Развивающие игры для дошкольников

А. В. ПЕЧЕРОГА

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕЙ РАБОТЫ

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Раннее развитие ребенка сегодня очень популярно и среди педагогов, и среди родителей, особенно молодых, склонных к экспериментам. И действительно, кому не хочется гордиться успехами своего ребенка? Но модная теория раннего развития возникла не на пустом месте, и у ее истоков стояли поколения философов, педагогов, психологов всех времен и народов. Появлению в сегодняшней науке о детях идеи о неисчерпаемых возможностях в каждом младенце мы обязаны древнегреческим философам Платону и Аристотелю, французскому просветителю Жан-Жаку Руссо; швейцарским педагогу Иоганну Генриху Песталоцци и педагогу Жану Пиаже, россиянину Льву Выготскому и др. Именно их идеи лежат в основе современной педагогики и детской психологии, связанной с теорией раннего развития гения практически из любого ребенка.

Одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры, в которых можно выделить следующие характерные признаки:

1)необходимость для ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;

2)умение в игровых ситуациях ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, т. к. игра направлена на их воспроизведение;

3)формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми, где игра невозможна без согласованных действий.

Все эти требования являются необходимыми в самостоятельной игре ребенка.

В качестве основного мотива для игры педагоги и психологи выделяют фантазирование. Именно оно делает ребенка независимым от разных обстоятельств, позволяет менять и модулировать роли в играх. Для успешного обучения детям необходимо не только использовать специальные средства, но и обозначить смысл своих действий. Развивающие игры позволяют ребенку посмотреть на все происходящее с точки зрения своего будущего. Это первый шаг к развитию у ребенка воображения, интеллекта, памяти, к совершенствованию личности.

С точки зрения методики воспитания можно выделить 3 способа построения игр:

1)предметно-действенный (развертывание и условные обозначения предметных действий в игре);

2)ролевой (ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых уже определяется ролью);

3)сюжетный (создание сюжета, которое помогает развертывать последовательность игровых ситуаций, определяющих собой игровые роли и реализующие их действия, их обозначение и планирование).

Каждый последующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и как бы вбирает его в себя. Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребенка, формирования его личности.

Всякая игра для ребенка - это набор правил и различных целей, которые он воспроизводит с помощью наглядных пособий: кубиков, пластилина, детского конструктора, ткани, бумаги и др. Знакомство детей с задачами игры происходит при помощи разных форм общения: это и устная инструкция, и показ сделанной модели, и рассматривание наглядного пособия. Цели и задачи игр должны ставиться в порядке возрастания сложности, что позволяет идти вперед, совершенствовать навыки и умения детей.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут педагогам и воспитателям детских садов в проведении игр.

1.Задачи игр и порядок их проведения нельзя объяснять детям жестом, взглядом. Необходимо очень четко и доступно донести их до детей.

2.Не рекомендуется требовать от детей сиюминутного исполнения этих задач в игре.

3.Педагогу необходимо давать детям возможность составлять самостоятельно новые варианты заданий, а также проявить максимум своих знаний и навыков.

4.По мере возможности воспитателю надо создавать такие условия, которые опережали бы развитие способностей ребенка.

5. Следует создать атмосферу свободного и радостного творчества, когда не сдерживается двигательная активность, у детей есть возможность попрыгать от восторга, сделать кувырок на коврике и др.

Подвижные игры

КОНСПЕКТ 7. ИГРА «НАЙДЕМ САПОЖОК»

Цели: обучающая, адаптационная, коммуникативная.

Задачи: развитие координации движений и умения взаимодействовать в коллективе, т. е., во-первых, двигаясь вместе в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкать друг друга, во-вторых, подражая друг другу, дети в ходе игрового общения сближаются друг с другом и со взрослым.

Игровой материал и наглядные пособия: мелок.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: подвижная игра.

