Введение. При развитии любого общества возникают проблемы качества, продукции, работы, услуги
При развитии любого общества возникают проблемы качества, продукции, работы, услуги. Для решения данной проблемы существует ряд наук, таких как: стандартизация, метрология и сертификация – именно они развивают общество по спиралевидной цепи, захватывая при этом все сферы деятельности. Основной целью деятельности данных наук является гармонизация отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами и вступление России в ВТО (всемирная торговая организация) и дальнейшая деятельность в рамках этой организации.
Метрология, стандартизация и сертификация объединены между собой качествами.
Качество – это совокупность характеристик объекта, которые способны удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Качества включают в себя 3 элемента: объект, потребности, характеристики.
Объект – это продукция, любой вид деятельности или процесса, услуга, физические и не физические лица, организация, система или комбинация из выше перечисленных элементов, а также коммерческая деятельность.
Продукция – это результат деятельности или процесса, товар – объект или продукция, свободно переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи, товар-объект, которым удовлетворяют потребность или нужды потребителя.
Работа – это вид деятельности, результат которой продукция, услуга – итог взаимосвязаны между поставщиком и потребителем при внутреннем соглашении по удовлетворению потребности потребителя.
Второй элемент качества – это потребность, которая представляет собой определённые уровни: низкий – это физиологическая потребность, более высший – это эстетическая потребность, потребность к творчеству.
Третий элемент – характеристики, они бывают количественными и качественными.
К качественным характеристикам относятся цвет, форма, материал.
К количественным характеристикам относятся или параметры, которые используют для установления области и условий использования объекта.
При совокупности качественных и количественных характеристик указывают на показатель качества, т.е. пригодность объекта удовлетворять те или иные потребности, показатель качества может выражаться в различных единицах или быть безразличным. Качественные или количественные характеристики являются показателями характеристик требований, к требованиям относятся:
1.Назначение - это свойство продукции, для которой она предназначена, т.е. функциональная пригодность, а также совместимость и взаимозаменяемость элементов продукции.
2.Совместимось - это пригодность продукции, не вызывающей нежелательного взаимодействия при использовании.
3.Взаимозаменяемость - это пригодность изделия для использования вместо другого изделия в целях выполнения одних и тех же требований.
4. Требование эргономики - это требование к конструкции изделия с особенностями человеческого организма для удобства пользования в системе человек-изделие, человек-техника.
5.Требование безопасности - это требование к продукции защиты человека и объекта от вредного воздействия самой продукции.
6. Требование экологичности – это требование к изделию (продукции) защиты.
7. Надёжность – это способность объекта или изделия сохранять свои функциональные свойства в результате любых видов воздействий.
8. Ресурсы сбережения – это требование экономического использования сырья и других видов ресурсов.
9. Технологичность – это приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту, с минимальными затратами при данных показателях качества.
10. Эстетичность – это способность продукции выдержать художественный образ, ⅔ формы, цвета, конфигурацию, отделку.
При рассмотрении качества объекта устанавливается его потребность, показатель качества ⅔ качественные и количественные характеристики, а затем устанавливаются предполагаемые требования к качеству, которые в дальнейшем ведут установление установленных потребностей. Эти потребности подлежат законодательному подтверждению и становятся нормами или нормативами.
Норма – это когда объект содержит больше количественных характеристик.
Норматив – это когда объект содержит больше качественных характеристик.
Оценка качества:
Оценка качества — это систематическая проверка того, насколько объект способен выполнить установленные требования. Требования устанавливаются в документах — стандартах, технических условиях, контрактах и пр. Невыполнение требования является несоответствием. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.
Основной формой проверки является контроль.Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции — о ее качественных и количественных характеристиках) и сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью определения соответствия, т.е. получение вторичной информации.
Контроль качества — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции.
По месту в процессе производства контроль качества делится на входной, операционный, приемочный, инспекционный.
Входной контроль осуществляется для всей входящей продукции, которая предназначается при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции. Например, контроль сырья и полуфабрикатов на производстве относится к входному контролю. Приемку товаров по качеству на предприятии торговли также можно отнести к входному контролю.
Операционный контроль проводится во время выполнения или после завершения технологической операции при производстве изделий. Основная цель такого контроля — предотвратить появление дефектов в процессе изготовления и выявить причины появления дефектов.
По результатам приемочного контроля выносится решение о пригодности продукции к поставкам и/или к ее использованию. На производстве приемочный контроль осуществляется службами отдела технического контроля, при этом контролируется готовая продукция. На предприятиях торговли к приемочному контролю можно отнести проверку качества товара (путем внешнего осмотра) при его отпуске покупателю. Например, при продаже товара в аэрозольной упаковке проверяется сохранность и качество упаковки, а также функционирование упаковки.
По срокам проведения контроль делится на непрерывный, периодический и летучий. При непрерывном контроле информация о контролируемых параметрах поступает постоянно. Он нужен при нестабильном технологическом процессе производства, при влиянии многих случайных факторов на контролируемые параметры и пр. При периодическом контроле поступление информации о контролируемых параметрах происходит через определенные интервалы времени. Летучий контроль проводится в случайное время. Эффективность летучего контроля обусловливается его внезапностью, правила обеспечения которой должны быть специально разработаны. Летучий контроль выполняется непосредственно на месте изготовления, ремонта, хранения и т. п.
По характеру влияния на объект контроль может быть разрушающий и неразрушающий.
По полноте охвата контролируемых изделий контроль разделяется на сплошной и выборочный. При сплошном контроле проверяется каждая единица продукции в партии. К сплошному контролю, например, относится разбраковка товаров в торговле, оценка дефектности штучных изделий и пр. Сплошной контроль возможен только при использовании неразрушающих методов испытаний. Результаты сплошного контроля отличаются достаточной достоверностью. Однако такой контроль длителен, требует большого штата контролеров и значительных затрат.
При выборочном контроле производится контроль выборки (пробы) из партии продукции для получения информации о признаках в партии. Использование выборочного контроля приводит к уменьшению штата контролеров, длительности и стоимости контроля.
В процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализ, испытания.
Анализ– это установление состава материала или сырья; устанавливается с помощью химических методов, микробиологически и микроскопически.
Измерение – процедура метрологического назначения и являются объектом метрологии.
Анализ продукции, в частности структуры и состава материалов и сырья, осуществляется аналитическими методами — химическим анализом, микробиологическим анализом, микроскопическим анализом и пр.
Испытание — техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой. При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг — измерительные, аналитические, регистрационные (установление отказов, повреждений), органолептические (определение характеристик с помощью органов чувств). По месту проведения испытания бывают лабораторными, полигонными, натурными.
Основные требования к процедурам – точность и воспроизводимость результата.
Для проведения соответствующих процедур необходимы специальные лаборатории (учреждения), которые должны пройти процедуру аккредитации.
Аккредитованная лаборатория — официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.
По месту проведения лаборатории бывают: лабораторными, полигонными, натуральными. При проведении контроля качества, к лаборатории предъявляются требования точность и воспроизводимость результата.
В России, как и за рубежом, действует Система аккредитации испытательных, измерительных и аналитических лабораторий. Согласно Правилам проведения сертификации в РФ к испытаниям конкретной продукции допускается только аккредитованная лаборатория.