Глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия

Электронная почта

глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru

Электронная почта (e-mail) - специальный пакет программ для хранения и пере-сылки сообщений между пользователями ЭВМ.

Электронная почта является системой сбора,регистрации,обработки и передачи лю-бой информации (текстовых документов, изображений, цифровых данных, звукозаписи и т.д.) по сетям ЭВМ.

глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru

Электронная почта — сетевая служба, позволяющая пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей.

Электронная почта выполняет функции:

ƒ редактирование документов перед передачей;

ƒ хранение документов в специальном банке;

ƒ пересылка корреспонденции;

ƒ проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче;

ƒ выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом;

ƒ получение и хранение информации в своем «почтовом ящике»;

ƒ просмотр полученной корреспонденции.

глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru

Почтовый ящик — специально организованный файл для хранения корреспонден-ции.

Почтовый ящик состоит из двух корзин: отправления и получения.

Для пересылки корреспонденции можно установить связь с почтовым ящиком адресата

в режиме on-line. Этот способ неудобен, так как необходимо ждать, пока будет включена ЭВМ получателя.

Поэтому более распространенным методом является выделение отдельных компьюте-ров в качестве почтовых отделений , называемых почтовыми серверами . При этом все ком-пьютеры получателей подключены к ближайшему почтовому серверу , получающему, хра-нящему и пересылающему дальше по сети почтовые отправления , пока они не дойдут до ад-ресата. Отправка адресату осуществляется по мере его выхода на связь с ближайшим почто-

вым сервером в режиме off-line.

Пересылка сообщений пользователю может выполняться в индивидуальном, групповом и общем режимах.

При индивидуальном режиме адресатом является отдельный компьютер пользователя икорреспонденция содержит его адрес.

При групповом режиме корреспонденция рассылается одновременно группе адресатов.

Эта группа может быть сформирована по-разному.

Почтовые серверы имеют средства распознавания группы. Например, в качестве адреса может быть указано «получить всем, интересующимся данной темой» или указан список рассылки.

В общем режиме корреспонденция отправляется всем пользователям—владельцампочтовых ящиков. Посредством двух последних режимов можно организовать телеконфе-ренцию, электронные доски объявлений. Во избежание перегрузки почтовых ящиков в поч-товых серверах хранятся справочники адресов, содержащих фильтры для групповых и об-щих сообщений.

Электронная почта поддерживает текстовые процессоры для просмотра и редактиро-вания корреспонденции, информационно-поисковые системы для определения адресата, средства поддержания списка рассылаемой информации, средства предоставления расши-ренных видов услуг: факс, телекс и т.д.

Большинство глобальных сетей ЭВМ поддерживают электронную почту.

Электронная почта применяется во всех деловых сферах, сокращая время организации сделок. Для расширения сферы услуг уже созданы системы взаимодействия электронной почты с сетями факсов и телексов.

Для работы в режиме обмена корреспонденцией по электронной почте необходимы специальные программы. Существует два основных стандарта e-mail [4]:

ƒ Simple Mail Transfer Protocol (SMTP), разработанный Internet Engineering Task Force;

ƒ X.400, созданный International Telecommunications Union.

Стандарт SMTP привлекателен простотой,дешевизной,множеством сервисных функ-ций и вследствие этого получил чрезвычайно широкое распространение в частности, в сети Интернет.

Стандарт X.400 отличается строгостью,жесткой стандартизацией,наличием коммер-ческих операторов с гарантированным уровнем сервиса, поддержкой большого числа нацио-нальных кодов. Этот стандарт ввиду названных особенностей пользуется большой популяр-ностью среди государственных организаций всего мира при работе, в частности, по прави-тельственным телекоммуникационным линиям.

В принципе солидная фирма должна иметь оба вида почты, X.400, как более предска-зуемая в своем поведении и надежная (но более дорогая), может служить для ответственных «денежных» приложений, в то время как почта Интернета, работающая по стандарту SMTP, будет применяться как более дешевое, но менее надежное средство.

Телеконференции

глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru

Дальнейшим развитием электронной почты является «электронная газета», подписчики которой одновременно могут являться и ее корреспондентами. Такая газета получила широ-кое распространение в Интернете под названием системы телеконференций.

глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru Телеконференции - это дистанционное общение групп специалистов,обсуждающихту или иную проблему. Телеконференции разделяется по тематическим разделам. Ин-формация телеконференции формируется из новостей, сообщений-статей, посылаемых абонентами сети.

В системе телеконференций, в отличие от электронной почты, основным режимом яв-ляется посылка сообщения не конкретному абоненту, а целой группе лиц (всем желающим).

Механизм передачи сообщения в этом варианте похож на «передачу слухов»: каждый узел сети, узнавший что -то новое (получивший новое сообщение), передает новость всем «знакомым» узлам - всем тем узлам, с которыми он обменивается новостями. Таким образом, посланное сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети и достигает за до-вольно короткий срок всех участников телеконференции во всем мире.