Описание и приемы проведения игры. Игра проводится в большом помещении или в дворе. Действия построены на знакомых малышам движениях (бег, ходьба, прыжки, приседания). Новое для них - их чередование. Особенность игры заключается в фантазировании, которое помогает превратить обычные прыжки в перепрыгивание кочек, а бег и приседания - в поиск утерянного сапожка. Дети радостно заканчивают путешествие и с помощью взрослого находят утерянный сапожок. Благодаря активности детей движения становятся игровыми действиями, они выполняются детьми одновременно и одинаково.

Педагог проводит на земле черту и говорит: «Это наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда побегут, сейчас покажу». Он отходит на расстояние 20 шагов от детей и проводит черту, произнося: «Здесь вы остановитесь». Вернувшись к малышам, воспитатель помогает детям построиться и произносит слова, под которые они и будут выполнять игровые действия. Затем просит повторить эти слова всем вместе:

Ножки, ножки

Бежали по дорожке

Бежали лесочком

Прыгали по кочкам.

Прыг-скок, прыг-скок –

Прибегали на лужок,

Потеряли сапожок.

Правила игры.

В соответствии с текстом необходимо выполнять следующие движения:

1)дети бегут по направлению к очерченной линии;

2)прыгают на двух ножках, приближаясь к взрослому (сделать 4 прыжка). С последним словом останавливаются и приседают на корточки, поворачиваются то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок;

3)при словах воспитателя: «Нашли сапожок» - все дети бегут к первой линии. Игра начинается сначала;

4)после слов воспитателя: «Нашли сапожок» - обязательно надо вернуться на исходное место.

Советы воспитателю

Важными условиями успешной игры является ее доступное объяснение и наглядное знакомство с правилами. Поэтому сначала рекомендуется проводить игру в облегченном варианте, когда взрослый вместе с детьми встает в одну линию и они отправляются в путешествие. Совмещая показ движений с чтением текста, педагог придает действиям игровой смысл. Однако увлекаться облегченным вариантом игры долго не стоит. Как только дети уловили смысл игры и движения их согласуются с текстом, надо переходить ко второму варианту, при котором дети смогут проявить свою самостоятельность. Однако и здесь следует поддерживать эмоциональную связь с детьми, ведь воспитатель для них является центром притяжения. К нему дети направляются, преодолевая все преграды. Детям следует помогать соблюдать игровые правила, особенно если надо выполнить согласованные движения в ограниченном пространстве, что для детей непривычно. Взрослый должен проследить, чтобы дети не стояли слишком тесно друг к другу, иначе возможны столкновения и ссоры. Во время прогулки игру можно проводить не со всей группой, а с 2-3 детьми. Заметив это, другие дети тоже присоединятся к играющим. Не стоит детей принуждать играть, поскольку это принесет им вред. Заинтересовать игрой пассивных детей рекомендуется, выбрав из них помощника, который будет вместе с воспитателем говорить текст. Тем самым таких детей приучают к активной роли.

Когда игра освоена, полезно будет изменить концовку игры. Взрослый или его помощник подходят к отдельным детям, дотрагиваются до них рукой и произносят такие слова: «Вот твой сапожок, надень его и беги обратно!» Надев воображаемый сапожок, ребенок бежит обратно и игра начинается сначала. Такие игры и занятия удачно проходят при условии их правильной организации. Для проведения игр отводится специальное время: после завтрака, во время прогулки; после сна. Наблюдения показали, что дети в эти часы бодры, веселы, деятельны.

КОНСПЕКТ 8. ИГРА «СКАЧКИ НА ЛОШАДКАХ»

Цели: спортивная, развивающая.

Задачи: обучение умениям по сигналу, точно выполнять все команды, быть внимательными, развитие умения быстро реагировать в игровой ситуации, подражать движениям лошадей и звукам.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветные ленточки, шляпы для кучеров, маски лошадок.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: спортивно-игровая.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель раздает детям атрибуты для лошадок и кучеров. Они сами выбирают ту роль, которая им по нраву. Дополнительно можно предложить разноцветные ленточки для лошадок, по которым кучера узнают их. Лошадок отпускают попастись на лугу, кучера в это время наблюдают за ними, а затем кричат: «Лошадка, ко мне!»

