Основы функционального анализа и проектирования систем

Лекция 6

Разработка функциональной модели

Основы функционального анализа и проектирования систем

Перед разработкой системы заказчик и разработчик должны ясно представлять, какие функциональные возможности будут заложены в систему и как будет организовано функциональное взаимодействие внутри системы.

При разработке функциональной модели (определении функциональных требований) может возникнуть множество проблем:

– заказчик не может точно выразить, решение каких задач возлагается на информационную систему. Зачастую заказчик даже не знает, что такое требование и как его формулировать;

– представители заказчика (начальники разных уровней, эксперты-технологи, рядовые пользователи) по-своему видят работу будущей системы и часто их требования к системе носят взаимоисключающий характер. Особенно характерна такая ситуация, когда разрабатываемая система будет внедряться на нескольких объектах автоматизации;

– заказчик зачастую не знает возможностей современных вычислительных систем и стремится рассматривать процесс автоматизации как простой перенос элементарных видов деятельности, выполняемых вручную, на компьютеры. При этом он не задумывается об оптимизации бизнес-процессов внутри организации с приходом новых технологий;

– заказчик не верит в возможность выполнения некоторых функций «бездушными» машинами.

Построение функциональной модели должно решить большую часть этих проблем.

При ее разработке сначала строится модель существующей организации работы AS-IS (как есть) на основе должностных инструкций, приказов, отчетов, нормативной документации и т. д. Она позволяет выяснить, «что мы делаем сегодня» перед тем, как «перепрыгнуть» на то, «что мы будем делать завтра». Анализ модели позволяет понять, где находятся слабые места, в чем будут состоять преимущества новых процессов и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая организация деятельности предприятия (компании, отдела). Признаками неэффективной организации деятельности могут быть:

– бесполезные, неуправляемые и дублирующие работы;

– работы без результата;

– неэффективный документооборот (нужный документ не оказывается в нужное время в нужном месте) и т. д.

Найденные в модели недостатки исправляются при создании модели TO-BE (как будет) – модели новой организации работы предприятия. Модель TO-BE нужна для анализа альтернативных путей решения задачи и выбора наилучшего из них.

Следует указать на распространенную ошибку при создании модели TO-BE – это создание идеализированной модели. Примером может служить создание модели на основе знаний руководителя, а не конкретного исполнителя работ. Руководитель знаком с тем, как предполагается выполнение работы по руководствам и должностным инструкциям и часто не знает, как на самом деле подчиненные выполняют работы. В результате получается приукрашенная, искаженная модель, которая несет ложную информацию и которую невозможно в дальнейшем использовать для анализа. Такая модель называется SHOULD-BE (как должно было быть).

Построение системы на основе модели AS-IS приводит к автоматизации предприятия по принципу «все оставить как есть, только чтобы компьютеры стояли», т. е. система будет автоматизировать несовершенные бизнес-процессы и дублировать, а не заменять существующий документооборот. В результате внедрение и эксплуатация такой системы приводит лишь к дополнительным издержкам на закупку оборудования, создание программного обеспечения и их сопровождение.

Построение системы на основе модели SHOULD-BE приводит к тому, что такая система просто не будет использоваться.

Таким образом, наиболее эффективная технология построения функциональной модели заключается в разработке модели TO-BE на основе предварительно построенных моделей AS-IS и SHOULD-BE.

В настоящее время двумя наиболее популярными методологиями построения функциональных моделей являются SADT и DFD.

Наши рекомендации