Выполнение индивидуального задания

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУП «ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МИНГОРИСПОЛКОМА». 4

2 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. 8

3 ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ.. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 13

ВВЕДЕНИЕ

Технологическая практика студентов является необходимым и важнейшим этапом в системе подготовки высококвалифицированных специалистов. Она является составной частью учебного процесса и направлена на закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение студентами навыков практической работы путем самостоятельного выполнения заданий.

Технологическая практика проводится для закрепления теоретических знаний, полученных в университете путём глубокого изучения структуры и работы технологических подразделений предприятия, где проводится практика, а также приобретение профессиональных навыков и навыков работы в трудовом коллективе.

Местом прохождения технологической практики является КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома». Сроком прохождения технологической практики является период с 8 июня 2016 года по 30 июня 2016 года.

Цели технологической практики:

– ознакомление со структурой деятельности предприятия;

– ознакомление со структурой предприятия в целом и со структурой подразделения, где проходила практика;

– закрепление имеющихся и приобретение отсутствующих навыков, необходимых для выполнения производственных заданий на предоставленном рабочем месте;

– изучение нормативной и технической документации, использующейся на предприятии;

– выполнение индивидуальных заданий, полученных до прибытия к месту проведения практики;

– сбор материалов, необходимых для написания отчета по практике.

1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КУП «ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МИНГОРИСПОЛКОМА»

Коммунальное унитарное предприятие «Центр информационных технологий Мингорисполкома» основано в 2011 году путем объединения организаций, имеющих многолетнюю практику в сфере информационных технологий – УП «Вычислительный центр Мингорисполкома» и ГП «Центр информатизации и автоматизации расчетов».

Опираясь на разносторонний опыт по созданию, внедрению и технической поддержке ресурсов и систем Минского городского исполнительного комитета, центр в настоящий момент ориентируется на освоение новых рыночных ниш, осуществляя активную разработку прикладных программных решений.

В числе реализованных проектов предприятия:

1 Автоматизированная система учета и распределения жилья, оптимизирующая процесс взаимодействия специалистов в области жилищной политики (курирование вопросов распределения жилья, льготного кредитования, субсидирования).

2 Автоматизированная система управления документооборотом, обеспечивающая многопользовательский доступ к базе документов для различных подразделений и организаций государственного сектора (создание электронных архивов, поддержка технического документооборота, автоматизация формализованных процедур работы с документами).

3 Автоматизированная система «Жилплат», интегрирующая данные в единое расчетно-информационное пространство для последующей модерации процессов обработки, учета и распределения платежей сферы ЖКХ (работа как с физическими, так и с юридическими лицами).

4 Создание и модернизация официального Интернет-портала Мингорисполкома (разработка и администрирование ресурса, преобразование пользовательского интерфейса).

5 Создание и администрирование корпоративной информационной сети для Мингорисполкома, его структурных подразделений, администраций районов г. Минска и коммунальных предприятий (модернизация технических средств, создание сети хранения данных, внедрение виртуализации, создание условий для перехода к городскому центру обработки данных) [1].

Следуя современным тенденциям развития, на предприятии внедрены системы менеджмента качества, охраны труда и экологического менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов. На сегодняшний день в штате организации работает свыше 200 профессионалов, имеющих более чем десятилетний опыт работы в IT-сфере. Ежегодно центр является активным участником многих специализированных международных и национальных выставок, фокусируясь на разработке и развитии высокотехнологичных продуктов, направленных на оптимизацию процесса взаимодействия государственных организаций и населения.

Программный комплекс «Регистрация заявок в ЗАГС» предназначен для обеспечения публичного доступа граждан к регистрации заявок в ЗАГС через интернет. Также программный комплекс должен обеспечивать доступ сотрудников ЗАГСа к базе данных (путем предоставления сервиса, позволяющего формировать запросы на получение информации ограниченного доступа, в соответствии с заданным видом).

Его функциями являются:

1 Предоставление публичной информации в отделах ЗАГС районов города Минска о доступном времени на регистрацию брака и дате приёма.

2 Возможность занять время и оформить заявку на регистрацию брака через интернет.

3 Предоставление сотрудникам ЗАГСа упорядоченного, отфильтрованного списка поданных заявок (электронного журнала).

4 Предоставление администратору информационного наполнения возможности посредством веб-интерфейса добавлять и освобождать в БД времена регистрации и приема.

В состав программного комплекса входят следующие подсистемы:

– веб-сервис, пользовательская общедоступная часть (front-end).

– веб-сервис, закрытая административная часть (back-end).

– общая база данных, содержащая сведения, использующиеся в обоих подсистемах.

