Сборка валов на подшипниках качения
Сборка в основном производится методами взаимозаменяемости и регулирования. Для лёгкого вращения вала в подшипниках должен быть определённый радиальный зазор. Особо остро возникает вопрос с обеспечением неподвижности и вместе с тем минимальными деформациями обоих колец. Вопрос решается подбором соответствующих посадок. Также сложности возникают с уменьшением радиальных биений, вызванных большим числом звеньев цепи по сравнению с опорами скольжения. Этого добиваются например таким подбором подшипников чтобы эксцентриситеты отверстий внутреннего кольца относительно оси беговых дорожек наружн. колец =эсцентр. опорных шеек вала относительно рассматриваемой поверхности, либо их разница была меньше допуска.
Ещё надо стремиться расположить радиальное биение в одну сторону от оси вращения вала в каждой опоре. Желательно чтобы биение в передней опоре было меньше чем в задней. Это уменьшит радиальное биение конца вала.
Определение радиального биения поверхности А.
1/7- ось отверстия в корпусе, 2/8 – наружн кольцо, 3/9 – дорожка качения, 4/10 – внутр кольцо, 5/11 – ось шейки, 6- ось контролируемой шейки.
- результирующие радиальные биения
Сборка цилиндрических зубчатых передач.
Кинетическую точность, плавности работы, боковой зазор обеспечивают в основном методами п/нп взаимозаменяемости. При сборке иногда применяют регулировку подшипников для уменьшения отклонений соосности опорных шеек валов с отверстиями в корпусе под опоры валов. Комбинированными развёртками повышают соосность отверстий в корпусе.
Кинематическая точность зависит от точности колёс (12 степеней точности по ГОСТ). Чтобы не было заклинивания от температурных расширений и нормально смазывалось, предусматривается боковой зазор.
Сборка червячных передач.
Чтобы червячная передача работала должным образом, в процессе её изготовления необходимо обеспечить кинематическую точность передачи, боковой зазор в зацеплении червяка с колесом, совпадение средней плоскости колеса с осью червяка, обеспечить точность углов скрещивания осей вращения червяка и колеса.
Методы обеспечения первых 2х требований – такие же, как и у цилиндрических зубчатых передач: в основном п/нп взаимозаменяемость, иногда регулировка. Совмещение средней плоскости колеса с плоскостью червяка производят в основном методом регулировки с использованием как подвижных, так и не подвижных компенсаторов.
Сначала производится настройка БΔ (совмещение плоскостей), а затем АΔ (зазор в подшипниках). Вопрос точности углов скрещивания осей решается методом полной/неполной взаимозаменяемости. Правильность зацепления проверяют по красе, нанесённой на червяк. Проворачивают, смотрят пятно контакта с колесом.