Кучера как бы надевают на лошадок уздечки и скачут. В это время лошадки издают такие звуки: «Цок-цок-цок!», а если они веселы, то радостно ржут: «И-го-го-го-го!» Когда они вдоволь наскачутся, кучера останавливают лошадок: «Тп-ру-у-у-у-у». После этого кучера начинают ухаживать за ними: как бы дают корм, расчесывают, поят водой из ведерка. Затем дети меняются ролями и производят те же действия. Из строительного материала можно построить ворота, и они как бы будут выезжать со двора.

В конце игры детям можно предложить вспомнить, какие они знают стихи или песенки про лошадей, например:

Я свою лошадку больно не хлещу.

Я свою лошадку славно угощу.

Ест моя лошадка манго и маис.

Белый сахар сладкий и вареный рис, (Индийский фольклор)

Советы воспитателю

Такие игры можно проводить на площадке в любое время года.

КОНСПЕКТ 9. ИГРА «СМЕЛЫЕ ОКУНЬКИ»

Цели: развивающая, спортивная, коммуникативная.

Задачи: формирование умения ориентироваться в пределах игровой площадки, развитие координации движений и физической выносливости, быстроты реакции.

Игровой материал и наглядные пособия: цветной мел.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: спортивно-игровая.

Описание и приемы проведения игры. Щука не должна заплывать в сеть и в корзину за окуньками. Сначала надо обозначить 2-3 места на игровом поле, где может притаиться щука, а затем по краям площадки намечают норы, где спрятались окуньки.

В начале игры дети, которые играют окуньков, «заплывают» в отмеченные норы. Воспитатель дает сигнал, и они выплывают из своего укрытия, а затем пытаются переправиться на другой берег. В это время щука выходит на охоту и быстро старается переловить окуньков. Пойманные рыбки образуют сеть. Чем больше пойманных детей-окуньков, тем шире сеть. Остальные рыбки, которых поймали, уже заходят в центр этой сети, они как бы попали в корзину. Игра заканчивается, когда все окуньки попадутся в эту корзину.

КОНСПЕКТ 10. ИГРА «БОЙ НА ПЕТУШИНОМ ДВОРЕ»

Цели: развивающая, спортивная, воспитательная.

Задачи: обучение умениям получать радость от движения, держаться на одной ноге, не терять равновесия во время игры, соблюдать дружеские отношения и правила игры.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: парная.

Форма занятия: спортивно-игровая.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель предлагает детям разбиться на группы и решает с ними, кто какую выберет позу для боя: руки можно держать перед собой, зажатыми в кулачки, за спиной или на поясе. Так они начинают изображать дерущихся петухов. Выигрывает та пара, которая дольше всех смогла удержаться в первоначальной позе.

Советы воспитателю

Бой петухов может проходить и в другой позе, например вприсядку, руки играющие держат на коленях. Во время игры или перед ней можно попросить детей вспомнить, как кричат петухи по утрам, и тот кто выиграет, может точно так же прокричать. Тем самым малыши научатся звукоподражанию.

КОНСПЕКТ 11. ИГРА «МАШИНЫ НА ДОРОГЕ»

Цели: спортивная, коммуникативная, воспитательная.

Задачи: формирование умения вести себя в коллективе, развитие умения звукоподражания, воспитание соревновательного духа в детях.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: спортивно-игровая.

Описание и приемы проведения игры. Перед началом игры воспитатель просит детей вспомнить, какие машины они видят на улице, когда идут в детский сад, или на какой машине их привез папа. Ответы могут быть примерно такие: «Машина скорой помощи», «Пожарная машина», «Грузовая, на которой возят хлеб в детский сад», «Машина, которая поливает улицы» и др.

