Факторы развития можно разделить на внешние – социальная среда, виды взаимодействия; и внутренние – природные задатки, активное включение в разные виды деятельности, саморазвитие.
В психологии идет давняя полемика о детерминации развития: развитее через внешнее во внутренне (Леонтьев, Выготский) или развитие через внутреннее во внешнее (Рубинштейн).
В ходе индивидуального развития у отдельных людей могут доминировать то внешние то внутренние факторы. Чаще всего сначала под влиянием среды изменяется внутренняя позиция ребенка и его мотивация, это перестраивает социальную ситуацию развития (новые виды сотрудничества с другими людьми), что приводит к концу возрастного этапа и возникновению качественно новых психологических образований.
Движущие силы представляют собой разного рода противоречия: между потребностями человека и внешними обстоятельствами; между возрастающими способностями (физическими и духовными возможностями) и старыми формами деятельности; между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями (средствами, способами) их удовлетворения; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями, в общем, диалектические противоречия между новым и старым. Другими словами, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.
Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.В. Элькониным. При этом само психическое развитие трактуется ими как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. По определению Л.С. Выготского, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Резкие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать «форму острого кризиса». В психологии известны пять кризисных периодов, по Л.С. Выготскому. Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года — от младенчества к раннему детству. Кризис 3 лет — это переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту (пубертатность — возмужалость, половая зрелость). При этом общая схема некоторого чередования относительно стабильных и переломных моментов процесса развития остается постоянной. Здесь необходимо также обратить внимание на то, что кризисы соотносятся с изменениями в условиях жизни ребенка, например с его переходом от дошкольного к школьному детству.
Выготский считал, что сензитивные периоды – не биологическая характеристика возраста, а особенность сотрудничества ребенка с взрослым. В сензитивный период определенные условия только тогда могут оказать влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития ещё не завершены. Например, жесткая опека, положительно сказывающаяся в обучении младших школьников, будет иметь обратное влияние в подростковом возрасте. Таким образом, незавершенность процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношение к определенным условиям.
Бодалев отмечал, что именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Если не будут использованы сензитивные возможности того или иного возраста, то не сложившееся на этом этапе образования позднее сформировать будет труднее. Сензитивные периоды есть и в поздних возрастах.
Основные сензитивные периоды:
> Сензитивный период развития речи - от рождения до 6 лет, пик приходится на кризисный возраст от 3 до 4 лет.
> Сензитивный период восприятия порядка - от 0 до 3-х лет, пик - в среднем около 2-2,5 лет.
> Период сенсорного развития (или развития всех органов чувств) от рождения до 5,5 лет. Большое значение на протяжении всего периода имеет тpениpовка всех органов чувств.
> Сензитивный период восприятия мелких предметов - от 1,5 до 2,5 лет, именно тогда ребенок охотно манипулирует пуговицами, горошинами и т.п.
> Пеpиод развития движений и действий - от 1 года до 4-х лет. В этом возрасте ребенок может освоить все основные движения, которые доступны человеку вообще.
> Сензитивныйпеpиод развития социальных навыков - от 2,5 до 6 лет ребенок активно интересуется всеми формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой вне пределов дома, семьи.
5.Различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития.
Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:
а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев);
б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.