Общие сведения о подшипниках качения

Точность геометрических параметров подшипников качения.

Подшипники каченияявляются наиболее распространенными стандартными изделиями (сборочными единицами). Более 15 тыс. типоразмеров подшипников качения с размерами от долей миллиметра до 3 м и массой от долей грамма до 6 т изготавливают на специализированных заводах.

Подшипники качения, работающие при самых разнообразных нагрузках и частотах вращения, должны обеспечивать точность, бесшумность, долговечность и другие эксплуатационные свойства качества.

Подшипник качения (рисунок 2.1, а)состоит из внутреннего кольца 7, наружного кольца 2, тел качения 3, сепаратора 4, обеспечивающего расстояние между телами качения.

Телами качения являются шарики, ролики или иглы (в игольчатых подшипниках).

Основными присоединительными размерами,по которым осуществляется полная (внешняя) взаимозаменяемость, являются наружный диаметр D наружного кольца и внутренний диаметр d внутреннего кольца.

Внутренняя взаимозаменяемость в подшипниках между телами качения, кольцами и сепаратором является неполной и осуществляется методом групповой взаимозаменяемости.

ГОСТ 24955–81 устанавливает термины и определения основных понятий в области подшипников качения, их деталей и элементов.

ГОСТ 25256–82 устанавливает термины и определения основных понятий в области допусков на подшипники качения, их детали и элементы. Основные размеры подшипников качения указаны в ГОСТ 3478-79.

Рисунок 2.1 – Шариковый однорядный подшипник качения: а – конструкция; б – схема расположения полей допусков по классам точности на средние наружный диаметр наружного кольца и внутренний диаметр внутреннего кольца подшипников качения  
Общие сведения о подшипниках качения - student2.ru

Основным параметром подшипника качения, определяющим его точность вращения, грузоподъемность, бесшумность работы, равномерность распределения нагрузки и другие эксплуатационные свойства, является радиальный зазор между телами качения и дорожками качения. Его величина зависит от точности размеров присоединительных поверхностей к корпусу и валу изделия, точности формы и расположения поверхностей колец (радиальное и торцевое биение, непараллельность торцов колец), шероховатости их поверхностей (особенно дорожек качения), точности формы и размеров тел качения в одном подшипнике и шероховатости их поверхностей; величины бокового биения по дорожкам качения внутреннего и наружного колец.

В зависимости от точности указанных параметров ГОСТ 520–89 для шариковых и роликовых подшипников с внутренним диаметром от 0,6 до 2000 мм устанавливает классы точности, которые, как правило, обозначаются арабскими цифрами в порядке повышения точности:

0;6;5;4;2;Т – для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;

0; 6; 5; 4; 2 – для упорных и упорно-радиальных подшипников;

0; 6Х; 6; 5; 4; 2 – для роликовых конических подшипников.

Установлены дополнительные 8-й и 7-й классы точности подшипников ниже нулевого класса точности для применения в неответственных узлах по заказу потребителей.

Класс точности проставляют (через тире) перед условным обозначением подшипника, например 6–205. Нулевой класс в обозначении не указывают, поскольку его применяют для большинства механизмов общего назначения. Подшипники более высоких классов точности применяют при больших частотах вращения и в случаях, когда требуется высокая точность вращения вала (например, для авиационных двигателей, для шпинделей шлифовальных и других прецизионных станков).

В гироскопических и других прецизионных приборах и машинах используются подшипники класса точности 2 и Т.

С повышением класса точности возрастают точностные требования ко всем элементам подшипников как внутренним, обеспечивающим точность вращения и радиальные зазоры между телами качения и дорожками колец, так и внешним, обеспечивающим посадку колец в изделии.

Для внутренних колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников с номинальным размером присоединительного диаметра d свыше 18 до 30 мм в зависимости от класса точности подшипника приведены допуски, мкм:

Класс точности 0 6 5 4 2 Т

Допуск на диаметр отверстия dт 10 8 6 5 4 2,5

Непостоянство ширины кольца 20 10 5 2,5 2 1,5

Биение торца относительно отверстия 20 10 8 4 2 1,5

Радиальное биение дорожки качения 13 10 4 3 2,5 2,5

Осевое биение дорожки качения 40 20 8 4 2,5 2,5

Допуски параметров подшипников, установленные по классам точности от 8-го до Т, близки к значениям допусков по квалитетам от 8-го (IТ8) до 2-го (IТ2) ЕСДП.

Точность тел качения очень высокая и составляет в среднем по разномерности в одном подшипнике 1 мкм.

Шероховатость поверхности тел качения, дорожек качения и присоединительных поверхностей колец Rа 0,63...0,32 мкм и менее. Уменьшение параметра шероховатости Rа от 0,32 до 0,08 мкм повышает ресурс подшипника более чем в два раза, а дальнейшее уменьшение параметра шероховатости Rа до0,08...0,04 мкм – еще на 40%.

В связи с недостаточной жесткостью колец подшипников, стандартом допускается их овальность в свободном состоянии, которая может доходить до 50 % допуска на диаметр. При сборке и монтаже подшипника кольца выправляются.

Стандартом установлены предельные отклонения и допуски как на присоединительные диаметры D и d колец подшипников, так и на их средние диаметры Dm и dт.

Средние диаметры Dm и dт вычисляют как среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего диаметров, измеренных в двух крайних сечениях колец.

Кольца в свободном состоянии считаются годными, если одновременно их действительные размеры по D, d и по Dm, dт находятся в заданных пределах. Расчет значений параметров посадок колец подшипников качения производят по предельным отклонениям Dm, dт.

ГОСТ 3325–85 устанавливает следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипника качения по Dm, dт:

– для среднего внутреннего диаметра внутреннего кольца подшипника:

Ldт, L8, L7, L6Х, L6, L5, L4, L2, LТ;

– для среднего наружного диаметра наружного кольца подшипника:

lDт, l8, l7, l0, l6Х, l6, l5, l4, l2, lТ,

где Ldт – обозначение поля допуска для среднего внутреннего диаметра внутреннего кольца подшипника; lDт – обозначение поля допуска для среднего наружного диаметра наружного кольца подшипника; L, l – условные обозначения основного отклонения соответственно для среднего внутреннего диаметра внутреннего кольца и среднего наружного диаметра наружного кольца подшипника; 8; 7; 0; 6Х; 6; 5; 4; 2; Т – классы точности подшипников по ГОСТ 520-89.

Присоединительные диаметры колец подшипников изготавливают с отклонениями размеров внутреннего диаметра внутреннего кольца и наружного диаметра наружного кольца, не зависящими от посадки, по которой их будут монтировать.

Посадки наружного кольца с отверстием корпуса изделия выполняют в системе вала, и поле допуска наружного диаметра наружного кольца располагается как для основного вала, т. е. в «минус» от нулевой линии. Посадки внутреннего кольца с валом изделия осуществляются в системе отверстия, но поле допуска внутреннего диаметра внутреннего кольца располагается от нулевой линии в «минус» (рисунок 2.1, б).

Таким образом, для всех классов точности верхнее отклонение присоединительных диаметров по dт и Dт равно нулю.

Применение системы отверстия и системы вала в посадках колец подшипника с валом и отверстием корпуса обеспечивает их полную взаимосвязь и быстрый демонтаж и монтаж в условиях эксплуатации. Кроме того, особенность расположения полей допусков внутреннего диаметра внутреннего кольца подшипника позволяет не прибегать к специальным посадкам для получения неподвижных соединений колец с валами, а использовать стандартные переходные посадки ЕСДП.

Наши рекомендации