Телеконференции обслуживаются системой Usenet. Первоначально система Usenet бы-ла автономной системой, разработанной для перемещения новостей между компьютерами по всему миру. В дальнейшем она полностью интегрировалась в сеть Интернет, и теперь Ин-тернет обеспечивает распространение всех ее сообщений. Для реализации этой технологии в сети имеется программа Usenet.

Система Usenet построена по принципу электронных досок объявлений, когда любой пользователь может поместить свою информацию в одну из групп новостей Usenet и эта ин-формация станет доступной другим пользователям, которые на данную группу новостей подписаны. Именно этим способом распространяется большинство сообщений Интернет, например списки наиболее часто задаваемых вопросов или реклама программных продуктов. Сеть Usenet - хорошее место для объявления международных конференций и семинаров.

В системе телеконференции Usenet есть телеконференции, посвященные практически любой области человеческой деятельности. В настоящее время число тем телеконференций, распространяемых по всему миру, превысило 5000. Телеконференции организованы по ие-рархическому принципу, и для верхнего уровня выбрано семь основных рубрик. Вовою оче-редь, каждая из них охватывает сотни подгрупп. Образуется древовидная структура, напо-минающая организацию файловой системы.

Управляет работой службы Usenet специальная программа, позволяющая выбирать те-леконференции, работать с цепочками сообщений и читать сообщения и ответы на них.

Эта программа выполняет и такую функцию, как подписка на телеконференции. Поль-зователь может сделать тематический выбор, и программа обеспечит пользователя сообще-ниями по интересующему его направлению. Если пользователь не вводит никаких ограниче-ний, то по умолчанию производится подписка на все телеконференции , с которыми имеет связь его хост-компьютер. При участии в какой-либо телеконференции в режиме off-line лю-бой абонент может направить туда свое сообщение по интересующей его теме. Существует два способа выполнения этой процедуры:

ƒ посылка непосредственного ответа автору статьи по адресу его электронной почты;

ƒ предоставление своего сообщения в распоряжение всех участников телеконферен-

ции.

В режиме on-line телеконференция по подсети WWW может проводиться в реальном времени. Все ее участники одновременно находятся у своих компьютеров и в процессе кон-ференции имеют возможность:

ƒ показывать партнерам тексты, изображения;

ƒ вести аудио- или видеодиалог (видеодиалог в системах видеоконференции, имею-щих каналы связи и модемы с высокой пропускной способностью, и мультимедийные ком-пьютеры, оборудованные видеокамерой);

ƒ пользоваться дистанционным указателем для выделения на экранах нужных частей изображения;

ƒ управлять пересылкой файлов и сообщений.

Аудио- и видеоконференции позволяют непосредственно обмениваться по сети звуко-вой и визуальной информацией.

Доска объявлений

глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru

Электронные доски объявлений (Bulletin Board System - BBS) часто существуют и неза-висимо от Интернета.

глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru глава 3.7. виды телекоммуникационного взаимодействия - student2.ru

Электронные доски объявлений -это компьютеры,к которым можно подсоединить-ся с помощью модемов через телефонную сеть.

Предоставляемая пользователю информация на электронных досках объявлений строго структуризована. Используемое на BBS программное обеспечение позволяет, вместе с тем, осуществить оперативный поиск объявлений по ключевым словам, фразам, темам сообще-ний или их комбинации.

Подобно настоящей доске объявлений , BBS является местом, куда стекается вся под-лежащая обмену информация. Как правило , узел BBS содержит большое количество полез-ных программных продуктов самой разной направленности, логически разбитых по темати-ке.

Работая в системе в режиме on-line, возможно ознакомление со списком предлагаемых файлов. Пользователь BBS, в соответствии с установленным для него уровнем доступа на станцию, может «перекачать» (download) на свой компьютер заинтересовавшую его инфор-мацию (от отдельных сообщений до необходимых пользователю файлов и программ) или «закачать» (upload) некоторую информацию.

Помимо этого на BBS доступны территории личной и публичной переписки между пользователями данной станции. Таким образом,можно размещать общие сообщения,рек-ламу, объявления о розыске программного обеспечения, анонимные послания и другую ин-формацию.

Самой крупной и известной системой электронных досок объявлений является система CompuServe. Она насчитывает около двух миллионов пользователей. Для расширения своих возможностей CompuServe подключается к Интернету и предоставляет своим пользователям право доступа к службам Интернета.

Появление большого числа BBS с организованными на них локальными телекоммуни-кационными системами привело к потребности межсистемного обмена электронной почтой, файлами, электронными телеконференциями. В результате было создано программное обес-печение и определены правила работы глобальной телекоммуникационной сети Fidonet.

Создание сети Fidonet позволило объединить тысячи локальных почтовых ящиков BBS

и создать для них единую систему электронной почты. Несмотря на относительную деше-визну обслуживания, ни одна из диалоговых систем BBS не может дать пользователям тех возможностей, которые предоставляет сеть Интернет.

Наши рекомендации