– подсистема журналирования действий, выполняемых пользователями обоих подсистем.

Пользовательская часть предназначена для публичного использования в сети интернет. Обеспечивает возможность получения информации о доступном времени на регистрацию брака, написания заявления и по факту заполнения заявления записи на указанную дату регистрации.

Подсистема состоит из следующих компонентов:

1 Календарь доступных дат представляет собой графическое представление доступных дат и времени для регистрации брака, также присутствует опция выбора времени для приема на подачу заявления).

2 Форма ввода данных для регистрации. Предназначена для типизированного ввода информации о паре бракосочетающихся: ФИО, пароль, контактный телефон. Также включает обработчик CAPTCHA, для защиты от автоматической регистрации роботами.

3 Форма заполнения заявления предоставляет возможность заполнить форму заявления по форме, установленной постановлением министерства юстиции Республики Беларусь № 42.

4 Печать формы заявления предоставляет форму заявления для печати на принтере.

Административная часть (back-end) доступна для сотрудников данного отдела ЗАГСа и администратора информационного наполнения, предназначена для заполнения и освобождения времен регистрации и приема, выдачи отчета сотруднику ЗАГСа о поданных заявлениях и занятых датах в электронном виде. Подсистема состоит из следующих компонентов:

1 Журнал дат. Предназначен для ведения календаря доступных дат и времен посредством графического интерфейса. Позволяет добавлять, освобождать либо удалять определенное время регистрации.

2 Печать журнала приема. Печать списка занятых и свободных дат за указанный период.

3 Просмотр списка записавшихся пар предназначен для просмотра списка записавшихся пар. Позволяет настроить сортировку отображения списка пар, просмотреть контакты и заполненные заявления записавшихся пар.

База данных предназначена для хранения информации о доступных датах, временах регистрации, заполненных заявлениях и предоставления этой информации каждой из подсистем.

Подсистема журналирования использует для хранения журнала базу данных, и также разделена на две части:

1 Журналирование действий, выполняемых в административной части. Записывается время и выполняемое администратором системы действие: удаление, освобождение, добавление времени в календаре, изменение статуса пары.

2 Действия, выполняемые в пользовательской части. Время и идентификатор (код, контакты) интернет-пользователя и этапы выполняемых им действий.

Основные виды деятельности центра сегодня:

1 Информатизация и автоматизация процессов в структурных подразделениях Мингорисполкома, администраций районов и предприятий города.
2 Разработка и обеспечение работоспособности корпоративных информационных ресурсов, систем и сетей.
3 Администрирование локально-вычислительных сетей, системное и техническое обслуживание вычислительной техники.
4 Разработка и сопровождение программного обеспечения.
5 Автоматизация процессов расчетов за жилищно-коммунальные и другие услуги.
На сегодняшний день центр осуществляет сопровождение и техническую поддержку целого ряда значимых для города Минска и Минской области программных продуктов, предназначенных для обслуживания населения.

Центр информационных технологий сегодня – это один из важных игроков локального рынка, отвечающий за информационную оснащенность белорусского государственного сектора.

Обладая многолетним разноплановым опытом в сфере разработки прикладных программных решений, центр располагает существенным продуктовым портфелем и специализируется на оказании широкого спектра услуг.

На сегодняшний день центр объединяет более 200 инициативных профессионалов, разделяющих общие корпоративные ценности и отвечающих за развитие IT-потенциала Мингорисполкома.

Оказываемые услуги:

– абонентское обслуживание компьютерного парка организаций;

– печатная модульная реклама;

– баннерная реклама на сайте www.komplat.by;

– разработка веб-сайтов;

– оцифровка данных архивов органов, регистрирующих акты гражданского состояния [2].

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Во время прохождения практики необходимо было выполнить следующие работы:

1 Изучение технологии и организации производства на предприятии.

2 Разработка (модернизация) информационной системы предприятия или ее отдельных блоков.

3 Разработка инновационных предложений для предприятия.

4 Практическое изучение языка SQL c помощью сайта sql-ex.ru.

5 Прохождение онлайн-курса «Основы SQL» в национальном открытом университете (НОУ) «Интуит».

ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ


За время прохождения практики проводились работы по администрированию и информационному наполнению базы данных Первомайского, Октябрьского и Заводского районов г. Минска.

Выполнялись следующие работы:

– обновление базы данных;

– прохождение курса «Основы SQL» в НОУ «Интуит»;

– получение сертификата по основам SQL;

– практическое изучение языка SQL c помощью сайта sql-ex.ru;

– написание SQL-запросов для подсчета статистики использования электроэнергии для различных районов Минска.

