Требования к личной безопасности и приемам работы мотористов
Особый характер работы слесаря-моториста требует от него дисциплинированности, строгого соблюдения технологического режима, правильной эксплуатации оборудования, точного выполнения требований инструкций и правил безопасности.
К испытанию двигателей допускаются мужчины не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и техническое обучение с проверкой знаний в квалификационной комиссии, имеющие удостоверение и квалификацию испытателя двигателей (моториста), получившие инструктаж по безопасным методам, приемам работы и по противопожарной безопасности непосредственно на рабочем месте, с отметкой в свидетельстве о получении инструктажа. Повторный инструктаж должен проводиться не реже, чем через 3 мес.
Испытатель двигателей обязан хорошо знать правила использования стенда, его контрольных приборов и органов управления, получить техническое знакомство с электроустановкой, иметь отчетливое представление об опасности электрического тока, знать меры предосторожности при работе на стенде, уметь пользоваться средствами пожаротушения и уметь оказать первую (доврачебную) помощь при несчастных случаях. Испытатель двигателей несет ответственность за правильную эксплуатацию закрепленного оборудования.
К управлению грузоподъемными машинами (электро тельфер, кран-балка) допускаются лица, ознакомленные с правилами пользования этими машинами и получившие соответствующее свидетельство.
Слесарь-моторист должен:
• носить на работе чистую, исправную, имеющую клеймо спецодежду, другие средства индивидуальной защиты, к которым относятся специальная обувь, средства индивидуальной защиты от шума (вкладыши «Беруши» или специальные наушники типа ВЦНИИОТ-1);
• содержать рабочее место в чистоте и порядке;
• выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и по которой проведен инструктаж;
• не допускать на свое рабочее место посторонних лиц;
• во время работы не отвлекаться от своих прямых обязанностей и не отвлекать других какими-либо действиями и разговорами, не имеющими отношения к работе;
• при эксплуатации оборудования строго соблюдать технологический режим, правильно эксплуатировать оборудование во время его пуска, работы и останова;
• обо всех замеченных на рабочем месте недостатках или неисправностях инструмента, приспособлений и оборудования заявить мастеру или руководителю работ и без его указаний к работе не приступать;
• не оставлять работающее оборудование без присмотра. Уходя с рабочего места даже на короткое время, перекрыть кран подачи топлива, выработать топливо, перекрыть кран подачи масла, выключить зажигание. При уходе с рабочего места обязательно предупреждать мастера или руководителя работ;
• соблюдать правила личной гигиены. Не допускается на рабочем месте принимать пищу, курить. Курить разрешается только в местах, специально оборудованных для этой цели;
• при несчастном случае прекратить работу, сообщить мастеру и обратиться в пункт медицинского обслуживания. Если необходимо, вызвать скорую медицинскую помощь.
Перед началом работы слесарь-моторист должен:
• привести в порядок свою спецодежду. Застегнуть обшлага рукавов и подобрать свисающие концы одежды, надеть головной убор;
• убедиться, что рабочее место находится в чистоте, лишние предметы убрать;
• проверить исправность инструмента, электро устройств испытательного стенда, тормозных установок, контрольно-измерительных приборов;
• убедиться в исправности оборудования, обращая при этом внимание на надежность заземления тормозной установки, разводки по стенду, нормальную работу топливных кранов;
• убедиться в отсутствии утечки топлива в сети и в том, что топливные краны закрыты;
• убедиться в достаточности освещенности рабочего места;
• проверить состояние грузоподъемной машины и убедиться в ее исправности.
Во время работы слесарь-моторист должен:
• перед запуском двигателя закрыть ограждения ременной передачи и кардана;
• при обнаружении дефектов на работающем двигателе остановить двигатель; при этом перекрыть кран подачи топлива, выработать топливо, перекрыть кран подачи масла, выключить зажигание;
• обязательно применять предохранительные и защитные приспособления, предусмотренные технологической картой;
• при испытании двигателей применять инструменты, исправные и соответствующего размера согласно технологии;
• следить, чтобы во время приработки и испытания двигателя его вращающиеся шкивы и механизмы были обязательно закрыты предохранительными ограждениями или защитными решетками. Решетка, ограждающая вращающиеся шкивы, при испытании двигателя также должна быть закрыта. Защитный кожух, закрывающий карданную передачу, должен открываться только при установке и снятии двигателя;
• следить, чтобы в помещениях испытательной станции всегда надежно работала вытяжная вентиляция;
• при перемещении груза в горизонтальном направлении предварительно поднять его на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Следить, чтобы путь был свободен и груз не мог задеть за посторонние предметы. Сопровождая груз во время передвижения, не ходить под поднятым грузом и не перемещать груз над людьми;
• не оставлять работающий двигатель без надзора даже на короткое время. Во время обеденного перерыва или по окончании работы смены надежно перекрыть топливный кран;
• не допускать прорыва отработанных газов через не плотности соединений;
• при установке двигателя на стенде или при снятии его со стенда соблюдать последовательность операций согласно технологии;
• не разбирать и не ремонтировать двигатель, подвешенный на крюке троса грузоподъемной машины, и не оставлять двигатель в подвешенном состоянии на крюке грузоподъемного механизма.
