Технологические различия
Мне кажется, что корни описанного выше раскола уходят в малые, но значительные различия в эсхатологии и мнениях относительно человеческой природы. «Святоши более оптимистичны, нежели «дикари» в том, что касается возможности обращения человечества в биоцентризм и изменения образа жизни людей. (Они испытали большое влияние идей «гуманистического потенциала» и менее враждебно настроены к верованиям и представлениям «Новой эпохи», чем «дикари»). Короче говоря, они еще не разочаровались полностью в возможности добровольного самореформирования человечества.
«Дикари» же скептичнее настроены по отношению к людям. Они презирают то, что они называют гуманизмом «святош» — что гневно отвергают таких «святош» как Джудди Бари, которая говорит, что и она и другие часто подвергали себя опасности и были ранены во время своих акций по спасению лесов. Бари называет Формэна и прочих мужскими шовинистами, а некоторые другие называют их даже фашистами. «Дикари» либо разочаровались в реформах, либо не верят в их эффективность. Они скорее склонны верить в возможности Матери-Земли. В их более апокалиптичном представлении, экоколлапс, видимо, неизбежен, но если они внесут свою лепту в создание помех индустриальному разрушению, то это может быть не так плохо. Экоколлапс может быть способом самозащиты Матери-Земли — средством избавления от человеческого индустриального рака и создание условий, нужных людям для выработки нормальных способов ведения хозяйства.
Наконец, раскол был связан с разными уровнями приверженности ненасилию. Отвечая на вопрос об этике «разборок», члены EF! выдвинули два варианта ответа: во-первых, «Никому не вреди. Не дай себя поймать. Если поймали, не стучи»; во-вторых, «Не дай себя поймать. Никому не вреди. Если поймали, не стучи». Эти два лозунга отражают еще один источник напряженности в движении: обе фракции придерживаются принципа ненасилия, но «святоши» отдают ему приоритет. «Дикари» побаиваются, что ненасилие, основанное на пацифистском гуманизме, может противоречить самой природе и биоцентризму. Люди — это животные, и могут быть ситуации, когда выживание зависит от эмоционального ответа. В одной статье было высказано мнение, что насилие может привести к меньшей сумме насилия в итоге, оно может оказаться необходимым, чтобы хирургическим путем избавиться от «гангрены, которой заражена Земля».
Несмотря на эти трения и недавний раскол, радикальных экологов гораздо больше объединяет, чем разъединяет. Все они разделяют глубоко духовный биоцентризм, все они почитают множество мифов, символов и ритуалов зарождающейся глубокой экологии и сомневаются в готовности системы, или в ее желании ответить нужным образом на надвигающуюся экологическую катастрофу и все они — приверженцы незаконных прямых действий для спасения генофонда планеты. Как «святоши», так и «дикари» верят, что именно их тактика наиболее успешна. При условии тщательной подготовки обе эти тактики действительно можно считать подающими самые большие надежды.