Основные положения методики оценки сайтов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети Интернет
Сайты оцениваются по интегральному суммарному критерию, который состоит из следующих компонент:
1) качество информационного наполнения сайта;
2) удобство интерфейса;
3) привлекательность дизайна сайта;
4) интерактивность сайта;
Каждый критерий содержит ряд показателей, которым эксперты присваивают определенные коэффициенты (баллы).
Суммарный критерий оценки сайта определяется как взвешенное среднее по 4 критериям и всем оценкам экспертов, участвующих в оценке сайта.
Качество информационного наполнения сайта.
Существенными показателями для данного критерия является наличие следующей информации:
- правовой базы нормативных документов, информации о планах и программах законодательного органа власти субъекта Российской Федерации, повестки дня и расписания текущей сессии законодательного органа власти, отчетов о сессиях законодательного органа власти;
- новостей, архив новостей и другой информации, представляемой Пресс-службой законодательного органа власти;
- аналитических материалов, материалов по местному самоуправлению и информации от муниципальных образований;
- истории законодательного органа власти субъекта Российской Федерации;
- регламента или других аналогичных документов, регулирующих деятельность законодательного органа власти субъекта Российской Федерации;
- краткого описания законодательной процедуры, порядка выборов, описания полномочий, прав и обязанностей руководителя законодательного органа власти субъекта Российской Федерации;
- биографических данных руководителя законодательного органа власти субъекта Российской Федерации и депутатов;
- структура и состав аппарата законодательного органа власти субъекта Российской Федерации.
Учитывается регулярность обновления сайта и актуальность информации, представленной на сайте, в том числе наличие указателя «Дата последнего обновления».
Учитывается наличие ссылок на другие государственные сайты, наличие официальной символики на главной странице, фото-галерей, фоторепортажей и другой фото, аудио –видео-информации, наличие англоязычной версии сайта.
Удобство интерфейса.
В части удобства интерфейса учитывается наличие карты сайта, наличие и удобство поиска информации по сайту, наличие страницы «Что нового» (оглавление, содержащее гиперссылки к самым новым документам).
Оценивается структура сайта (в идеале - доступ к любой странице сайта требует не более трех кликов).
Оценивается наличие сквозного меню (меню, которое присутствует на каждой странице сайта) и присутствие на всех страницах сайта ссылки на главную страницу.
Оценивается иерархическая структурированность информации сайта, степень интуитивно - понятного меню. Учитывается наличие версии «для печати» (для документов).
Привлекательность дизайна сайта.
При оценке привлекательности дизайна сайта учитывается:
- общее целостное художественное впечатление, оригинальность и новизна дизайна сайта;
- использование для страниц сайта единого стиля (шрифты, заставки, оформление), единой цветовой палитры;
- наличие и вписывания баннеров в дизайн сайта;
- гибкость дизайна (подстраивается под разрешение экрана) и корректность масштабирования изображений сайта
Интерактивность сайта.
При оценке интерактивности сайта учитывается:
- наличие контактной информации законодательного органа власти субъекта Российской Федерации (наличие почтового адреса, адреса электронной почты, телефонов и других реквизитов, наличие контактной информации депутатов, руководителей подразделений);
- наличие разделов опросов, голосований, подписки, обращений граждан (с интерактивной формой обращения), форумов;
- наличие адреса электронной почты администратора сайта.
Рейтинг сайта в сети Интернет оценивается путем формирования запроса с полным названием органа власти в поисковых системах Интернета. Положительная оценка принимается в случае, если в первой десятке найденных документов присутствует документ, размещенный на данном сайте.
Оценка данной методики
Государственная методика оценивания сайтов государственного и муниципального управления является достаточно объективной, и охватывает почти все аспекты оценки. Однако, существенным ее недостатком является отсутствие оценочных коэффициентов, оценка параметров является качественной, и нет возможности объективно сравнить два различных сайта. Также, на наш взгляд, недостаточное внимание уделено аспекту интерактивности сайта, ему присвоено несколько превратное значение.