Далее воспитатель предлагает детям поиграть в «машины». Дети сами выбирают, какую они будут изображать машину. И, когда воспитатель дает сигнал, дети на своих «машинах» устраивают гонки, стараясь при этом издавать звук той машины, которую он изображает. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех доехал до финиша. Воспитатель отмечает и тех, кто безошибочно издавал звук изображаемой машины. Первым гонщикам можно придумать приз, изготовленный заранее на других занятиях.

Советы воспитателю

Такую несложную игру воспитатель может проводить не только в помещении, но и на прогулке, на экскурсиях в парке, в лесу.

КОНСПЕКТ 12. ИГРА «ГУСИ И ВОЛК» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие речевой и двигательной активности детей, координации движений, обучение детей умению выполнять действия в соответствии с текстом.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: спортивно-игровая.

Описание и приемы проведения игры. На прогулке воспитатель предлагает вспомнить сказку про гусей и поиграть в нее. Отбирают из детей желающих быть бабушкой, у которой во дворе пасется много гусей, и волком, который живет в лесу.

Бабушка выгоняет гусей пастись на луг, травки пощипать. Спустя некоторое время она выходит и зовет гусей домой: «Гуси-гуси-гуси, пора домой!» А они отвечают бабуле: «Боимся идти домой, волк нас поджидает, перья нам пощипает». «Ну, не бойтесь, бегите же домой, я вас ожидаю». Дети-гуси быстро бегут на другую сторону, а волк выскакивает и старается поймать бегущих. Детям можно изворачиваться, делать перебежки, а волк собирает около себя пойманных гусят. Игра заканчивается, когда все гуси будут пойманы.

Советы воспитателю

Когда гуси выходят в поле, они должны разойтись по всей площадке, выполнять действия строго после слов ведущего.

Потешки

Читая стихи, потешки, сказочки, воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует способность понимать то, что читается, побуждает их подражать звукосочетаниям и словам текста.

Стихи, потешки для детей очень часто напевны, музыкальны. Внимание детей еще неустойчиво, поэтому рассказ сказки или последует сопровождать показом игрушек, иллюстраций, теневого театра.

КОНСПЕКТ 18. ЧТЕНИЕ ПОТЕШКИ «КУКЛА КАТЯ»

Цели: развивающая, познавательная.

Задачи: развитие слухового восприятия, умения соотносить текст и действие, координации движений.

Игровой материал и наглядные пособия: большая кукла. форма работы: групповая или индивидуальная. форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель усаживает детей за стол, показывает куклу, говорит, что зовут ее Катя. Когда дети подержали куклу в руках, внимательно ее рассмотрели, воспитатель предлагает им послушать стишок про Катю. Затем читает текст потешки:

Катя, Катенька, Катюша, Топни ножкой раз, другой Пройди, Катя, стороной, Топни, Катя, ты ногой... Воспитатель ритмично читает детям потешку и одновременно действует с куклой: кукла передвигается по столу и при чтении слов: «Топни, Катя, ты ногой» «топает» ножкой. При повторении текста желающим детям тоже предлагается пройтись по комнате и топнуть ножкой.

На следующем занятии детям читается только сам текст потешки без показа куклы. Затем всем желающим детям предлагается встать и под чтение пройтись по комнате и в нужный момент топнуть ножкой. При этом взрослый держит ребенка за руку и проделывает вместе с ним все движения. В тексте вместо «Катя» он называет имена участвующих детей.

КОНСПЕКТ 19. ЧТЕНИЕ ПОТЕШКИ «ГДЕ НАША КИСКА?»

Цели: развивающая, познавательная, адаптационная.

Задачи: тренировка детей в чтении и понимании содержания потешки, развитие умения сосредотачивать внимание на тексте.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечная кошка, кукла.

Форма работы: групповая или индивидуальная. Форма занятия: игровая в сочетании с беседой.

Описание и приемы проведения занятия. Дети садятся за столики. Воспитатель предварительно показывает им игрушечную кошку, называя ее «киска». Дети ее рассматривают, берут в руки, гладят, повторяют: «Киска». Воспитатель спрашивает: «Как мяукает киска?» Дети отвечают. Затем воспитатель показывает детям куклу и читает потешку, сопровождая чтение игровыми действиями с киской и куклой в соответствии с текстом:

Кисонька, наша кисонька

На лавочку не садися.

