Информатизация как сфера правового регулирования
Общая характеристика условий. Характеристика защищаемого объекта - важная исходная информация, необходимая для организации защиты. В этом смысле исчисление информационного ресурса, как в его натуральном выражении, так и в денежном в корректной форме еще не определено. Хотя тема эта очень интересна сама по себе, для целей настоящего раздела нужды в таком строгом определении нет. Вполне достаточно интуитивного ощущения этих ресурсов и их ценности: на всех уровнях накапливаются данные, формируются технологические комплексы, обобщается и оценивается опыт.
Среди субъектов - производителей всех видов продукции (услуг и изделий в их традиционном понимании) возникла ожесточенная конкуренция, субъекты-потребители встали перед необходимостью проводить дорогостоящие и масштабные маркетинговые исследования при приобретении средств информатизации. Важно и то, что в глобальном масштабе ИТ становятся главным фактором экономического роста конца двадцатого века. Прогресс в той или иной сфере (или на предприятии в целом) обычно начинается с расширения внедрения в эту сферу средств информатизации и обеспечивается освоением информационных технологий.
Возникновение отрасли и массовое внедрение ее товаров и услуг в самые разные сферы жизни оказались даже в некотором роде спасением экономического порядка. Дело в том, что мировая экономическая система для своего функционирования требует интенсивного циркулирования денежных потоков. Мировое материальное производство в его традиционном виде требует потоков сырья, энергии, утилизации отходов и т.д. В этой системе ИТ всюду играют важную роль. Кроме того, собственно производство услуг, информационных и программных продуктов является исключительно эффективным. Оно само приводит в движение огромные финансовые потоки, создает массу рабочих мест и способствует прогрессу во всех областях деятельности, не вызывая проблем в экологии, энергетике и других сферах. Компьютерная программа фактически идеальна - можно считать, что в ней нет ничего материального, только одна ее стоимость.
Именно в связи с этим позиции компаний-производителей средств информатизации являются устойчивыми и ощутимо укрепляются. В 1998 г. самой дорогой компанией мира стала Microsoft: в ходе торгов на бирже совокупная стоимость ее акций стала, во-первых, рекордной (261 млрд. долл.) и, во-вторых, превысила показатели прежнего рекордсмена – американского концерна General Electric (257 млрд. долл.), производящего вполне «материальную» продукцию: турбины для электростанций. авиадвигатели, различные машины, бытовую электронику и т.д. В 1999 г. стоимость Microsoft превысила 500 млрд. долл. против 389 млрд. долл. у General Electric. Особое значение этому событию придает еще и то, что объемные показатели этих компаний существенно разные: в Microsoft примерно в 10 раз меньше занято работающих (около 22 тыс. чел.), а объем продаж (19,75 млрд. долл. в 1999 г.) меньше примерно в 6 раз. чем у General Electric.
Возрастание макроэкономической роли ИТ сказывается на характере мировых отношений и требует развития соответствующей правовой базы. В свою очередь, это предъявляет серьезные требования к правовому режиму как внутри страны, так и в отношениях между странами.
Ведущую роль в формировании традиций в правовом регулировании отношений в сфере информатизации играют США. В настоящее время с их стороны в интересах американских компаний усиливается контроль за соблюдением авторских прав, лицензионного права и специфических условий поставки программных продуктов в другие страны, что может приводить в ряде случаев к пересмотру со стороны США действующих с этими странами норм отношений: степени доверия, тарифов, льгот, скидок и т.п. Наша страна в этом аспекте тоже может иметь проблемы.
Правда, в самих США в правовой системе значительную роль играет суд, поэтому большое влияние приобретает судебный прецедент. В американских судах рассматриваются масштабные дела, исход которых может оказывать значительное влияние на дальнейшее развитие всей отрасли.
Конечно, для малой российской фирмы, персонал которой состоит из нескольких работников, на первый взгляд далеки и часто совсем не актуальны проблемы и тенденции глобального характера. Однако формирование и ее информационных ресурсов происходит в единой среде, отражающей все процессы глобального свойства, что важно знать и хорошо понимать менеджеру даже малой фирмы. Поэтому отслеживание тенденций глобального рынка информационных продуктов (хотя бы в самых общих его чертах) необходимо и эффективно и на малой фирме.
Что же касается солидного предприятия, создающего значительные ресурсы, возлагающего на них соответствующие надежды, активно работающего в сфере информатизации и затрачивающего соразмерные финансовые и другие средства на их создание и поддержание, ему без такого комплексного подхода и постоянного внимания к проблемам мирового информационного рынка просто не обойтись.
