Методика курсового проектирования по мдк 0201

Организация технического обслуживания и ремонта подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в различных условиях эксплуатации

Составитель: Стрелков С.А.

Рассмотрена Одобрена

На заседании ЦК «ЭАСХ и ТЭПТСДМиО» методическим советом техникума

Протокол №___ «_________»2014г протокол №_____от «________2014г

Председатель ЦК_______Жигжитова Б.Ц. методист _________Лыгденова Д.Д.

Иволгинск

1. Выбор исходных данных

2. Режим работы парка машин… 2

3 Расчет числа ТО и Р……………………………………………………….............

4 Годовой и месячный планы ТО и Р………………………………………………

5 Трудоемкость планируемых работ………………………………………………

6 Расчет численности производственных рабочих……………………………….

7 Определение количества постов и поточных линий……………………………

8 Выбор и расчет необходимого количества вспомогательных машин………..

9 Расчет технологического оборудования и производственных площадей……

10 Производственный корпус………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………………

Исходные данные

№ п/п Наименование машин Марка Инвентарный номер Базовая наработка мото-ч   Планируемая наработка  
экскаватор   ЭО-4111 1-1     2833,6    
экскаватор   ЭО-2621   2-1     2833,6    
экскаватор   ЭО-3322   3-1     2833,6    
бульдозер   ДЗ-53   4-1        
бульдозер   ДЗ-53   5-1        
бульдозер   ДЗ-53   6-1        
бульдозер   ДЗ-53   7-1      
скрепер   ДЗ-20   12-1     2631,2    
скрепер   ДЗ-20   13-1     2631,2    
скрепер   ДЗ-20   14-1     2631,2    
скрепер   ДЗ-20   15-1     2631,2    
автогрейдер   ДЗ-61А   16-1     2428,8    
автогрейдер   ДЗ-61А   16-2 2428,8    
автогрейдер   ДЗ-61А   16-2 2428,8    

Сменность работы машины принять: 2 смены;

Перспективный график ТО построить: для скрепера;

Оперативный график ТО построить: на июль 2014 года.

Курсовое проектирование ставит целью закрепить знания, полученные при изучении теоретических разделов курса. Темой для курсового проекта служит разработка мероприятий по организации технической эксплуатации машинного парка дорожно- строительной организации, имеющей на балансе различные дорожно-строительные машины. В работе нашли отражение следующие вопросы:

1.характеристика машинного парка предприятия, для которого разрабатывается проект (количественный состав -14 машин, марки машин: экскаватор, бульдозер, скрепер, автогрейдер, их хозяйственный номер, наработка на начало планирования и др.);

2.планирование технического обслуживания и ремонта заданного парка машин с определением трудоемкости работ по ТО () , потребности в технических средствах обслуживания () и рабочей силе;

3.разработка технологической карты на выполнение операции ТО.

Курсовой проект состоит из графической и расчетной частей. Графическая часть проекта выполнена на 3-х листах формата А4. Она включает:

◦перспективный (годовой) график ТО машины – скрепера ДЗ-20;

◦оперативный (месячный) график ТО машины на июль 2014 года;

◦технологическую карту на выполнение операции ТО - на восстановление карданного вала трактора ДТ-75

Расчетная часть (пояснительная записка) выполнена на 30 страницах в печатном виде.

Введение

Поддержание машин в технически исправном состоянии, обеспечивающем их надежность и сокращение затрат на содержание, базируется на планово - предупредительной системе технического обслуживания и ремонта машин.

Техническое обслуживание – это комплекс профилактических мероприятий по поддержанию машин в работоспособном состоянии. Необходимым элементом современной системы технического обслуживания является широкое применение механизации при выполнении работ по диагностике и техническому обслуживанию машин.

Обеспечить высокоэффективное использование техники призваны квалифицированные инженеры – механики, способные организовать ТО машин с учетом современных требований и добиться высокого уровня технической готовности машинного парка.

Данное курсовое проектирование имеет важное значение в формировании молодых специалистов и подготовке их к будущей инженерной деятельности.

Курсовой проект содержит комплексную технико-экономическую разработку системы технической эксплуатации дорожно- строительных машин для современной механизированной дорожной организации.

