Название игры | Возраст | Цель | Оборудование, материалы | Описание |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ |
«Бабочки-цветочки» | от 2 лет | Ознакомление с основными цветами, обучение находить цвет по образцу | Изображение большого цветка с разноцветными лепестками и маленьких цветков, бабочек разных цветов | Детям предлагается разместить цветочки, бабочки на лепестки соответствующих цветов. |
«Разноцветные палочки» | от 2 лет | Обучение различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету | Счетные палочки | Подбираются контрастные цветовые сочетания. Каждый ребенок получает по 10 палочек (5 одного цвета и 5 другого) перемешанных произвольно. Детям предлагается рассортировать палочки на две группы. |
«Спрячь мышку» | от 2 лет | Ознакомление с основными цветами, обучение находить цвет по образцу | Картинки домиков основных цветов с нарисованной мышкой в окошке | Воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой), в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя, 2-3 домика одновременно. |
«Разложи фигуры» | от 2 лет | Обучение группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы | Разные геометрические фигуры различных цветов | Детям предлагается разместить фигуры на столики соответствующего цвета; сначала на контрастные, затем на близкие цветовые сочетания (количество фигур соответствует возрасту) |
«Помоги рыбкам» | от 2 лет | Обучение детей сопоставлять цвета | Фигуры больших и маленьких рыбок разных цветов | Ребенок раскладывает детишек-рыбок соответственно цвету своих мам-рыбок |
«Собери цветик-семицветик» | от 2 лет | Развитие умения сопоставлять цвета | Круги и лепестки разных цветов | Воспитатель выкладывает круги разных цветов. Ребенок подбирает лепестки соответственно цвету середины. |
Название игры | Возраст | Цель | Оборудование, материалы | Описание |
«Подбери цвет к предмету» | от 2 лет | Обучение соотносить предмет с цветом | Трафареты разных предметов, карточки разных цветов. | Нужно подобрать соответствующий цвет к предмету. |
«Веселые краски» | от 3 лет | Ознакомление с основными и составными цветами, принципами смешения цветов | Карточки с изображением девочек-красок, знаки «+», «-», «=». | Детям предлагается решить «примеры» типа «красный + желтый = оранжевый», «зеленый – желтый = синий». |
«Какие краски использовал художник» | от 4 лет | Обогащение представлений о цветах окружающих предметов, объектов природы | Разные картинки или репродукции картин, фишки разных цветов | Каждый получает картинку (4-5 лет) или репродукцию картины (5-7 лет) и подбирает фишки, цвет которых есть на «его картине». |
«Краски Снеговика и Солнца» | от 4 лет | Формирование представлений о холодных и теплых цветах | Картинки с изображением снеговика, солнца, фишки разных цветов. | Воспитатель рассказывает, что холодными цветами можно нарисовать холодную воду, морозные узоры, ледяные сосульки, а теплыми – жаркое лето, теплое солнышко, цветы. Детям предлагается подобрать для Снеговика холодные цвета, а для Солнышка - теплые цвета. |
«Четвертый лишний» | от 4 лет | Обучение группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы | Карточки с разными предметами | Детям предлагается назвать лишний предмет на карточке. Карточки могут быть такими: солнце, цыпленок, лимон, василек; апельсин, морковь, киви, лисички; огурец, лягушка, трава, морковь и т. д. |
«Кто в домике живет» | от 4 лет | Закрепление представлений о происхождении зеленого, оранжевого, фиолетового, розового, голубого, серого цветов. | Домики и гномики разных цветов | Вспомнить с детьми, как на занятии получали розовую, голубую, серую краску. Детям предлагаются домики, в которые надо расселить гномов в цветной одежде. Зеленый дом – желтый и синий гномы; оранжевый дом – красный и желтый гномы; фиолетовый дом – синий и красный гномы; розовый дом - красный и белый гномы; голубой дом - синий и белый гномы; серый гном - черный и белый гномы. |
Название игры | Возраст | Цель | Оборудование, материалы | Описание |
«Угости гномов фруктами и овощами» | от 4 лет | Обучение группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы | Гномы разных цветов, набор фруктов, набор овощей | Гномики пришли в гости. Детям предлагают угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы? Например, желтый гномик любит банан, красный - красное яблоко. Как вы думаете, почему? Дети угощают гномов. |
«Веселые гусеницы» | от 4 лет | Обучение группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы | Круги – голова гусеницы, круги разных цветов | Детям предлагается выложить гусениц разных цветов. |
Обучение сравнивать и располагать в ряд несколько объектов при уменьшении яркости одного цвета | Круги – голова гусеницы, круги разных оттенков основных цветов | Детям предлагается выложить гусениц основных цветов, располагая круги от самого светлого до самого яркого оттенка. |
«Составь радугу» | от 4 лет | Ознакомление с последовательностью цветов радуги, разучивание поговорки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» | Изображение радуги, цветные полоски | Детям предлагается подобрать и правильно расположить семь полосок, соответствующих цветам радуги |