Информационные ресурсы представляют собой сосредоточенный в компактной форме накопленный потенциал фирмы и имеют соответствующую стоимость. Эти ценности кому-то обязательно принадлежат или, по крайней мере, должны принадлежать. В противном случае они будут использоваться произвольно или неправомерно, по существу расхищаться, как всякие другие ценности в подобных условиях. Если по отношению к финансовым и материальным ресурсам такие вопросы вообще вряд ли когда-либо существовали, то с информационными ресурсами пока еще не все ясно.
В зарубежных странах уже достаточно давно возникла специальная область права - компьютерное право. Правовая основа для различных этапов ИТ активно формируется, развивается и расширяется. Постепенно компьютерное право приобрело характер более широкой области - информационного права. Во всех передовых по этому профилю странах существуют правительственные программы развития норм права и определенная политика в сфере защиты национальных информационных ресурсов.
В этой области права определяются как базовые правовые термины основные понятия информатики и составляющие сферы информатизации. При этом анализируются правовые аспекты ИС, структур данных, системного и прикладного программного обеспечения применительно к различным этапам жизни информации и ИС. На этой основе выявляются свойства ЭВМ и других средств как объектов юридического анализа, а также технический и технологический аспекты реализуемых на их основе алгоритмов и программ. При этом определяются правовые характеристики информационных изделий и продуктов как объектов бизнеса и хозяйственной деятельности. Это позволяет корректно определить правовые основы информатизации различных сфер деятельности, поскольку в аспекте охраноспособности объекты вычислительной техники и ИТ имеют существенную специфику.
Производство машинной информации имеет массовый характер, представляет собой настоящую индустрию и нуждается в серьезном правовом обеспечении. В связи с этим всем субъектам этого процесса необходимо иметь четко определенные права и обязательства по отношению, как к самой информации, так и к другим субъектам и их правам. Развитие рынка комплексных информационно-вычислительных услуг привело к тому, что информация все чаще рассматривается как весьма ходовой товар. Возник информационный бизнес, в котором необходимо обеспечить эффективный ИМ, в том числе и с учетом норм права.
Кроме того, имеет место развитие сферы информационного обслуживания в различных областях благодаря применению компьютеров и информационных технологий в сферах бизнеса, образования, финансов, военной техники и военного дела, общественных и международных отношений.
Разнообразные ИТ входят в состав локальных, региональных и глобальных ИС; на их основе формируются мировые информационные ресурсы и образуется мировое информационное пространство. Как следствие, реальностью являются во множестве интернациональные, мультинациональные и транснациональные ИС. Этот путь ведет человечество в так называемое информационное общество. Все эти новые вопросы требуют правового обеспечения.
Законодательство Российской Федерации по вопросам информатики и информационных ресурсов также отражает постепенное формирование адекватной правовой базы регулирования отношений в сфере информатизации. Создание ее еще далеко не завершено, поэтому в нем вполне могут быть учтены тенденции, доминирующие в мировой практике. Это, прежде всего, экономические законы, учитывающие специфику сферы. Дело в том, что в части регулирования правоотношений в сфере материального производства (как говорят, реального сектора экономики) постоянно обсуждаются законы прямого действия, имеющие явный протекционистский смысл. Молодая же российская сфера информатизации до сих пор ощущает внимание государства чаще всего лишь в виде визита налогового инспектора. В настоящем разделе ниже приводятся краткий обзор законов и других нормативных актов России и специфика их применения.
Примеры коллизий на рынках средств информатизации.На рынках средств информатизации действуют все правовые акты общего характера. Они обеспечивают правовую охрану бизнеса (интересы участников сделки, свободную конкуренцию, т.е. ограничения антимонопольного свойства, и т.д.), права собственности участвующих субъектов и процессуальные права. В значительной степени этими нормами данная сфера бизнеса обеспечивается, как и любая другая, например рынок продовольствия или нефтепродуктов. Или автомобильный.
На рынке средств информатизации также возникают аналогичные конфликтные ситуации, разрешаемые с привлечением соответствующих общих норм права. Ниже приводится несколько характерных примеров.
Однако имеются в сфере информационного бизнеса ситуации, регулируемые специальными актами именно в силу специфики предмета бизнеса. К таким предметам относятся суперЭВМ. Бизнес в этом секторе рынка всеми странами контролируется через призму государственных интересов более жестко, чем в других, поскольку здесь всегда играют заметную роль национальные интересы, как стран-поставщиков, так и стран-покупателей.
