводы и предложения по совершенствованию торгово-хозяйственной деятельности предприятия | ||
Заключение | 1-2 | |
Приложения |
Титульный лист. Образец титульного листа представлен в Приложении В.
Содержание. Включает наименование всех разделов или подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов или подразделов.
Введение. Во введении обосновывается необходимость прохождения производственной практики. Введение должно заканчиваться целью и задачами прохождения практики.
Общая характеристика предприятия. В разделедолжна быть представлена информация о названии предприятия, его местонахождении, форме собственности, организационно-управленческой структуре, характеристике и функциях отдельных подразделений, сведения об основных экономических показателях производственной деятельности (основные фонды, объемы производства и реализации продукции, уровни прибыли и рентабельности) за последние 2 года.
Специализация предприятия. В подразделах данного раздела должны быть представлены данные:
В подразделе Структура ассортимента описывается ассортимент реализуемой предприятием продукции – перечень ассортиментных наименований, сортность, расфасовка, НТД. Сведения об ассортименте реализуемой продукции могут быть представлены в виде таблицы. Представляется и анализируется информация о группах однородных товаров, реализуемых предприятием, абсолютных и относительных объемах их реализации; особенности применения рекламных средств на торговом предприятии.
В подразделе Факторы, влияющие на формирование ассортимента, перечисляются и анализируются факторы, влияющие на формирование ассортимента реализуемой предприятием продукции (цены на сырье, потребительский спрос на продукты, рентабельность их производства, рыночные цены и т.д.)
Товароведная характеристика торгового процесса. В подразделах данного раздела представляются следующие данные:
В подразделе Характеристика основныхпоставщиков товаров дается подробная характеристика предприятий-поставщиков товаров, закупочные цены на товары, конкурентоспособность товаров разных поставщиков.
В подразделе Приемка товаров по количеству и качеству на предприятии описывается организация и порядок приемки товаров по количеству и качеству товаров. Необходимая документация и контроль ее оформления.
Раздел Организация торгово-коммерческой деятельности предприятия должен включать порядок установления хозяйственных связей, условия поставки по договорам, организацию закупок товаров в торговое предприятие.
Организация торгово-технологического процесса. В нем должны быть представлены основные схемы торгово-технологического процесса, схема планировки торгового зала, используемое торговое и технологическое оборудование, порядок размещения и выкладки товаров и организация процесса продажи и формы обслуживания покупателей.
Контроль качества товаров в процессе реализации. Описывается организация контроля качества продуктов в процессе реализации, пороки и дефекты хранения продуктов, товароведная оценка дефектных товаров.
Подраздел Хранение товаров на складе предприятия должен содержать сведения о наличии и использовании складских помещений на предприятии, температурно-влажностные режимы хранения товаров, порядок их размещения, сроки хранения.
Соблюдение прав потребителей. В данном разделе должна быть представлена информация о соблюдении Федерального закона «О защите прав потребителей» на торговом предприятии, необходимо сделать анализ записей в книге жалоб и предложений. Изложить материал, собранный на основании собственных наблюдений за обслуживанием покупателей.
Порядок оформления результатов торгово-хозяйственной деятельности. В разделе описывается документальное оформление внутримагазинного перемещения товаров; порядок разбраковки товаров при первичной приемке; уценка товаров ненадлежащего качества и ее документальное оформление; документальное подтверждение качества товаров.
Выводы и предложения по совершенствованию торгово-хозяйственной деятельности предприятия. В выводах и предложениях подводится итог производственной практики.
Выводы должны соответствовать материалу, изложенному в отчете. Не допускаются выводы общего порядка, не вытекающие из результатов и содержания отчета по практике. Они должны быть четкими, краткими, конкретными и не должны быть перегружены цифровым материалом. Их необходимо писать по пунктам в виде тезисов, в последовательности соответственно порядку изложения материала.
В «Предложениях» формируются конкретные предложения или рекомендации по изменению организационного или торгового процесса на предприятии. Предложения или рекомендации не следует формулировать в общей директивной форме, они должны быть конкретными и адресными.
Заключение. В данном разделе обобщается весь изложенный в отчете материал – кратко описывается проделанная в процессе прохождения практики работа, делается заключение о выполнении цели и задач практики.
Приложение. Приложения в отчете по производственной практике оформляются как его продолжение на последующих страницах. В приложения выносится вспомогательный материал, к которому можно отнести формы различных документов (договор на поставку товаров, заявка на товар – не менее трех видов, товарно-транспортная накладная, сертификат соответствия продукции, закупочный акт, заявление-декларация о безопасности товаров, акт о порче, бое, ломе товаров, акт о переоценке товаров, доверенность на получение материально-технических ценностей), протоколы и акты испытаний, и др.
Основная часть материала, собранного в процессе прохождения практики, представляется в описательном виде, а также в виде таблиц.
После каждой таблицы должен даваться ее развернутый анализ.