Задачи и функции логистики. Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

Логистика

Учебное пособие

Составитель

Н. В. ПРАВДИНА

Ульяновск 2013

УДК 338.24 (075)

ББК 65.050 я7

П 68

Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия

Рецензенты: доцент кафедры «Экономический анализ и государственное управление» УлГУ, канд. эконом. наук. Е. А. Погодина;

кафедра «Управление и экономики на воздушном транспорте» УВАУГА, канд. эконом. наук., доцент С. Г. Каракозов

Правдина Н. В.

П 68 Логистика: Учебное пособие / Н. В. Правдина. Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 156 с.

УДК 338.24 (075)

ББК 65.050 я7

Учебное пособие представляет комплексный набор теоретических и методологических положений по логистике, развивающих практические навыки выработки эффективных управленческих решений на всем протяжении движения товара.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент организации», «Управление качеством», изучающих дисциплину «Логистика».

Ó Н. В. Правдина, 2013

ISBN 5-89146-30-0 Ó Оформление. УлГТУ, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 6

1. Задачи и функции логистики................................................................................................... 9

1.1. Понятие, цели и задачи логистики.................................................................................. 9

1.2. Понятие потока. Классификация потоков.
Основные виды потоков........................................................................................................ 11

1.3. Понятие логистической системы и ее свойства........................................................... 12

1.4. Цепи и звенья логистической системы......................................................................... 14

............................................................................................................................................................ 16

1.5. Макрологистическая система.
Классификация макрологистических систем...................................................................... 17

1.6. Микрологистические системы. Их виды и классификация....................................... 18

1.7. Традиционный и логистический подходы к управлению.......................................... 18

2. Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики.................................. 20

2.1. Факторы развития логистики......................................................................................... 20

2.3. Основные принципы эффективного использования логистики............................... 23

3. Информационная логистика.................................................................................................. 25

3.1. Понятие информационной логистики.......................................................................... 25

3.2. Особенности информационных систем и технологий................................................ 25

3.3. Информационный поток в логистической системе.................................................... 26

3.4. Информационные каналы в логистической системе.................................................. 26

3.5. Виды информационных потоков................................................................................... 27

3.7. Системные и прикладные программные средства,
используемые в информационных технологиях................................................................. 30

3.8. «Сетевые технологии» в управлении логистическими процессами......................... 31

3.10. Логистические и корпоративные информационные системы................................. 33

4. Механизмы закупочной логистики....................................................................................... 34

4.1. Задачи закупочной логистики........................................................................................ 34

4.3. Определение метода закупок......................................................................................... 38

4.4. Основные требования к выбору поставщика............................................................... 40

4.5. Правовые основы закупок.............................................................................................. 41

5. Логистика производственных процессов. Организация
материальных потоков в производстве.
Организация производственного процесса во времени......................................................... 43

5.1. Понятие «Логистика производства»............................................................................. 43

5.2. Организация материального потока в производстве.................................................. 45

5.8. Варианты управления МП в рамках внутрипроизводственных................................ 53

логистических систем............................................................................................................ 53

5.9. Современные направления интеграции производства............................................... 59

5.10. Система нормативов организации производственного процесса........................... 60

5.11. Структуры производственной системы...................................................................... 60

6. Логистика распределения и сбыта........................................................................................ 62

6.1. Значение и сущность распределительной логистики.................................................. 62

6.2. Определение логистики распределения....................................................................... 64

6.3. Принципы и свойства логистики распределения........................................................ 66

6.4. Организация управления системой распределения
на предприятии....................................................................................................................... 67

6.5. Логическое моделирование процесса сбыта
готовой продукции................................................................................................................. 68

6.6. Определение и основные особенности компаний физического распределения...... 69

6.7. Основные формы распределения готовой продукции................................................ 70

6.8. Каналы распределения продукции и посредники
в логистической системе....................................................................................................... 71

6.9. Выбор варианта размещения распределительного центра......................................... 76

6.10. Типы логистических посредников.............................................................................. 76

7. Логистика запасов................................................................................................................... 79

7.1. Понятие запаса................................................................................................................. 79

7.2. Материальные запасы..................................................................................................... 79

7.3. Причины создания материальных запасов................................................................... 80

7.4. Причины, вынуждающие к минимизации запасов..................................................... 81

7.5. Управление запасами. Система управления запасами................................................ 82

7.6. Размер оптимального заказа по Уилсону...................................................................... 85

7.7. Классификация материальных запасов,
обслуживающих материальный поток................................................................................. 86

7.8. Основные системы управления запасами..................................................................... 90

7.9. Прочие системы управления запасами......................................................................... 96

8. Транспортная логистика......................................................................................................... 99

Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения транспорт располагает и средствами для перемещения продукции – это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят: станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т. д.......................................................................... 99

8.2 Предназначение транспорта в логистике.................................................................... 101

и сферы их рационального использования................................................................................. 104

Особенности транспорта.......................................................................................................... 104