Было изучено введение в SQL на основе стандарта SQL:1999. Во время прохождения курса «Основы SQL» была ознакомлена с типами данных, допускаемых в SQL, средствами определения объектов базы данных, манипулированием данными; управлением соединениями, сессиями и транзакциями, обеспечением безопасности; с динамическим и встроенным SQL.

На сегодняшний день язык SQL является единственным признанным стандартом языка баз данных, поддерживаемым всеми основными поставщиками СУБД. С годами язык развивается и усложняется. Хорошее владение языком SQL является обязательным для профессиональных разработчиков приложений баз данных и их администраторов [3].

Был пройден курс, основанный на последнем международном стандарте, хотя он не охватывает все аспекты языка. В курс включены темы, являющиеся, во-первых, наиболее важными для пользователей и разработчиков приложений и, во-вторых, наиболее проработанными в текущей версии стандарта. Во вводной части курса обсуждаются история языка, его основные концепции, типы данных, допустимые в SQL. Приводится обзор подходов SQL к определению данных и манипулированию ими.

В основной части курса последовательно были изучены следующие темы: – значения, базовые функции и выражения SQL;

– арифметические выражения с переключателями и преобразованием типа; – выражения со строковыми значениями;

– виды предикатов, допустимых в логических выражениях;

– соединения и теоретико-множественные операции;

– виды выражений запросов;

– ограничения целостности и ссылочная целостность;

– триггеры;

– встроенный SQL и язык модулей;

– принципы работы с курсорами;

– привилегии, пользователи и безопасность;

– управление транзакциями; управление соединениями и удаленный доступ к базам данных;

– хранимые процедуры и функции; динамический SQL;

– интерфейс уровня вызовов;

– диагностика и управление ошибочными ситуациями;

– вопросы интернационализации и локализации;

– информационная схема.

Рассматривались поддерживаемые в SQL типы данных и преобразование типов. Изучалось создание пользовательских типов данных, понятие выражения и оператора в SQL.

После изучения курса был сдан экзамен по пройденному материалу и получен сертификат, подтверждающий успешное прохождение материала. Сертификат представлен на рисунке 3.1.

выполнение индивидуального задания - student2.ru

Рисунок 3.1 – Сертификат о прохождении курса «Основы SQL»

С помощью сайта sql-ex.ru были получены практические навыки работы с SQL. Были улучшены навыки в написании операторов манипуляции данными языка SQL. Суть обучения состояла в том, что я писала операторы, которые должны вернуть или изменить данные, требуемые заданием. При этом, в случае неправильного ответа можно было узнать, какие данные возвращает правильный запрос, а также увидеть, что вернул мой запрос.

Была использована возможность выполнять операторы манипулирования к имеющимся базам данных, отключив опцию проверки.

Операторы манипулирования данными:

– select – отобрать строки из таблиц;

– insert – добавить строки в таблицу;

– update – изменить строки в таблице;

– delete – удалить строки в таблице;

– commit – зафиксировать внесенные изменения;

– rollback – откатить внесенные изменения [3].

Упражнения имели разный уровень сложности. Предлагались упражнения на выборку данных (оператор select) и упражнения на модификацию данных (операторы insert, update, delete). При этом упражнения на выборку разбиты на три этапа: первый без контроля времени на выполнение отдельного задания, второй – с контролем времени на выполнение каждого задания [4].

Благодаря полученным знаниям были написаны SQL-запросы для выборки движения состояния документов сервиса «Одно Окно» для различных районов Минска.

В качестве инновационного предложения было рекомендовано использование распределённой системы управления версиями «Git».

Система контроля версий – неотъемлемая часть любого серьезного проекта по разработке программного обеспечения и не только. Даже начинающим в разработке программного обеспечения, необходимо параллельно с освоением языка программирования осваивать и культуру программирования, в том числе и правильную организацию процесса разработки программного обеспечения, неотъемлемой частью которой является использование системы контроля версий [5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За время прохождения практики были изучены организационная структура предприятия, информационные технологии предприятия, основные режимы работы и системы администрирования официального интернет-портала Мингорисполкома, базы данных портала.

Изучила основные направления работы центра, получила возможность ознакомиться с новейшими проектами, разрабатываемыми на предприятии. Ознакомилась с нормативно-техническими документами, действующими на предприятии.

Прошла онлайн-курс «Основы SQL» и получила сертификат о его прохождении.

Получила обширные знания в области работы с реляционными базами данных.

Технологическая практика позволила закрепить знания, полученные на протяжении обучения в университете.


Наши рекомендации