Проектирование передачи винт-гайка
Передача применяется в грузоподъемных устройствах для преобразования вращательного движения в поступательное и получения большого выигрыша в силе. Продольное усилие может достигать 500—1000 кН, скорость относительного перемещения гайки и винта до 0,25 м/с, длина перемещения до 3—5 м.
Достоинствами передачи являются возможность получения относительно медленного поступательного движения или больших усилий перемещения, высокая точность перемещения, простота конструкции, низкая стоимость и малые габариты, недостатками — низкий к. п. д. и ограниченная длина относительного перемещения.
Проектирование опор на подшипниках качения
Проектирование опор валов на подшипниках качения
При разработке конструкции подшипникового узла необходимо учитывать:
а) условия монтажа, эксплуатации и ремонта;
б) величину, направление и характер нагрузок;
в) требуемую долговечность подшипника и надежность узла, их стоимость;
г) состояние окружающей среды.
Проектирование узлов ведут в следующем порядке.
1. Намечают эскизную компоновку узла; на основании расчетной схемы ориентировочно определяют расстояние между опорами с учетом закрепленных на валу деталей.
2. На основании кинематической схемы узла и силовой характеристики механизма определяют величины и направления действующих на опоры нагрузок.
3. Намечают тип и класс точности подшипника; учитывая указанные выше факторы, определяют расчетный ресурс выбранного подшипника и сравнивают его с теоретическим.
4. Назначают посадки на сопряжения колец подшипника с валом и корпусом и выбирают способ крепления колец на посадочных поверхностях.
5. Выбирают способ смазывания и конструкцию уплотнений.
6. Окончательно оформляют конструкцию узла, обеспечивая прочность и жесткость деталей узла, соосность посадочных мест, легкость хода, надежность монтажа и демонтажа, компенсацию теплового расширения, эффективность смазывания.
Физический износ машин
Физический износ машины есть результат постепенного или внезапного материального разрушения (истирания, поломок и других видов потерь физико-механических свойств) различных ее элементов, в связи, с чем машина перестает удовлетворять предъявляемым к ней требованиям. Физический износ может происходить при эксплуатации это физический износ первого вида и при бездействии — физический износ второго вида.
Главные причины, порождающие физический износ первого вида — нагрузки на детали и другие элементы машин. Причинами же износа второго вида служат: атмосферная коррозия, старение материалов, перераспределения остаточных напряжений в деталях и т. д. Таким образом, физический износ машины складывается из износа ее конструктивных и неконструктивных элементов.
Количественно физический износ определяют в процентах, принимая за 0 % износ новой детали и за 100% износ детали, идущей в металлолом и вообще не подлежащей дальнейшему использованию в машине данного назначения.
Моральный износ машин.
Моральным износом называется уменьшение стоимости действующей техники под влиянием технического прогресса. Появление новых, более производительных машин и снижение стоимости воспроизводства их прежних конструкций приводит к понижению стоимости машин, ранее изготовленных и находящихся уже в эксплуатации.
Различают две формы морального износа техники:
моральный износ первой формы - утрата действующей стоимости по мере того, как машины такой же конструкции начинают воспроизводиться дешевле;
моральный износ второй формы - обесценивание действующей техники вследствие появления более совершенных (более производительных) конструкций машин.
При высоких темпах технического прогресса замена действующих машин новыми, из-за их морального износа, может происходить задолго до их физического износа.
Моральный износ машин есть экономическая категория, характеризующая степень обесценивания действующей техники в результате технического старения и уменьшения стоимости воспроизводства машин прежних типов.