Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде

Долгосрочный период – это период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержкам. В этом случае все факторы производства являются переменными. Количество предприятий в отрасли в долгосрочном периоде может изменяться.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Следовательно, линии АС и МС всех фирм данной отрасли будет идентичны.

Вход на рынок совершенной конкуренции и выход с этого рынка открыт для всех фирм.

Если на рынке установится цена (Р) выше min АС (Р > min AC), то фирмы данной отрасли получают экономическую прибыль и это будет стимулом для других фирм к переходу в данную отрасль. Вследствие этого отраслевое предложение повысится, а цена упадет. Если рыночная цена (Р) будет ниже min AC (P < min AC), то часть фирм покинет рынок, отраслевое предложение уменьшится, что приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать до тех пор, пока цена не установится на уровне, достаточном лишь для получения всеми фирмами отрасли нормальной прибыли (Р = min АС).

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде фирма находится в равновесии и максимизирует прибыль при условии выполнения равенства:

P = min LAC = LMC = SMC = SAC,

где min LAC – минимальные средние издержки в долгосрочном периоде; LMC – предельные издержки в долгосрочном периоде; SMC – предельные издержки в краткосрочном периоде; SAC – средние совокупные издержки в краткосрочном периоде.

Графически это равенство представлено на рис. 16.

 
  Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде - student2.ru

Рис 16. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Когда все фирмы отрасли имеют объемы производства, соответствующие минимуму средних издержек в долгосрочном периоде (величина минимального значения LAC для всех фирм отрасли одинакова и равняется цене товара, а объемы производства и очертания кривых LAC могут отличаться), отрасль находится в равновесии. Поскольку МС = Р, то ни одна из фирм не в состоянии увеличить прибыль, варьируя объемы производства в краткосрочном периоде. Минимум кривых SAC и LAC и Р = min AC показывает, что получаемая выручка полностью покрывает издержки упущенных возможностей фирм и прибыль каждой фирмы равняется нулю. В этой связи ни одна новая фирма не входит в отрасль. Следовательно, при заданном уровне технологии и неизменных ценах ресурсов фирма минимизирует издержки производства, выпуская товар на уровне, соответствующем точке равновесия в долгосрочном периоде.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность, как с точки зрения использования ограниченных ресурсов, так и с точки зрения их распределения между различными производственными процессами.

Эффективное распределение ресурсов достигается в том случае, когда цена товара равняется предельным издержкам его производства, т. е. Р = МС.

Данное условие означает, что ограниченные ресурсы общества распределены таким образом, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интересам максимизации полезности потребителей.

Производственная эффективность – это такая эффективность, при которой любой объем продукции производится с наименьшими издержками для данного объема выпуска. Она обусловлена равенством Р = min AVC.

При этих условиях в долгосрочном периоде на всех предприятиях издержки будут минимизированы и необходимые обществу товары будут производится самым дешевым способом.

11. Монополия и монопольная власть

Монополия (от греч. monos – один, polеo – продаю, торгую) является противоположностью совершенной конкуренции.

Монополия как тип рыночной структуры – это единственная фирма в отрасли, которая производит товары, не имеющие близких заменителей, и имеет огромное влияние на цены, ограниченное только платежеспособным спросом.

Рынок, на котором работает такая монополия, называют рынком чистой монополии. На этом рынке один продавец и множество покупателей. Фирма-монополия обладает рыночной (монопольной) властью, которая означает возможность фирмы влиять на цену и получать монопольную прибыль.

Монопольная прибыль – это прибыль сверх нормальной, т. е. больше величины прибыли, получаемой на рынке совершенной конкуренции. Причем монополия получает монопольную прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах, так как существуют барьеры для входа в эту отрасль для других фирм (природные, технологические, финансовые, правовые, информационные).

Монополия является менее эффективной рыночной структурой по сравнению с совершенной конкуренцией. Результаты ее экономической деятельности могут быть отрицательными для общества. Так, потребители вынуждены переплачивать за товар монополии в результате установления цен выше, чем у совершенных конкурентов, а также меньше употреблять его, так как монополии устанавливают объем производства меньший, чем конкурентные фирмы. Кроме того, отсутствие конкуренции не стимулирует внедрение монополией новых технологий и ухудшает экологическую ситуацию в стране и мире. Поэтому во всех странах государство регулирует деятельность монополий через антимонопольное законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, ориентированных на защиту и усиление конкуренции, противодействие тайным соглашениям между фирмами, уменьшение возможностей ценовой дискриминации.

Исторически монополии возникли как результат конкуренции и централизации капитала во второй половине XIX в. и перехода экономики от мелкого производства к крупному машинному.

Различают три вида монополий. Естественная монополия – это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают максимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. К ним в основном относятся предприятия общественного пользования – транспорт, водоснабжение и связь, жилищно-коммунальное хозяйство и др., а также фирмы, владеющие уникальными природными ресурсами.

Закрытая монополия возникает, когда государство создает легальные барьеры для вступления в отрасль. В этом случае фирма ограждается от конкуренции патентами, лицензиями, государственными документами об авторских правах.

Открытая монополия – это монополия, при которой фирма, не имея защиты от конкуренции в виде патентов и лицензий, выходит на рынок с новой продукцией и является ее единственным поставщиком на рынок.

Наши рекомендации