Наша деточка пойдет

Через кошечку упадет.

Вместо слова «деточка» воспитатель называет имя одного из присутствующих детей. Воспитатель просит детей запоминать и повторять стишки-потешки.

Советы воспитателю

Чтение потешки и «подговаривание» детьми слов повторяется несколько раз в зависимости от того, насколько удерживаются внимание и интерес детей. После чтения им дают поиграть с этими же игрушками.

В качестве варианта этой игры можно использовать другие потешки. Цели и способы проведения занятия будут такими же. Например, такой текст:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Сеня на палочке,

Машенька в колясочке

Ест румяны прянички.

Или:

Все румяны, горячи, наши калачи.

Прилетали тут грачи, похватали калачи.

А нам досталися бараночки.

Или:

Бай, качи-качи-качи,

Калачи-то хороши!

Пирожки пекутся,

Коту в лапы не даются.

КОНСПЕКТ 20. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПРО ЛОШАДКУ

Цели: познавательная, развивающая, воспитательная.

Задачи: тренировка детей в чтении и понимании содержания потешки, развитие умения соотносить текст и действие, координации движений.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечный конь.

форма работы: групповая. форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Заучивание стихов с детьми осуществляется путем многократного повторения. Например, ребенку дают игрушку лошадку, он ее рассматривает, а воспитатель читает стихотворение М. Клоковой «Гоп-гоп!» с интонацией, выразительно и всем своим поведением показывает, что конь ей очень нравится: она любуется им, гладит его гриву, показывает на хвост.

Гоп! Гоп! Конь живой,

И с хвостом, и с гривой,

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Чтение повторяется два раза, затем всем желающим детям предлагается сесть на коня. При этом, обращаясь к остальным, воспитатель повторяет вторую часть текста:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,

Я поеду к маме.

Ребенка, сидящего на коне, она побуждает произносить: «Но-но», «Гоп-гоп».

Советы воспитателю

Когда маленькие дети читают стихи, потешки и иное, взрослым следует обратить внимание на то, как они дышат во время чтения, как соблюдают ударения, четко ли выговаривают звуки. Чтение должно быть свободно и просто. Чтобы научить детей правильно читать произведения, их следует приглашать на детские спектакли, на праздничные мероприятия, где опытные декламаторы выразительно, поэтично прочтут любимые стихи, сказки, потешки и др.

КОНСПЕКТ 21. ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цели: познавательная, развивающая.

Задачи: развитие у малышей образного мышления, укрепление памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка; мешок; картинки с изображениями животных.

Форма работы: индивидуальная или групповая.

Форма занятия: игровая в сочетании с чтением стихов и потешек.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель берет мешок, в него складываются игрушечные звери. Ребенок, вынимая игрушку, читает про нее стих; если он не знает, читает другой ребенок и т. д. Такие игры помогают детям лучше запоминать текст, представлять воображаемый предмет, изучать повадки зверей. Если при чтении стихотворения трудно подобрать очередную игрушку, то можно рассматривать картину, иллюстрацию и проводить сопоставления с событиями и явлениями, известными детям.

Советы воспитателю

Воспитатель может задавать наводящие вопросы, которые помогут детям видеть связь между явлениями. Такие игровые занятия помогают лучше представить сам предмет, способствуют хорошему запоминанию стихов. А в хорошую, ясную погоду детям можно предложить игру с «солнечным зайчиком».

КОНСПЕКТ 22. ИГРА «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Цели: познавательная, развивающая.

Задачи: формирование у детей эмоционального отношения к явлениям природы, заучивание стихов; развитие ловкости, координации движений.