1. Цели и задачи технической эксплуатации машин

Техническая эксплуатация строительных машин – это комплекс мероприятий, обеспечивающих поддержание машин в работоспособном состоянии, включая их приемку и ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, хранение и учет по эксплуатации.

В процессе эксплуатации машин ухудшаются их техническое состояние, качество выполняемых работ и экономичность. Поддержание машин в технически исправном состоянии, обеспечивающих их надежность и сокращение затрат на содержание является основной целью технической эксплуатации машин.

Основная задача технической эксплуатации как науки состоит в разработке и внедрении в практику прогрессивных, рациональных приемов и методов использования и технического обслуживания машин. Эти методы базируются на использовании математической статистики, теории вероятности, теории надежности, диагностики и других дисциплин, на умелом применении компьютерной технике.

Развитие и совершенствование технической эксплуатации диктуются интенсивностью развития автомобильного транспорта и его ролью в транспортном комплексе страны, необходимостью экономии трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсах при перевозках, техническом обслуживании, ремонте и хранении, необходимостью обеспечения транспортного процесса надежно работающим подвижным составом, защиты населения, персонала и окружающей среды. Эффективность технической эксплуатации обеспечивает инженерно-техническая служба.

Итак, техническая эксплуатация определяет пути и методы наиболее эффективного управления техническим состоянием парка машин с целью обеспечения регулярности и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технических возможностей.

2. Характеристика планово-предупредительной системы технического обслуживания машин

Система технического обслуживания подвижного состава является планово-предупредительной, и все работы, предусмотренные для каждого обслуживания, являются обязательными к выполнению в полном объеме. Она способствует постоянному поддержанию автомобилей и прицепов в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде, уменьшению интенсивности износа деталей, предупреждению отказов и неисправностей, снижению расхода топлива и смазочных материалов, своевременному выявлению и устранению неисправностей и в конечном итоге повышению надежности и безопасности эксплуатации, продлению срока службы автомобилей и прицепов и увеличению пробега автомобилей до ремонта.

Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

2.1 Виды ТО машин и их задачи

Выделяют основные виды технического обслуживания (ТО):

1) ежесменное обслуживание (ЕО);

2) ТО-1;

3) ТО-2;

4) ТО-3;

5) сезонное обслуживание (СО).

Техническое обслуживание предназначено для поддержания машины в исправном состоянии. Его выполняют в соответствии с планом-графиком, который составляют на месяц для каждой машины, исходя из среднесуточного пробега и между техническими обслуживаниями.

Для каждого вида технического обслуживания установлен перечень работ, обязательных к выполнению.

При ежедневном техническом обслуживании выполняют контрольно-осмотровые работы по агрегатам, системам и механизмам, обеспечивающим безопасность движения: действие тормозных систем; уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра; состояние шин, давление воздуха в шинах; состояние рулевого управления; состояние освещения, сигнализации; уровень электролита в аккумуляторах. Ежедневное техническое обслуживание машины следует выполнять раз в сутки перед выездом (часть работ) и по возвращении с линии. На стоянках после длительного движения необходимо также проверить техническое состояние машины в объеме ЕО.

Первое (ТО-1) и второе (ТО-2) технические обслуживания предназначены для снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей. Техническое обслуживание должно обеспечить безотказную работу агрегатов, узлов и систем подвижного состава в пределах установленной периодичности и обязательного перечня операций.

ТО-1 и ТО-2 включают в себя смазочные, крепежные и регулировочные работы и выполняются через определенные пробеги, устанавливаемые в зависимости от условий эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.

ТО-3 - это самый большой перечень работ по замене технических жидкостей и расходных материалов. В ТО-3 входят все работы, предусмотренные ЕО, ТО-1, ТО-2, а также контроль и долив технических жидкостей, визуальный контроль работоспособности различных систем автомобилей,регулировка тормозной системы, определение состояния охлаждающей жидкости, замена свечей зажигания, различных фильтров.