Достоинства............................................................................................................................... 104

Недостатки................................................................................................................................. 104

8.4 Принципы транспортной логистики........................................................................... 106

8.5. Современная форма взаимодействия
транспортных предприятий в целях
повышения эффективности логистических услуг............................................................ 107

8.6. Факторы, способствующие развитию
глобальной транспортной логистики................................................................................. 107

8.7. Новые логистические системы сбора
и распределения грузов....................................................................................................... 108

8.8. Принципы тарифообразования.................................................................................... 109

8.9. Внетранспортный эффект............................................................................................. 110

8.10. Основные мероприятия по снижению транспортных затрат................................. 111

в логистической цепи.......................................................................................................... 111

9. Логистика сервисного обслуживания................................................................................. 115

9.1. Понятие сервиса в логистике....................................................................................... 115

9.2. Логистический сервис как элемент логистики распределения................................ 116

9.3. Виды логистического обслуживания.......................................................................... 117

9.4. Управление потоками услуг......................................................................................... 119

9.5. Уровень логистического сервиса................................................................................. 119

9.6. Понятие качества логистического сервиса................................................................. 120

9.7. Затраты на логистический сервис............................................................................... 123

10. Организация логистического управления........................................................................ 125

10.1. Основные функции управления................................................................................ 125

10.2. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками 130

10.3. Методы реализации логистических управленческих решений............................. 136

10.5. Контроллинг в логистических системах.................................................................. 139

10.6. Методы прогнозирования в логистической системе............................................... 141

Глоссарий........................................................................................................................................ 142

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных экономических отношений вызвало к жизни новое научное направление – логистику. В общем виде логистика есть наука о потоках в «больших системах». Однако в экономике логистика это не только управление материальными потоками, логистика обладает большими возможностями и высокой эффективностью в осуществлении предпринимательской деятельности.

Объектом изучения логистики являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывают использование логистического подхода.

Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов в производстве. Применение ло­гистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соот­ветствующей отраслевой дисциплине.

Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Одна­ко лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

Интенсивное использование современных информационных технологий и систем управления позволяют использовать логистику во всех сферах деятельности организаций, что обеспечивает конкурентные преимущества и дополнительную прибыль.

Современные организации имеют возможность больше получать и предоставлять логистический сервис. Востребованность логистического сервиса обусловлена не только наиболее лучшим предоставлением товара, но и имиджевой составляющей организации, оказывающей дополнительные услуги.

Изучение данной дисциплины позволяет сформировать следующие профессиональные компетенции:

1. Общепрофессиональные:

- знание концепции, методов и функций логистики; умение использовать методы исследования, организации, моделирования и бизнес-анализа, минимизировать издержки обращения;

- знание основных категорий и понятий маркетинга, маркетинговых исследований; умение работать с базой данных, первоисточниками, журналами, газетами;

- знание организации и технологии предприятий; умение организовать торгово-технологические процессы в деятельности разных видов и типов предприятий;

- знание правового регулирования коммерческой деятельности; умение вести переговоры и заключать сделки;

- знание информационных технологий в деятельности; умение использовать программные средства и сетевые технологии для решения экономических задач.

2. Специальные:

- знание организации деятельности предприятий; уметь организовывать операции по закупке и продаже товаров, устанавливать связи с общественностью, коллегами, клиентами-заказчиками, работодателями;

- знание управления службами предприятий; уметь повышать эффективность организации и управления, проявляя инициативу в деле; работать с разного рода учреждениями – правительственными департаментами, большими компаниями, финансовыми институтами, с местными властными структурами, с производством, обслуживающими компаниями; проводить исследования, анализ и прогнозирование в сфере товарного обращения; анализировать и оценивать полученную информацию, соотнося с экономическими законами и теорией; формулировать выводы, видеть тенденции, представлять их в виде отчетов, сообщений, докладов, конъюнктурных обзоров; владеть методикой консультирования; адаптироваться к новым ситуациям во внешней среде; проявлять способность к профессиональной, организационной и психофизиологической адаптации; сохранять установившиеся межличностные отношения; при необходимости проводить брифинги, презентации, диспуты, «круглые столы» с коллегами по проблемам бизнеса.

- знание организации деятельности торгово-посреднических структур; уметь осуществлять торгово-посреднические операции;

- знание сущности и функций предпринимательства, этапов создания нового предприятия, управления его предпринимательской деятельностью; уметь при необходимости вести собственное дело, пройдя предварительно профессиональную подготовку;

- знание основных понятий, целей и задач электронной торговли; умение использовать интерактивные автоматизированные системы электронного взаимодействия, Интернет, платежные системы Интернета для предоставления товаров и услуг покупателям;

- знание стратегического планирования в корпорации и подразделении, стратегического планирования бизнеса; уметь разрабатывать стратегию компании совместно с администрацией; работать над программами в области организации и технологии деятельности и бизнес-проектами.

Задачи и функции логистики

Наши рекомендации