По окончании работы слесарь-моторист должен:
• по окончании испытания двигателя закрыть топливный кран, доработать до полного израсходования смеси в карбюраторе и выключить зажигание (для карбюраторных двигателей);
•привести в порядок рабочее место, убрать инструменты и приспособления в отведенное для их хранения место;
•сдавая рабочее место сменщику или мастеру, сообщить обо всех недостатках или неисправностях инструмента, приспособлений и оборудования, обнаруженных в процессе работы, и о мерах, принятых по их устранению.
• вымыть руки теплой водой с мылом, принять душ.
При возникновении аварийной ситуации слесарь-моторист должен немедленно остановить двигатель.
Аварийная остановка двигателя производится в следующих случаях: при пожаре; при хлопках и пламени в карбюраторе; при утечке топлива; при появлении сильных стуков в двигателе; при остановке вытяжной вентиляции выхлопных газов; при отключении электропитания на стендах; при самопроизвольном увеличении скорости вращения коленчатого вала выше допустимой (3400 мин-1).
Слесарь-моторист должен выполнять следующие требования по пожарной безопасности:
• знать правила пожарной безопасности, а также уметь обращаться с пожарным инвентарем и правильно использовать его в случае возникновения пожара;
• следить, чтобы на рабочем месте всегда был огнетушитель, ящик с сухим песком, лопата;
• для хранения обтирочных, использованных и замасленных материалов пользоваться металлическим баком или ящиком с герметично закрывающейся крышкой. Ящик должен стоять в стороне от рабочего места;
• в случае возникновения пожара на испытательной станции немедленно перекрыть магистральные трубопроводы подвода топлива, масла и приступить к
• тушению пожара, одновременно сообщив о пожаре в пожарную охрану;
• если пожар возник на испытываемом и работающем двигателе, то немедленно перекрыть подачу топлива и увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя для того, чтобы дать возможность быстрее израсходовать оставшееся топливо.
Заключение.
В данной дипломной работе были рассмотрены: история развития автомобильной промышленности, значение автомобильного транспорта в экономике государства. Методы и формы диагностики, технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
Описано устройство, принцип действия системы, двигателя автомобиля. Дано описание организации технологического процесса по техническому обслуживанию и ремонту, а так же обоснование в выборе участка по ремонту механизма. Описаны виды работ выполняемых на моторном участке. Подобранны контрольно-измерительные инструменты, приборы, оборудование и технологическая оснастка для диагностических работ, техническому обслуживанию и ремонту, а так же описаны неисправности, методы их обнаружения и ремонт.
Выбраны и скорректированы исходные нормативы периодичности технического обслуживания, а так же продолжительности простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте; определил коэффициенты технической готовности и использования автомобилей; суммарный годовой пробег автомобилей.
Рассчитана годовая программа по ТО и ТР, вычислена трудоемкость технических воздействий; определено количество ремонтных рабочих на участке.
Раскрыты вопросы охраны труда лиц, работающих на автомобильном транспорте, а так же требования к инструменту и оборудованию рабочих мест.
Графическая часть представлена четырьмя чертежами, выполненными в формате А1:
1. Головка блока газораспределительного механизма
2. Приспособление для притирки клапанов
3. План моторного цеха
4. Сводная таблица расчетов по разделу 3.
Список литературы по разделам 1-3.
1. Власов В.М., Жанказиев С.В., Круглов С.М. и др.; Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Под ред. В.М. Власова. – 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 480с.
2. Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД «Форум»: Инфра – М, 2012. – 352 с.
3. Передерей В.П.. Устройство автомобиля. Учебное пособие для учебных учреждений среднего профессионального образования. – М.,ИД «Форум»- Инфра-М.2010.
4. Пехальский А.П., Пехальский И.А. Устройство автомобилей. Учебник для Ссузов. – М., Академия 2010.
5. Пехальский А.П., Устройство автомобилей: лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.
6. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
7. Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 6-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 560с.
8. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Книга 2. Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта: учебное пособие. – М.: ИД «Форум». ИНФРА – М, 2010.- 256с.
Список литературы по охране труда
1. Графкина М.В. Охрана труда и основы экологической безопасности Автомобильный транспорт: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2009-192с.
2. Кланица, В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: Учебное пособие для нач. проф. образования / В.С. Кланица. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 176 c.
3. ПОТ Р0-200-01-95 "Правила по охране труда на автомобильном транспорте", утверждены Постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 года № 28
4. Туревский, И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: Учебное пособие / И.С. Туревский. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2010. - 240 c.
ПРиложения
Приложение 1