Сезонное техническое обслуживание (СО) производится 2 раза в год и предназначено для подготовки подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. Отдельно планируемое СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических условий сезонное обслуживание обычно совмещают с ТО-2 (ТО-1), увеличивая соответственно перечень выполняемых работ. При СО промывают картеры двигателя, коробки передач, заднего и среднего ведущих мостов, а также картер рулевого управления, заливают свежую смазку (летнюю или зимнюю). Кроме перечисленных работ, также проверяют исправность и действие радиатора и термостата, заряжают аккумуляторную батарею, устанавливают или снимают утеплительные устройства, подготавливают и приводят в исправность утеплительные чехлы радиатора и капота, цепи противоскольжения и шанцевый инструмент.

2.2 Организация ТО машин; способы и средства ТО

В дорожно-строительных организациях применяются три основных метода технического обслуживания и ремонта машин: поточный — с выполнением работ в стационарных мастерских или профилакториях с оборудованием, расположенным по принципу потока; тупиковый - с выполнением работ в стационарных мастерских или профилакториях с оборудованием, расположенным по принципу тупика; индивидуальный - с выполнением работ в условиях строительного объекта (на месте работы машин) и использованием заранее отремонтированных в заводских условиях агрегатов, узлов и сборочных единиц.

При выполнении работ во всех случаях должны применяться средства технического диагностирования: в первых двух — стационарные диагностические посты, в последнем — передвижные диагностические установки.

Стационарные объекты служат основной базой для выполнения технического обслуживания в любое время года при соблюдении необходимых технических требований, а также санитарно-гигиенических условий для обслуживающего персонала. Для них соответственно разработаны комплекты стационарных средств технического обслуживания (КСТО): КСТО-1 (второй уровень обслуживания), КСТО-2 (третий) и КСТО-3 (четвертый), отличающиеся входящим в их состав оборудованием, которое выбирают, исходя из технической базы и объема работ.

Специфические условия использования машин в сельском хозяйстве вызывают необходимость сочетания стационарных и передвижных средств технического обслуживания, что в напряженные периоды выполнения сельскохозяйственных работ дает наибольший эффект.

К передвижным средствам относятся: агрегаты технического обслуживания на шасси автомобиля, двухосного прицепа или самоходного шасси; передвижные ремонтные и ремонтно-диагностические мастерские на шасси автомобиля с электросварочным агрегатом на одноосном прицепе; передвижные диагностические установки на шасси автомобиля-фургона; механизированные заправочные агрегаты на шасси автомобиля или двухосного прицепа.

Поточный метод является наиболее прогрессивным в сравнении с остальными и полностью отвечает современным требованиям, обеспечивая высокое качество работ и лучшие показатели по трудовым и материальным затратам. Тупиковый метод применяется в условиях ремонтных мастерских или профилакториях на универсальных рабочих постах, расположенных в тупиковом порядке. Этот метод, хотя и уступает по ряду технико-экономических показателей поточному методу, но вполне обеспечивает высокий уровень качества и механизацию работ. Этот метод наиболее целесообразен при техническом обслуживании мобильных машин различных типов и марок.

Индивидуальный метод применяется в условиях строительной площадки (на месте работы машин).

При выборе метода технического обслуживания и текущего ремонта машин необходимо учитывать следующие положения: характер, объемы и сроки строительно-монтажных работ; общую численность машинного парка и машин в хозяйстве, их типы, самоходность и транспортные скорости, наличие средств и средств технической диагностики; климатические и другие особенности.

При том или ином методе применяются различные организационные формы. Основными из них являются централизованная, частично централизованная, децентрализованная, отличающиеся друг от друга степенью централизации работ и степенью разделения труда при выполнении работ.

Организация технического обслуживания и текущего (эксплуатационного) ремонта дорожных машин зависит главным образом от характера работ, выполняемых этими машинами, состава парка, наличия и состояния технических средств, включая технические средства для диагностирования. При этом основной задачей организации технического обслуживания является изыскание наиболее оптимального режима его проведения, т. е. такого режима, при котором периодичность и перечни выполняемых операций обеспечивают эксплуатационную надежность и долговечность машин при минимальных затратах труда и времени.

При проведении технического обслуживания в первую очередь следует выполнять работы по внешнему уходу, так как иначе невозможно выявить и устранить целый ряд дефектов, которые могут иметь машины в результате их эксплуатации. При выполнении крепежных работ, которые выполняются при всех видах технического обслуживания, одновременно необходимо проводить контрольно-регулировочные работы. В последнюю очередь выполняют смазочные и заправочные работы.