Особо мощные компьютеры (суперЭВМ) всегда в мире рассматривались любым государством как его стратегический потенциал, поэтому на любые операции с такими ЭВМ во всех странах распространяется наиболее строгое законодательство, регулирующее государственные интересы страны, которому должен подчиняться бизнес. Особо ревностно контролирует этот процесс законодательство США. Не в последнюю очередь, поэтому сделки на поставку суперЭВМ по-прежнему остаются достаточно редкими и практически всегда имеют глобальный масштаб.
Российские производители на данный момент выпали из этой борьбы по причине отсутствия конкурентоспособных изделий этого класса. Россия как страна выступает на этом рынке только как потребитель, что тоже имеет свою специфику: наша страна до сих пор еще находится в ряду стран, поставка суперЭВМ в которые очень серьезно ограничена. Это обусловлено возможностями, предоставляемыми суперЭВМ.
Американские законы не запрещают свободно продавать в Россию машины с быстродействием до 2 млрд. оп/с. При продаже ЭВМ производительностью от 2 до 7 млрд. оп/с поставщик должен посоветоваться с экспертами Министерства торговли США до начала отгрузки. Для продажи машин с быстродействием свыше 7 млрд. оп/с в Россию нужна обязательная экспортная лицензия.
Поскольку потребность в сверхмощных ЭВМ в России существует, переговоры с фирмами об их поставке ведутся и время от времени машины приобретаются, хотя и не в массовом порядке. При этом иногда возникают сложные ситуации. Так, в 1995-1996 гг. Silicon Graphics, Incorporated, продала в Россию 8 скоростных компьютеров с поставкой их известным российским центрам в Арзамасе и Челябинске. Поскольку параллельная система из нескольких таких машин может стать суперкомпьютером класса, который продавать в Россию запрещено, сделка попала к прокурору г. Сан-Диего.
В конце 1996 г. в США велись конфиденциальные переговоры по поводу поставки в Россию трех суперЭВМ. Одна из них - самый мощный на то время CONVEX SPP-2000 компании Hewlett-Packard, который позволяет промоделировать все стадии ядерного взрыва. В силу этих обстоятельств сделка попала на рассмотрение в Конгресс США. Предполагалось, что на поставку этих машин в Россию Конгресс наложит запрет; это и произошло.
В аналогичной ситуации оказалась также компания IBM, которая признана виновной в нарушении закона и оштрафована на 8,5 млн. долл. решением федерального суда округа Колумбия после того, как выяснилось, что дочерняя фирма IBM в Москве продала России 17 суперкомпьютеров, предназначенных для ядерных лабораторий.
С 1 января 1998 г. решением Европейской Комиссии европейский рынок средств и услуг связи, на котором более столетия господствовали национальные, т.е. государственные, компании-операторы, полностью открыт для свободной конкуренции. Решение это вынужденное, если не запоздалое: Европа рискует отстать от уровня этой динамичной и передовой сферы жизни общества, так как мировой телекоммуникационный рынок активно проходит как техническую, так и административную перестройку.
В монополизированной сфере телекоммуникаций заинтересованы правительства, которые без всяких усилий получают доступ к коммуникационным ресурсам и к тому же еще и высокие доходы за счет введения монопольных цен. Как следствие, качество услуг прогрессирует медленно.
Однако в целом ряде стран телекоммуникационные системы достаточно давно приватизированы, цены либерализованы и введена свободная конкуренция на рынке услуг. Это привело к существенному прогрессу качества систем и услуг и. что очень важно, к существенному снижению цен. Для примера, месячная плата за аренду канала европейских государственных компаний между Парижем и Римом в 1998 г. достигала 67 тыс. долл.; в США, где рынок дальней связи либерализован более 10 лет, аренда примерно такой же линии между Чикаго и Нью-Йорком стоит 6 тыс. долл.
В связи с этим европейским компаниям будет не просто устоять в конкурентной борьбе с частными операторами, скорее всего американскими и английскими компаниями, а также и с собственными молодыми„фирмами. В выигрыше окажутся, в конце концов, абоненты. Правда, идеализировать ситуацию, складывающуюся в результате приватизации телекоммуникационных компаний, не следует: монополисты быстро не уступят.
Конфликтные ситуации в правовых государствах разрешаются в судах. Судебные процессы в сфере информатизации - обычная практика разрешения конфликтов.