«Подбери цвет и составь узор» | от 5 лет | Формирование представлений о нюансном, контрастном и гармоничном сочетаниях цветов. | Изображение цветового круга; геометрические фигуры, силуэты вазы разных цветов, ковриков | Предложить ребенку, используя цветовой круг, выложить на коврике или вазе узор из геометрических фигур, чтобы получилось нюансное сочетание цветов, контрастное сочетание или гармоничное сочетание. |
«Какие краски использовал художник в росписи» | от 5 лет | Закрепление знаний цветов каждой народной росписи | Изображения народных промыслов, фишки разных цветов | Каждый получает картинку с изображением народных промыслов и подбирает фишки, цвет которых есть на «его картине». |
Название игры | Возраст | Цель | Оборудование, материалы | Описание |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ |
«Бегите ко мне» | от 3 лет | Упражнение детей в умении сопоставлять цвета, способствование закреплению знаний основных цветов. | Флажки основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый) детям по одному, воспитателю – все четыре. | Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками. Усложнение: воспитатель поднимает два флажка, три флажка. |
«Живое домино» | от 4 лет | Обучение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу | Ленточки разных цветов | Воспитатель повязывает детям ленты разных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны. |
«Светофор» | от 4 лет | Обучение находить нужный цвет на своей одежде, закрепление знания цветов | --------------------------------- | Ведущий выполняет роль светофора, остальные – пешеходы. Светофор называет любой цвет, пешеходы должны найти такой цвет у себя на одежде, показать пальчиком. В этом случае он может спокойно переходить дорогу. Если указанного цвета у него на одежде нет, то ему придется перебегать дорогу, а светофор должен поймать нарушителя. |
«Краски» | от 5 лет | Закрепление знаний основных цветов | --------------------------------- | Дети выбирают «продавца» и двух «покупателей», все остальные играющие - «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его продавцу. Когда все краски выберут цвет, продавец приглашает одного из покупателей. Покупатель стучится: - Тук-тук! - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришел? - За краской. - За какой? - За голубой. Если голубой краски нет, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, Скачи на одной ножке!». Если же покупатель угадал цвет краски, он забирает краску себе. Подходит второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так покупатели проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей выбирают играющие. |
Использование различных физкультминуток, пальчиковых гимнастик. |
Название игры | Возраст | Цель | Оборудование, материалы | Описание |
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ |
«Что получилось?» | от 4 лет | Развитие воображения, восприятия цвета, получение новых оттенков | Бумага, гуашевые краски синего, красного, желтого, черного, белого цветов, кисть, вода | Лист бумаги быстро покрывают цветными пятнами, складывают вдвое, разглаживают ладонями, разворачивают, удивляются новым оттенкам и силуэтам. |
«Гадаем по чернилам» | от 4 лет | Развитие воображения, восприятия цвета | Трехлитровая банка с водой, чернила, пипетка | Капаем краску в банку с водой, наблюдаем как краска делает разные узоры, обсуждаем, на что они похожи |
«На что похоже? | от 4 лет | Развитие воображения, восприятия цвета | Карточки с изображением разноцветных клякс | Воспитатель показывает кляксу, дети говорят на что или на кого она похожа. |
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ |
«Что бывает такого цвета?» | от 3 лет | Закрепление представлений о цветах окружающих предметов и объектов природы | --------------------------------- | Дети по очереди называют любые предметы данного цвета (желтый цвет – солнце, платье, машина). Усложнить игру можно, называя предметы, которые всегда данного цвета (желтый цвет – солнце, лимон, одуванчик, цыпленок). |
«Какими красками мы будем рисовать эту картину?» | от 4 лет | Закрепление представлений о цветах окружающих предметов и объектов природы | --------------------------------- | Воспитатель произносит название картины, например, «Поросенок в луже», «Ромашковое поле», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Проливной дождь». |
«Найди предметы заданного цвета» | от 4 лет | Закрепление представлений о цветах окружающих предметов и объектов природы | --------------------------------- | Воспитатель задает цвет. Дети по очереди называют предметы этого цвета, которые их окружают в данный момент. |
«Цветные загадки» | от 4 лет | Закрепление представлений о цветах окружающих предметов и объектов природы | --------------------------------- | Воспитатель загадывает загадки о цветах, дети отгадывают. И ли дети загадывают загадки друг другу. |
Название игры | Возраст | Цель | Оборудование, материалы | Описание |