Особенностью эксплуатации дорожных машин (бульдозеров, скреперов, грейдеров и др.) является необходимость обслуживания машин различных типов и различной сложности. Эта особенность определяет характер технического обслуживания, которое должно производиться в основном на универсальных постах. При этом работы целесообразнее выполнять на постах двух видов: на одном — проведение внешнего ухода, на другом — всех остальных работ, включая наладочно-регулировочные, за исключением заправки машин топливно-смазочными материалами. Выделение внешнего ухода за машинами и заправками их топливом, смазочными, охлаждающими и другими жидкостями обеспечивает более высокий уровень обслуживания, устраняет также загрязнение территории площадки.

Работы по техническому обслуживанию дорожно-строительных машин состоят из: моечно-очистных, крепежных, смазочно-заправочных, контрольно-регулировочных и специализированных, к которым относятся обслуживание электрооборудования, гидрооборудования и пневмооборудования.

Работы по техническому обслуживанию выполняют: ежесменное техническое обслуживание (ЕО) - машинисты машин; периодические технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 и СТО - специализированные звенья и бригады с участием машинистов машин (что отвечает требованиям СНиПа).

Плановое ТО машин должно, как правило, производиться во внесменное время или в дни отдыха строительной организации, на объектах которой машины используются. При остановке работающей машины на плановые ремонты она, как правило, должна быть заменена другой машиной аналогичного назначения. Допускается остановка машины на ремонт без замены только при согласии организации, использующей машину.

2.3 Учет и контроль технического обслуживания машин

Организации, на балансе которых числятся машины, ведут систематический учет их наработки и выполненных мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту в объеме, определяемом формулярами (паспортами) машин. Наработка машин определяется по показаниям счетчиков. Наработка машин, не имеющих счетчиков, определяется по данным учета сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования. Он определяется хронометражными наблюдениями, либо по методике моментных наблюдений, содержащейся в «Рекомендациях по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин».

Кроме того, для повседневного контроля за выполнением плана работ, а также оперативного устранения неполадок и отклонений, от плана в каждом подразделении организуют учет работы и технического состояния строительных машин и оборудования: типы и количество работающих машин; физический объем работ с характеристикой условий работы (грунты, дальность перевозки и т.п.); использование машины по времени и причины простоев; характер неисправностей и аварий; расход эксплуатационных материалов; состав и квалификация обслуживающего персонала; расход рабочей силы, материалов, запасных деталей и сборочных единиц на техническое обслуживание и ремонт машин.

Основным учетным документом является сменный рапорт о работе машины, а для транспортных машин — путевой лист. Эти документы ежедневно заполняет машинист и подтверждает мастер или производитель работ.

Кроме рапорта машиниста, на каждую машину ведется специальный журнал, в который заносятся данные из рапорта и данные о состоянии машины при передаче ее бригаде следующей смены. О сдаче и приемке машины делают запись в журнале за подписью механиков обеих смен.

Паспорт машины является основным документом, отражающим комплектность машины, ее работу, техническое состояние, прохождение ремонта и передачу из одной организации в другую. Паспорта на строительные машины прилагаются заводами-изготовителями и составляются по определенной форме. Сведения о ремонте заносятся в паспорт на основании приемо-сдаточного акта.

Сведения о техническом обслуживании и текущих ремонтах заносят в журнал учета.

В конце каждого месяца журналы сдаются в отдел главного механика или производственно-технический отдел организации, а содержащиеся в них записи вносятся в формуляр (паспорт) соответствующей машины.

Механики участков передают в отдел главного механика (или производственно-технический отдел) данные по наработке в момент контрольной проверки для корректирования времени остановки машины на техническое обслуживание или ремонт, определенный месячным планом-графиком. О внесенных уточнениях извещают участок технического обслуживания и ремонта и эксплуатационные участки.

Контроль за соблюдением сроков постановки машины на техническое обслуживание и ремонт и их продолжительности осуществляет главный инженер (гл. механик) организации.

