Уход (игнорирование, уклонение, избегание)

Стратегии поведения в конфликте

К. Томас и Р. Килман выделяют 5 основным стратегий (стилей) поведения в конфликтной ситуации в зависимости от того:

· насколько участники конфликта заинтересованы в получении преимуществ для себя (вертикальная ось Х);

· насколько они заинтересованы (не заинтересованы) в том, чтобы другие получили определённые преимущества в конфликте (горизонтальная ось Y).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конкуренция (принуждение противоборства) - это высокая настойчивость на своём любой ценой.

Компромисс - здесь действия направлены на поиск решения, которое полностью удовлетворяло бы обе стороны, то есть, уступая в чём-то своём в обмен на уступки другого.

Уклонение - это перевод разговора в другое русло.

Сотрудничество (решение проблемы) - это признание различия во мнениях и готовность знакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для обеих сторон.

Приспособление (уступчивость) - это уступка ради другого человека, жертва своими взглядами, действия направлены на сохранение благоприятных отношений.

Участники конфликта задают себе вопросы:

"Что я выиграю…", "Что я потеряю…"

"Какое значение имеет предмет спора для противника?" и т. д.

Характеристика основных стратегий поведения

Принуждение (конкурент, борец, соперник)

Конфронтация - великое противостояние

Тот прав, у кого больше прав

Стратегия связана:

- со своими высокими интересами и низким интересом соперника;

- с жёсткой позицией ("кто кого"), с использованием власти, силы закона, связей, авторитета.

При этой стратегии нет ни дружбы, ни сотрудничества. Здесь есть особенности личности:

§ конфликтная личность отказывается от выполнения непривлекательных заданий;

§ работник свою вину сваливает на других.

Ситуация.При желании удовлетворить собственные интересы и при незаинтересованности в сотрудничестве - используют стиль соперничества.

Ситуация. Учительница не скрывала свою антипатию по отношению к подвижному, неусидчивому ученику. Говорила при всех, что "терпеть его не может". В ответ слышала то же самое". Возник конфликт.

Решение. Конфликт связан с бестактностью учителя. Учительница, чувствуя свою авторитарную власть, устроила конфронтацию (противостояние).

Конфронтация как стиль поведения в конфликте

Уход (игнорирование, уклонение, избегание)

Лучшее средство победить в споре - не вступать в спор

- Малая заинтересованность - и в своей выгоде, и в выгоде другого.

§ Предмет конфликта, не имеет значения ни для той, ни для другой стороны.

- Стремление избегать конфликта.

§ Он просто замалчивается;

§ Перекладывается решение проблемы на другого.

Поиск дополнительной информации о природе конфликта, а не принятие решения.

§ Выигрывание время для трезвой оценки ситуации;

- Предмет спора часто не имеет отношения к делу.

§ Он - симптом других проблем (серьёзных).

- Подчинённые могут сами успешно урегулировать конфликт.

У руководителя мало власти (нет желания) решить конфликт в свою пользу.

Ситуация. Когда нет возможности и власти для решения конфликта, обычно реализуется стиль уклонения

Ситуация. Учительница объяснила, что ученицы должны будут за четверть выполнить задание: сшить диванную подушку. Одной ученицы это задание не понравилось, и она сказала, что выполнять его не будет.

Решение. Учительница предпочла тактику "ухода от конфликта". Она сказала ученице: "Вот журнал, где ты можешь сама выбрать задание по теме".

 
Уход от конфликта может быть реализован в 2-х стратегиях  
Собственное избегание ситуации: Ш Игнорирование, Ш "откладывание", Ш Нежелание вступать в контакт. Уступчивость: Ш Отказаться от собственных интересов, Ш Идти на встречу партнёру. -Когда предмет разногласий небольшой. Когда отношение между людьми важнее ущерба контакта.  
     

Наши рекомендации