«Данетки» или «Какой цвет я загадала» | от 5 лет | Закрепление представлений о цветах окружающих предметов и объектов природы, обучение задавать сильные вопросы, обучение слушать других | --------------------------------- | Ведущий загадывает цвет. Остальные пытаются угадать этот цвет, задавая ему вопросы. Отвечать на вопросы ведущему можно только словами «да» или «нет». |
«Вкусная палитра» | от 5 лет | Закрепление представлений о цветах окружающих предметов, развитие умения образовывать прилагательные от существительных | --------------------------------- | Воспитатель называет фрукт, овощ или ягоду, а дети называют цвет. Например, лимон – лимонный, малина – малиновый, оливка – оливковый, слива – сливовый, морковь – морковный, и т. д. |
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ |
«Цветовое лото» | от 3 лет | Закрепление умения узнавать и называть цвета | 4 карты, 32 карточки с предметами основных цветов | Детям предлагаются карточки, разделенные на девять квадратов. В середине квадрата изображено цветовое пятно. Водящий показывает карточку и называет (например, красный флажок). Ребенок, на карте которого находится красное цветовое пятно, забирает эту карточку. Выигрывает тот, у кого все пустые квадраты будут заполнены. |
«Цвета» | от 3 лет | Закрепление умения находить и называть цвета, которыми нарисована картинка | Картинки с разными предметами и с цветными карандашами | Детям предлагается подобрать цветные карандаши к картинке. |
«Леля и Сережа в мире цвета» | от 4 лет | Повторение семи цветов радужного спектра, развитие умения объединять предметы в группы по цветовому признаку | Игровое поле, карточки с картинками, карточки с цветными кругами, фишки, кубик. | Правила прилагаются к игре. Задача игроков выложить все свои карточки на игровое поле. |
Название игры | Возраст | Цель | Оборудование, материалы | Описание |
«Цветовое домино» | от 4 лет | Закрепление умения узнавать и называть цвета | 28 карточек с изображением геометрических фигур разных цветов | Игрокам раздается по шесть фишек (если участников меньше, их количество можно увеличить до семи). Первым делает ход тот игрок, у которого оказывается фишка с парным цветом. Все участники по очереди выкладывают свои фишки таким образом, чтобы цвет на крайней совпадало с цветом на фишке игрока. Если у игрока не оказывается нужной фишки, он может воспользоваться фишками банка. В случае, когда и в банке они заканчиваются, такой участник пропускает ход. Победителем игрок, у которого быстрее всех закончились фишки. |
ИГРЫ ЭКСПЕРИМЕНТЫ |
«Новые краски» | от 4 лет | Закрепление представлений о составных цветах. | Гуашевые краски красного, желтого, синего, черного, белого цветов или вода, окрашенная в эти цвета в прозрачных емкостях | Детям предлагается смешать краски для получения новых цветов. Или смешать цветную воду. |
«Окраска воды» | от 5 лет | Формирование представлений о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: светлый, темный, светлее, темнее | Прозрачные емкости с водой, гуашевые краски, кисть | Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, ещё раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже тёмная». Далее дети пробуют самостоятельно с другими цветами. |
«Кто главней?» | от 5 лет | Закрепление понимания того, что три краски - красная, синяя и желтая - основные | Гуашевые краски разных цветов, кисти, вода | Детям предлагается смешать разные краски и понаблюдать, с помощью каких красок можно получить новые цвета. Сделать выводы, что основных красок три. |
Название игры | Возраст | Цель | Оборудование, материалы | Описание |
ВОЛШЕБНЫЕ ФЛОМАСТЕРЫ |
«Разложи по цвету» | от 2 лет | Обучение различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету | Фломастеры | Подбираются контрастные цветовые сочетания. Каждый ребенок получает по 10 фломастеров (5 одного цвета и 5 другого) перемешанных произвольно. Детям предлагается рассортировать их на две группы. Усложняя игру, нужно увеличивать количество цветов. |
«Найди колпачок» | от 2 лет | Обучение различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету | Фломастеры | Детям дают фломастеры с перепутанными колпачками, нужно поменять колпачки так, чтобы цвет колпачка совпадал с цветом фломастера. |
«Найди свою пару» | от 3 лет | Обучение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу | Фломастеры | Дети делятся на две команды. Одна команда получает колпачки от фломастеров, а другая – корпуса. Задача как можно скорее найти свою пару. |
«Выложи радугу» | от 4 лет | Закрепление знания названий и последовательности цветов радуги | Фломастеры | Детям предлагается подобрать и правильно расположить семь фломастеров, соответствующих цветам радуги |
«Секрет» | от 5 лет | Обучение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, развитие коммуникативных способностей, вежливого общения со сверстниками | Фломастеры | Дети делятся на две команды. Одна команда получает колпачки от фломастеров, которые прячут в руках, а другая – корпуса. Задача игроков у которых корпус от фломастера как можно быстрее найти свой колпачок, для этого они вежливо просят показать колпачок у каждого из игроков другой команды, пока не найдет свой. Далее игроки меняются. |