Кроме того, для контроля технического состояния машин, своевременности и качества выполнения плановых мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту привлекаются общественные технические инспекции, в работе которых принимают участие опытные передовые рабочие и инженерно-технические работники.

Перед началом осенне-зимнего и весенне-летнего периодов проводятся контрольные осмотры с целью проверки степени готовности парка машин к предстоящему сезону эксплуатации. Сроки контрольных осмотров и состав комиссий устанавливаются приказом руководителя организации. По результатам осмотров разрабатываются организационно-технические мероприятия по улучшению технического состояния парка машин.

3 Разработка перспективного и оперативного графиков технического обслуживания машин

3.1 Порядок построения перспективного графика ТО. Исходными данными для построения графика являются парк машин и начальная наработка каждой машины в часах (по заданию).

Перспективный график ТО (или план-график) строится на планируемый календарный год для заданной марки машины.

Для построения перспективного графика ТО необходимо определить для каждого вида машин наработку на планируемый год, исходя из возможного количества часов их работы за год:, (3.1)

где - номинальная наработка машины за год, ч- коэффициент использования рабочего времени машины в течение года. Коэффициент для машин, используемых круглогодично, принимается, в зависимости от вида машин, равным: для экскаватора — 0,70; бульдозера - 0,75; скреперов - 0,65; автогрейдеров - 0,60.

Номинальная наработка машины за год определяется так:

, (3.2)где 365 - количество календарных дней в году;104 - количество воскресных и субботних дней в году; 8 - количество праздничных дней; -длительность рабочей смены (8,0 ч.); - число смен в сутки (коэффициент сменности).

В нашем случае номинальная наработка машины за год будет равна:

Определяем наработку для каждого вида машин на планируемый год и заносим данные в таблицу 3.1:
Таблица 3.1 – Данные для построения перспективного графика ТО

Плановую наработку для заданных машин надо разбить по месяцам (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Распределение годовой плановой наработки по месяцам

месяцы я ф м а м и и а с о н д
Проценты от
экскаватор ЭО-4111
экскаватор ЭО-2621
экскаватор ЭО-3322
бульдозер ДЗ-53
бульдозер ДЗ-53
бульдозер ДЗ-53
бульдозер ДЗ-53
бульдозер ДЗ-53
бульдозер ДЗ-29
бульдозер ДЗ-29
бульдозер ДЗ-29
скрепер ДЗ-20
скрепер ДЗ-20
скрепер ДЗ-20
скрепер ДЗ-20
автогрейдер ДЗ-61А

Затем строят план технического обслуживания и ремонта машин на год (таблица 3.3).

Таблица 3.3 – План технического обслуживания и ремонта машин на
2011 год

Наименование и марка машин Инвентарный номер Фактическая наработка, м-ч. Наработка в планируемом году,ч Число ТО и ремонтов в планируемом году
С начала эксплуатации Со времени проведения последнего ремонта
К ТР ТО-3 ТО-2 ТО-1 К ТР ТО-3 ТО-2 ТО-1
Экскаватор ЭО-4111 1-1
Экскаватор ЭО-2621 1-2
Экскаватор ЭО-3322 1-3
Бульдозер ДЗ-53 1-4
Бульдозер ДЗ-53 1-5
Бульдозер ДЗ-53 1-6
Бульдозер ДЗ-53 1-7
Бульдозер ДЗ-53 1-8
Бульдозер ДЗ-29 1-9
Бульдозер ДЗ-29 1-10
Бульдозер ДЗ-29 1-11
Скрепер ДЗ-20 1-12
Скрепер ДЗ-20 1-13
Скрепер ДЗ-20 1-14
Скрепер ДЗ-20 1-15
Автогрейдер ДЗ-61А 1-16

Фактическую наработку от последнего ремонта или ТО на начало планируемого года определяют путём деления наработки от последнего капитального ремонта (или от начала эксплуатации для новой машины) на периодичность соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, т. е.:

, (3.3)
где

- наработка машины от последнего капитального ремонта или ТО

- го вида (или с начала эксплуатации для новой машины), ч.;
- периодичность проведения соответствующего вида ТО, ч.
Остаток от деления укажет на наработку от последнего ремонта или ТО. Например, для экскаватора ЭО-4111:
и т.д.................

