Тема 1. Задачи и функции логистики
Звено логистической системы – функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими функциями и операциями.
Информационный поток – упорядоченное множество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимое для управления потоковым процессом. Существует в различных формах (речевой, на бумажных или магнитных носителях и т. д.).
Логистика – это наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистическая операция – самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального потока или информационного потока.
Логистическая функция – это одно из основных понятий логистики, которое можно определить как совокупность логистических операций, направленное на достижение целей, поставленных перед логистической системой или ее элементами.
Логистическая система – это фундаментальное понятие в логистике, представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную ценность, предназначенную для управления потоками.
Логистическая цепь представляет собой упорядоченное множество физических или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией. Это также последовательность технологических и логистических операций в любом производстве, находящаяся под единым контролем.
Материальный поток – это продукция (различные изделия, детали, товарно-материальные ценности), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (погрузка, разгрузка, сортировка и т. д.) или технологических операций (ковка, плавка, сборка и т. п.) и отнесенная к определенному временному интервалу.
Поток – это один из множества объектов (река, косяк рыбы, лава, конвейер, деньги и др.), воспринимаемая как единое целое, существующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах. Выделяют ряд основных параметров, характеризующих поток: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.
Поток услуг – особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т. п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием, в присутствие клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций.
Поставщик – юридическое лицо, обеспечивающее продукцией другое юридическое лицо на определенных условиях. Поставщиком может быть изготовитель продукции или посредник, получающий продукцию от изготовителя или другого посредника. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1997 г. № 1062 утверждено Положение о звании «Поставщик продукции для государственных нужд России». Это звание присваивается поставщикам, выигравшим торги на получение государственного заказа не менее трех раз подряд, и сохраняется за ними в течение двух лет с момента прекращения выполнения государственного контракта по результатам последних выигранных торгов.
Потребитель, покупатель – 1) гражданин, который приобретает или использует товары, заказывает услуги и работы либо имеет намерение прибрести, заказать и использовать их для личных бытовых нужд. Наличие намерения для признания физического лица потребитель имеет особое значение для реализации им своего права на информацию о товаре; 2) юридическое лицо, использующее продукцию для производства другой продукции (потребления производственного) или в иных коммерческих целях. Термины «потребитель» и «покупатель» используются как условные синонимы, однако в специальной литературе под потребителем понимается предприятие, приобретающее товары для промышленной переработки, промышленного потребления, эксплуатации, использования (внерыночный потребитель), а также розничное торговое предприятие, предприятие общественного питания. Под покупателем – «оптовое торговое предприятие (организация), организация материально-технического снабжения, розничное торговое предприятие, внерыночный потребитель».
Синергическая связь – вид связей в системе, при которых кооперированные действия независимых элементов системы обеспечивают увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.
Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует:
· логистический финансовый поток – это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение;
· направленность движения финансовых ресурсов в логистике обуславливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока.
Тема 2. Факторы и тенденции развития логистики.
Принципы логистики
Глобальная логистика – стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.
Кооперирование – организация прямых хозяйственных длительных связей между предприятиями на основе углубления их специализации. В порядке кооперирования могут поставляться детали, комплектующие изделия и др. Уровень кооперирования характеризуется коэффициентом кооперирования и числом предприятий-смежников. Число предприятий-смежников у фирм, работающих по системе Канбан, обычно значительно ниже, чем у фирм, использующих другие системы организации снабжения и производства.
Кооперированное изделие – комплектующее изделие, получаемое предприятием в готовом виде и изготавливаемое по его технической документации.
Логистический канал определяется как упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до ее конечных потребителей.
Поставки кооперированные – поставки, предлагающие совместное изготовление предприятием-потребителем количество продукции по единому плану.