Термины оформление, дизайн, формообразование
Дизайн (дизайн — англ. — замысел, проект, чертеж, рисунок) — это художественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения являются средствами, отдельными элементами для проектирования печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки. Цель дизайна — представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Дизайн газеты - своеобразная визитная карточка издания.
Функции оформления —совокупность «обязанностей» оформления, характер их исполнения.
Функции оформления: 1)визуализации информации (утилитарную); 2)комментирования (идеологическую); 3)распространения культуры (эстетическую); 4)релаксации (рекреативную).
С понятиями функции соотносится понятие задачи (то, что требует выполнения, решения).
Задачи оформления: 1)способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатан
ных материалов; 2)облегчить их восприятие; 3)руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена об
щества, какой-либо социальной группы).
Принципы дизайна:
1)подчиненность содержанию;2)единство стиля3)Контрастность 4)пропорциональности(золотого сечения, найденного эмпирически и закрепленного расчетами в античном мире (Евклид, Платон) и в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи). Великий итальянец ввел термин «золотое сечение», обозначающий гармоническое деление, закономерно установленную гармоничную связь отрезков линии, величины площадей и объемов). 5)Направленность 6)Экономность и сдержанность 7)Эксперименталъностъ системность (суперпринцип). Системность -основа любой проектной деятельности, в т.ч.дизайна.
Робин Уильяме, автор «Недизайнерской книги о дизайне», представила свою классификацию более частных принципов дизайна Это — правила контраста, повтора, выравнивания и приближенности.
3.Формообразующие факторы: внутренние(типологический, конкурентный и эстетический), внешние(технологический, рекламный, международный, национально-традиционный и читательский), личностные(субъективный фактор).
типологический формообразующий фактор.Если газета или журнал претендуют на влиятельность и независимость (экономическую в том числе), они прежде всего ориентируются на читательскую аудиторию, которую называют главным типоформирующим признаком. Также особое место при формировании типа издания занимает владелец (учредитель, издатель). Естественно, опытный дизайнер учитывает вкусы и тех, и других. ТФ подразделяют на объективные, объективно-субъективные и субъективные.
К объективным факторам можно относ.:1)общественно-экономическую формацию;2)тип общества;3)социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стране и регионе (ареале распространения);4)конъюнктуру информационного рынка;5)своеобразие потенциальной читательской аудитории(менталитет населения);6) технологический фактор (уровень развития информационных технологий, компьютерной и полиграфической техники);7)международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран).
К объективно-субъективным факторам:1)цель (политическая; экономическая; «престижная»);2)экономико-правовая модель издания (рыночная, ориентированная на независимость издания модель предполагает наличие учредительного договора и целого набора других документов);3)тип журналистики (общественно-правовая; развлекательная др.);4)профессиональные и этические стандарты (понимание журналистики как духовно-практической деятельности, понимание общественной миссии журналистики); • характер информирования (объективный, объективированный, субъективный, или безоценочный, оценочный, смешанный);5)авторский состав;6)целевая читательская аудитория;7) внутренняя структура (тематика и проблематика, разделы и рубрики);8)жанры и формы подачи материалов;9) реклама;10)география материалов;11) язык и стиль;12) дизайн;13) объем;14)тираж,;15) периодичность.
Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мастерство редакторов, менеджеров, журналистов, технических работников, дизайнеров, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (сотворчество, читательская активность).
6 Как влияют на форму изданий технологический, читательский и рекламный факторы?
Технологический фактор.
Традиционная или современная (электронная) технология заметно влияют на внешний вид изданий. Внедрение в газетно-журнальное производство настольно-издательских систем (НИС) позволяет весь допечатный процесс осуществлять редакциям. Это ускоряет выпуск номеров, рационализирует труд сотрудников, расширяет возможно-сти дизайна.
Рекламный фактор.
Сегодня в изданиях представлены и редакционная и рекламно-справочная части. Дизайнеры должны учитывать разную тональность редакционных и рекламных полос.
Международный фактор.
Выделяются англо-саксонская, германская, франко-итальянская, российская школы (стили) оформления. Наши дизайнеры все активнее перенимают мировой опыт оформления периодических изданий.
Национально-традиционный.
Опыт собственной печати, традиции и привычки своей читательской аудитории не может не оказывать влияния на «лица» российских газет и журналов.
Читательский фактор.
У каждого периодического издания – своя читательская аудитория. Оформители учитывают психологию восприятия представителей «читательского ядра» (возраст, пол, профессия, социальный статус и т.п.), мнения читателей о содержании и форме изданий, предложения и пожелания об изменениях в их структурах, в способах подачи публикаций, в подборе шрифтов и т.д.