Функции менеджмента и их теоретическое обоснование: процессный и системный подход к реализации функций менеджмента

Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента. Общая характеристика основных функций менеджмента. Планирование - как функция менеджмента. Принципы и техника планирования. Организация - как функция менеджмента. Мотивация - как функция менеджмента. Контроль - как функция менеджмента.

Процессный подход (50-е гг.).Эта концепция,означающая крупный поворот вуправленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления (А. Файолем), которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Их называют управленческими функциями. Каждаяуправленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующимипроцессами коммуникации и принятия решения.

Таблица 1 Функции и операции менеджмента

Функции Операции
Планирование Анализ среды. Прогнозирование. Определение миссии и целей. Выбор
  стратегии. Разработка тактики, политики организации и программы
  действий. Установление сроков выполнения, определение источников
  финансирования.
Организация Разработка и построение организационной структуры. Персонификация
  должностных обязанностей для каждого структурного элемента.
  Делегирование полномочий. Разработка процесса принятия решений.
  Использование систематизированных процедур и техники в процессе
  принятия решений. Взаимодействие между подсистемами в
  организации. Поиск, отбор и обучение кадров.
Мотивация Мотивационные действия, создание внутреннего побуждения к
  действиям. Определение потребностей работников, и обеспечение
  способа для них удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
  ―Все управление в конечном счете сводится к стимулированию
  активности других людей‖. Автор?
Контроль Разработка стандартов. Определение, оценка и информирование об
  отклонении действительных значений от заданных или их совпадениях.
  Анализ результатов. Корректирующие действия.

Важнейшей категорией процессного подхода является бизнес процесс(БП).

Бизнес-процесс - это совокупность видов деятельности, потребляющих определенные ресурсы на входе и дающая продукт, ценный для потребителя на выходе.

Широко распространена методология ICOM - описание БП через четыре вида потоков (материальных и информационных):

вход (Input) -потребляемые ресурсы;

Функции менеджмента и их теоретическое обоснование: процессный и системный подход к реализации функций менеджмента - student2.ru управление (Control) -легитимное основание для протекания процесса;

Функции менеджмента и их теоретическое обоснование: процессный и системный подход к реализации функций менеджмента - student2.ru

выход (Output) -результат,продукт процесса;

Функции менеджмента и их теоретическое обоснование: процессный и системный подход к реализации функций менеджмента - student2.ru механизм (Mechanism) -люди и оборудование,осуществляющие процесс.

Функции менеджмента и их теоретическое обоснование: процессный и системный подход к реализации функций менеджмента - student2.ru

Системный подход к менеджменту(конец50-х20века–по н.в.).Изначальныйнедостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ.

Системный подход развивался одновременно с количественным подходом (1960-1970-е годы). В менеджменте он используется при анализе разнообразных управленческих проблем, и особенно при анализе организационных структур, когда должны учитываться взаимосвязь различных структур подразделений и их влияние на функционирование организации в целом.

Системные концепции.Теория систем была впервые применена в точных наукахи в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, определим сначала, что такое система.

Наши рекомендации