Элементы механизма управления прибылью. методика cvp-анализа
Управление прибылью- система оптимизации управленческих решений на стадии формирования, распределения и использования прибыли с целью увеличения рыночной стоимости предприятия, благосостояния ее собственников и членов трудового коллектива при условии полного соблюдения интересов государства.
Основные задачи управления прибыльюподчинены реализации целевой взаимосвязи личных, коллективных и государственных интересов.
1. Обеспечение опережающего увеличения прибыли по сравнению с возрастанием ресурсного потенциала предприятия.
2. Максимальное использование резервов увеличения прибыли за счет операционной деятельности и реального инвестирования.
3. Обеспечение оптимального соответствия увеличения прибыли уровню риска в процессе управления.
4. Повышение рыночной стоимости предприятия за счет эффективного управления процессами распределения чистой прибыли на капитализируемую и накапливаемую части.
5. Обеспечение увеличения прибыли как источника формирования финансовых ресурсов предприятия и доходов государственного бюджета.
6. Обеспечение выплаты необходимого уровня, дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Минимальный уровень дохода должен равняться средней норме доходности на рынке капитала, а также возмещать предпринимательский риск и инфляционные потери.
7. Сочетание интересов собственников предприятия и его персонала через разработку модели участия персонала в прибыли.
Практическое воздействие на формирование, распределение и использование прибыли осуществляется через механизм управления прибылью, включающий:
• регулирование финансовой деятельности предприятия (государственное, рыночное и внутреннее);
• финансирование деятельности предприятия (целевое государственное финансирование, кредитование, лизинг);
• страхование финансовой деятельности предприятия (внешнее страхование и самострахование);
• рычаги финансово-экономического воздействия на прибыль (цена, штрафы, налоги, амортизационные отчисления, проценты по кредитам, дивиденды, затраты на производство и реализацию продукции и др.);
• финансовые инструменты (кредитные, страховые и депозитные договора
и др.);
• финансово-экономические методы анализа (экономико-математические, экономико-статистические, экспертные, динамические и др.).
В процессе управления прибылью предприятия основная роль отводится формированию прибыли от реализации продукции. В качестве методического инструмента используется взаимосвязь между затратами, объемом реализации и прибылью (Cost-Volume-Profit; CVP). Суть метода заключается в определении безубыточного объема реализации (точки безубыточности).
Для расчета точки безубыточности в краткосрочном периоде можно воспользоваться графическим методом.
Точка безубыточности (ТБ) - это точка пересечения графиков выручки от реализации (нетто) и совокупных затрат (Ипост + Ипер). В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Объем производства в точке безубыточности называется пороговым.
Изложенное выше можно записать в виде равенства:
ВРнетто = Ипост + Ипер;
ВРнетто – Ипер = Ипост;
МП = Ипост , где МП-маржинальная прибыль:
МП = Умп*ТБс , где Умп-уровень маржинальной прибыли:
Умп = МП / ВРнетто;
Умп*ТБс = Ипост;
ТБс=Ипост / Умп
где ТБс - стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение
точки безубыточности в краткосрочный период.
Натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий достижение ТБн в краткосрочный период, можно определить по формулам
ТБн = ТБс / Ц1 , где Ц1-цена единицы реализуемой продукции;
ТБн = Ипост / (Ц1-Ипер1) , где Ипер1-удельные переменные затраты.