3 Разработка перспективного и оперативного графиков технического

обслуживания машин

3.1 Порядок построения перспективного графика ТО

Исходными данными для построения графика являются парк машин и на­чальная наработка каждой машины в часах (по заданию).

Перспективный график ТО (или план-график) строится на планируемый календарный год для заданной марки машины.

Для построения перспективного графика ТО необходимо определить для каждого вида машин наработку на планируемый год, исходя из возможного количества часов их работы за год:

, (3.1)

где - номинальная наработка машины за год, ч;

- коэффициент использования рабочего времени машины в течение года. Коэффициент для машин, используемых круглогодично, принимается, в зависимости от вида машин, равным: для экскаватора — 0,70; бульдозера - 0,75; скреперов - 0,65; автогрейдеров - 0,60.

Номинальная наработка машины за год определяется так:

, (3.2)

где 365 - количество календарных дней в году;

104 - количество воскресных и субботних дней в году;

8 - количество праздничных дней;

-длительность рабочей смены (8,0 ч.);

- число смен в сутки (коэффициент сменности).

В нашем случае номинальная наработка машины за год будет равна:

.

Определяем наработку для каждого вида машин на планируемый год и заносим данные в таблицу 3.1:

;

;

.

Таблица 3.1 – Данные для построения перспективного графика ТО

№ п/п

Наименование машин

Марка

Инвентарный номер

Базовая

наработка, мото-ч

Планируемая

годовая наработка , мото-ч

экскаватор

ЭО-4111

1-1

2833,6

экскаватор

ЭО-2621

2-1

2833,6

экскаватор

ЭО-3322

3-1

2833,6

бульдозер

ДЗ-53

4-1

бульдозер

ДЗ-53

5-1

бульдозер

ДЗ-53

6-1

бульдозер

ДЗ-53

7-1

бульдозер

ДЗ-53

8-1

бульдозер

ДЗ-29

9-1

бульдозер

ДЗ-29

10-1

бульдозер

ДЗ-29

11-1

скрепер

ДЗ-20

12-1

2631,2

скрепер

ДЗ-20

13-1

2631,2

скрепер

ДЗ-20

14-1

2631,2

скрепер

ДЗ-20

15-1

2631,2

автогрейдер

ДЗ-61А

16-1

2428,8

Плановую наработку для заданных машин надо разбить по месяцам (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Распределение годовой плановой наработки по месяцам

месяцы

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Проценты от

экскаватор

ЭО-4111

экскаватор

ЭО-2621

экскаватор

ЭО-3322

бульдозер ДЗ-53

бульдозер ДЗ-53

бульдозер ДЗ-53

бульдозер ДЗ-53

бульдозер ДЗ-53

бульдозер ДЗ-29

бульдозер ДЗ-29

бульдозер ДЗ-29

скрепер ДЗ-20

скрепер ДЗ-20

скрепер ДЗ-20

скрепер ДЗ-20

автогрейдер

ДЗ-61А

Затем строят план технического обслуживания и ремонта машин на год (таблица 3.3).

Таблица 3.3 – План технического обслуживания и ремонта машин на

2011 год

Наименование и марка машин

Инвентарный

номер

Фактическая наработка, м-ч.

Наработка в планируемом году,ч

Число ТО и ремонтов в планируемом году

С начала эксплуатации

Со времени проведения последнего

ремонта

К

ТР

ТО-3

ТО-2

ТО-1

К

ТР

ТО-3

ТО-2

ТО-1

Экскаватор

ЭО-4111

1-1

Экскаватор

ЭО-2621

1-2

Экскаватор

ЭО-3322

1-3

Бульдозер ДЗ-53

1-4

Бульдозер ДЗ-53

1-5

Бульдозер ДЗ-53

1-6

Бульдозер ДЗ-53

1-7

Бульдозер ДЗ-53

1-8

Бульдозер ДЗ-29

1-9

Бульдозер ДЗ-29

1-10

Бульдозер ДЗ-29

1-11

Скрепер ДЗ-20

1-12

Скрепер ДЗ-20

1-13

Скрепер ДЗ-20

1-14

Скрепер ДЗ-20

1-15

Автогрейдер ДЗ-61А

1-16

Фактическую наработку от последнего ремонта или ТО на начало планируемого года определяют путём деления наработки от последнего капитального ремонта (или от начала эксплуатации для новой машины) на периодичность соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, т. е.:

, (3.3)

где - наработка машины от последнего капитального ремонта или ТО - го вида (или с начала эксплуатации для новой машины), ч.;

- периодичность проведения соответствующего вида ТО, ч.

