Уход (игнорирование, уклонение, избегание)
Стратегии поведения в конфликте
К. Томас и Р. Килман выделяют 5 основным стратегий (стилей) поведения в конфликтной ситуации в зависимости от того:
· насколько участники конфликта заинтересованы в получении преимуществ для себя (вертикальная ось Х);
· насколько они заинтересованы (не заинтересованы) в том, чтобы другие получили определённые преимущества в конфликте (горизонтальная ось Y).
Размещено на http://www.allbest.ru/
Конкуренция (принуждение противоборства) - это высокая настойчивость на своём любой ценой.
Компромисс - здесь действия направлены на поиск решения, которое полностью удовлетворяло бы обе стороны, то есть, уступая в чём-то своём в обмен на уступки другого.
Уклонение - это перевод разговора в другое русло.
Сотрудничество (решение проблемы) - это признание различия во мнениях и готовность знакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для обеих сторон.
Приспособление (уступчивость) - это уступка ради другого человека, жертва своими взглядами, действия направлены на сохранение благоприятных отношений.
Участники конфликта задают себе вопросы:
"Что я выиграю…", "Что я потеряю…"
"Какое значение имеет предмет спора для противника?" и т. д.
Характеристика основных стратегий поведения
Принуждение (конкурент, борец, соперник)
Конфронтация - великое противостояние
Тот прав, у кого больше прав
Стратегия связана:
- со своими высокими интересами и низким интересом соперника;
- с жёсткой позицией ("кто кого"), с использованием власти, силы закона, связей, авторитета.
При этой стратегии нет ни дружбы, ни сотрудничества. Здесь есть особенности личности:
§ конфликтная личность отказывается от выполнения непривлекательных заданий;
§ работник свою вину сваливает на других.
Ситуация.При желании удовлетворить собственные интересы и при незаинтересованности в сотрудничестве - используют стиль соперничества.
Ситуация. Учительница не скрывала свою антипатию по отношению к подвижному, неусидчивому ученику. Говорила при всех, что "терпеть его не может". В ответ слышала то же самое". Возник конфликт.
Решение. Конфликт связан с бестактностью учителя. Учительница, чувствуя свою авторитарную власть, устроила конфронтацию (противостояние).
Конфронтация как стиль поведения в конфликте
Уход (игнорирование, уклонение, избегание)
Лучшее средство победить в споре - не вступать в спор
- Малая заинтересованность - и в своей выгоде, и в выгоде другого.
§ Предмет конфликта, не имеет значения ни для той, ни для другой стороны.
- Стремление избегать конфликта.
§ Он просто замалчивается;
§ Перекладывается решение проблемы на другого.
Поиск дополнительной информации о природе конфликта, а не принятие решения.
§ Выигрывание время для трезвой оценки ситуации;
- Предмет спора часто не имеет отношения к делу.
§ Он - симптом других проблем (серьёзных).
- Подчинённые могут сами успешно урегулировать конфликт.
У руководителя мало власти (нет желания) решить конфликт в свою пользу.
Ситуация. Когда нет возможности и власти для решения конфликта, обычно реализуется стиль уклонения
Ситуация. Учительница объяснила, что ученицы должны будут за четверть выполнить задание: сшить диванную подушку. Одной ученицы это задание не понравилось, и она сказала, что выполнять его не будет.
Решение. Учительница предпочла тактику "ухода от конфликта". Она сказала ученице: "Вот журнал, где ты можешь сама выбрать задание по теме".
Уход от конфликта может быть реализован в 2-х стратегиях | ||
Собственное избегание ситуации: Ш Игнорирование, Ш "откладывание", Ш Нежелание вступать в контакт. | Уступчивость: Ш Отказаться от собственных интересов, Ш Идти на встречу партнёру. -Когда предмет разногласий небольшой. Когда отношение между людьми важнее ущерба контакта. | |