Инфраструктура информационного рынка - совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг (рис.3.12) [78]:
1-й сектор - деловая информация,состоит из следующих частей:
а) финансово-биржевая информация- котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены;
б) статистическая информация- ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям;
в) коммерческая информацияпо компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса.
2-й сектор - информация для специалистов,содержит следующие части:
а) профессиональная информация- специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
б) научно-техническая информация- документальная, библиографическая, реферативная, спра вочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
в) доступ к первоисточникам- организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу (МБА) в различных формах.
3-й сектор - потребительская информация,состоит из следующих частей:
а) новости и литература- информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
б) потребительская информация- расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гос тиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.д.;
в) развлекательная информация- игры, телетекст, видеотекст.
Сектор № 1 Деловая информация | Сектор № 2 Специальная информация | Сектор № 3 Потребительская информация | ||
Статистическая | Научно-техническая | Новости и литература | ||
Коммерческая | Профессиональная | Потребительская | ||
Биржевая и финансовая | Доступ к первоисточникам | Развлекательная |
Сектор № 4 Услуги образования | Сектор № 5 Обеспечивающие информационные системы и средства | |
Дошкольное | Разработка и сопровождение информационных систем и технологий | |
Школьное | Консультирование | |
Специальное | Программные продукты | |
Среднепрофессиональное | Технические средства | |
Высшее | Подготовка источников информации | |
Повышение квалификации и переподготовка |
Рис. 3.12. Информационный рынок и его сектора
4-й сектор — услуги образования,включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция представлена в традиционном и электронном виде: учебники, методические разработки, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и т.д.
5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства^состоит из следующих частей:
а) программные продукты- программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
б) технические средства- компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
в) разработка и сопровождение информационных систем и технологий -обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
г) консультирование по различным аспектам информационной индустрии- какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовывать свою деятельность и т.д.;
д) подготовка источников информации- создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.