Остаток от деления укажет на наработку от последнего ремонта или ТО. Например, для экскаватора ЭО-4111:

Аналогично и для остальных машин. Полученные данные заносим в соответствующие графы таблицу 3.3.

Количество технического обслуживания и ремонтов отдельных видов за год определяют по формуле:

, (3.4)

где - число ТО или ремонтов - го вида;

- наработка от последнего ремонта или ТО соответствующего вида;

- планируемая годовая наработка;

- количество всех видов ТО и ремонтов с периодичностью, большей

периодичности того вида, по которому ведётся расчёт (при расчёте

капитального ремонта ).

Расчёты по формуле (3.4) ведут в последовательности: К, ТР, ТО-3 ТО-2, ТО-1. Ре­зультаты округляют до целых чисел в меньшую сторону. Например, для экскаватора ЭО-4111:

;

;

;

;

.

Аналогично и для остальных машин. Полученные данные заносим в соответствующие графы 9-12 таблицу 3.3.

3.2 Составление оперативного графика ТО и ремонта

Оперативный график ТО составляют обычно на один месяц для всего парка машин предприятия в виде таблицы.

В первую графу записывают все машины, имеющиеся в парке предприятия.

Фактическая наработка на начало планируемого месяца с начала эксплуа­тации определяется как сумма наработки с начала эксплуатации, указанной в го­довом плане (таблица 3.3), и наработки за количество месяцев, предшествующих рассматриваемому. Так при составлении оперативного графика на июль месяц фактическая наработка для экскаватора (1-1) на начало этого месяца, с учетом выработки по месяцам, составит:

Фактическую наработку на начало месяца со времени проведения послед­него ремонта или ТО определяют аналогично, как было показано выше для пер­спективного графика. При этом формула (3.3) примет вид:

, (3.5)

где - фактическая наработка машины за период с начала года до

рассматриваемого месяца.

Для экскаватора (1-1) по (3.5) будем иметь:

,

т.е. наработка машины от последнего кап. ремонта на начало июля месяца составит 6333 ч, кап. ремонт не требуется.

,

т.е. наработка машины от последнего текущего ремонта на начало июля месяца составит 573 ч и т.д. до .

Полученные данные заносят в оперативный график ТО машин.

Затем в каждую клетку столбцов 9,10 ... оперативного графика заносим две цифры: вверху — фактическую дневную наработку машины, внизу - наработку нарастающим итогом. И по нижней цифре определяем вид очередного ТО или ремонта и дату его проведения.

Таким образом, перспективный график ТО — это документ для планирова­ния ТО, а оперативный график ТО - это документ для оперативного учёта нара­ботки машин и определения фактических сроков проведения отдельных видов ТО.

4 Определение годовой трудоёмкости технического обслуживания

машинного парка

Для определения трудоёмкости необходимо знать количество ТО каждого вида по маркам машин и трудоёмкость ТО каждого вида.

По установленным нормативам трудоёмкости отдельных видов ТО и их ко­личеству подсчитываем затраты труда на ТО по каждой марке машин за год и, суммируя их, получаем общую трудоемкость ТО.

Трудоёмкость ТО для каждой марки машины определяется по формуле:

, (4.1)

где - соответственно количество ТО-1, ТО-2, СО машин - ой

марки;

- соответственно нормативная трудоёмкость ТО-1, ТО-2, СО

-ой марки машин.

Для экскаватора (1-1) трудоёмкость ТО машины:

.

Для парка машин, в состав которого входит «к» марок машин, трудоём­кость ТО за год будет:

. (4.2)

Значения берутся из таблицы 3.3, а - это норматив­ные данные [7].

.

Полученные данные заносим в таблицу 1.4.

Таблица 1.4 – Трудоемкость технического обслуживания машинного парка

Наименование и марка машины

Трудоемкость ТО, чел-ч

Экскаватор ЭО-4111

Экскаватор ЭО-2621

Экскаватор ЭО-3322

Бульдозер ДЗ-53

Бульдозер ДЗ-53

Бульдозер ДЗ-53

Бульдозер ДЗ-53

Бульдозер ДЗ-53

Бульдозер ДЗ-29

Бульдозер ДЗ-29

Бульдозер ДЗ-29

Скрепер ДЗ-20

Скрепер ДЗ-20

Скрепер ДЗ-20

Скрепер ДЗ-20

Автогрейдер ДЗ-61А

.

5 Определение численности мастеров-наладчиков для проведения

технического обслуживания

Потребное число мастеров-наладчиков подчитывают по формуле:

, (5.1)

где - фонд рабочего времени одного мастера наладчика, чел/год;

- коэффициент исполнения рабочего времени (0,6…0,7).

Фонд времени () определяется по выражению:

, (5.2)

где - число календарных дней в году (365);

- число выходных, праздничных и отпускных дней;

- продолжительность смены мастера- наладчика.

6 Расчет коэффициента технической готовности и коэффициента

использования машины

Коэффициент технической готовности характеризует уровень надежности машины, а также качество и своевременность проведения ТО и ремонтов и совершенство применяемой системы обслуживания и ремонта. Для одной машины он определяется по формуле:

, (6.1)

где - число рабочих дней в году;

- число рабочих дней на техническое обслуживание, ремонт и устранение технических неисправностей.

Например, для экскаватора ЭО-4111:

Для парка машин:

, (6.2)

где - число машин в машинном парке.

.

Занесем полученные данные в таблицу 6.1.

Таблица 6.1 – Коэффициент технической готовности и число рабочих дней на ТО,

ремонт и устранение технических неисправностей для парка машин

Наименование и марка машины

Экскаватор ЭО-4111

0,769

58,5

Экскаватор ЭО-2621

0,887

28,5

Экскаватор ЭО-3322

0,904

24,4

Бульдозер ДЗ-53

0,884

29,4

Бульдозер ДЗ-53

0,860

35,4

Бульдозер ДЗ-53

0,860

35,4

Бульдозер ДЗ-53

0,886

28,8

Бульдозер ДЗ-53

0,887

28,6

Бульдозер ДЗ-29

0,868

33,4

Бульдозер ДЗ-29

0,865

34,1

Бульдозер ДЗ-29

0,868

33,4

Скрепер ДЗ-20

0,886

28,9

Скрепер ДЗ-20

0,886

28,9

Скрепер ДЗ-20

0,863

34,6

Скрепер ДЗ-20

0,886

28,9

Автогрейдер ДЗ-61А

0,917

20,9

7 Расчет количества мобильных передвижных средств для технического

обслуживания машин

Число потребных для проведения ТО мобильных средств определяются по формуле:

, (7.1)

где - трудоемкость работ по техническому обслуживанию машинного парка

в год, чел. - ч;

- годовой фонд рабочего времени передвижного средства, ч;

- численность состава звена мастеров-наладчиков, выполняющих ТО;

коэффициент использования времени передвижных средств (0,5…0,9).

Как показывают расчеты и практика эксплуатации машин, для выполнения работ по ТО машинного парка механизированных строительных организаций (ПМК, РСУ, ДСУ, ДЭУ и др.) с числом машин от 40….80 ед. достаточно иметь одно передвижное средство технического обслуживания. При этом звено мастеров-наладчиков, работающих на передвижном средстве ТО, обычно состоит из 2-3 человек. Рекомендуется в составе звена иметь специалистов по электрооборудованию и системе питания.

Наиболее распространенными передвижными средствами ТО являются агрегаты технического обслуживания; на базе автомобиля - АТО- А, на базе прицепа – АТО - П и на базе самоходного шасси - АТО- С; а также диагностические установки (например, КИ-4270) и передвижные ремонтно-диагностические мастерские типа МПР.

8 Разработка технологической карты на операцию технического

обслуживания

Наши рекомендации