Игровой материал и наглядные пособия: карманное зеркальце.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель усаживает 2-3 детей на стульчики и обращает их внимание на яркое солнышко за окном. Затем говорит детям: «Давайте позовем солнышко», и читает напевно следующий текст:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Педагог предлагает детям поманить солнышко и повторяет еще раз текст потешки вместе с детьми. Затем вынимает заранее приготовленное зеркальце, ловит этим зеркальцем солнечный луч, направляя его на свободную стену на высоте роста ребенка. Когда дети посмотрят на него, она предлагает им побежать и поймать солнечного зайчика. Если дети пытаются схватить его, воспитатель, поворачивая зеркало, заставляет солнечного зайчика двигаться по стене, подниматься выше, ниже. Время от времени она задерживает его движение, оставляя зеркало в неподвижности,

чтобы дети имели возможность потрогать солнечного зайчика руками.

Советы воспитателю

По желанию детей чтение текста повторяется несколько раз. Когда дети будут ловить солнечного зайчика, не надо запрещать им прыгать и радостно восклицать. Игру можно проводить там, где есть стена, на которую можно направить солнечного зайчика.

Таким образом, дидактические игры, художественная литература, самостоятельная деятельность детей в быту, на прогулках, занятиях помогают малышам в их раннем развитии. Развивающие игры должны систематически включаться в обучение и воспитание ребенка 2 лет. Детей следует учить выделять главное, необычное в играх-занятиях. Регулярное проведение таких игр развивает у детей сосредоточенность, способствует внимательному наблюдению за окружающим миром.

Дидактические игры

КОНСПЕКТ 23. ИГРА «СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие абстрактного мышления, воображения, координации движений; воспитание взаимовыручки и поддержки.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая в сочетании с беседой.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель просит детей представить, что они находятся в каком-нибудь замке и им надо пройти через преграды (например, на их пути разные ворота -низкие или высокие). Если взрослый говорит, что ворота высокие, то дети идут прямо, не сгибаясь; а если это маленькие воротца, то малышам надо наклониться. Игру можно усложнить: ввести разные оттенки - где-то проползти, где-то перепрыгнуть, а где-то и взобраться на представляемую ими гору и т. д. Задания надо подбирать так, чтобы дети могли узнать друга в беде, уметь самому прийти на помощь, быть бескорыстными в любой ситуации. Таким образом, игра является практической деятельностью ребенка и направлена на освоение, познание окружающего его мира.

КОНСПЕКТ 24. ИГРА «ДЕГУСТАТОРЫ»

Цели: обучающая, познавательная.

Задачи: упражнение детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, соленый, горький, кислый); активизация речи детей; развитие памяти, сосредоточенности; обучение гигиеническим навыкам.

Игровой материал и наглядные пособия: поднос, вилки, овощи и фрукты, знакомые детям, целиком и порезанные на кусочки; бумажные салфетки.

Форма работы: групповая или индивидуальная. Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Детям поочередно закрывают глаза, чтобы не могли подглядывать и не торопились с ответом, пока не разжуют. Тому, кто ошибается, дают возможность попробовать на вкус другой овощ.

На столе у воспитателя на подносе лежат огурец (свежий и соленый), капуста, морковь, редис, свекла; груша, яблоко, слива. На другом подносе эти фрукты и овощи разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь же лежат бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем, развязав повязку, находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети не будут вовлечены в игру.

Советы воспитателю

Организуя игру, следует помнить о гигиенических требованиях: нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос. В игре могут участвовать как все дети, так и небольшие подгруппы.

КОНСПЕКТ 25. ИГРА «ЖИВОЕ ДОМИНО»

Цели: обучающая, воспитательная, познавательная.

Задачи: развитие внимания, формирование знаний и различений цветов, обогащение словарного запаса, закрепление быстроты реакции на слово.

Игровой материал и наглядные пособия: ленты разных цветов - красного, синего, желтого, зеленого.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая, подвижная.

Описание и приемы проведения игры. До игры воспитатель повязывает на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты повторяется, чтобы дети могли находить «свой» и образовывать пары. Воспитатель дает возможность детям посмотреть на нее, потрогать, выяснить, как малыши различают цвета. «У тебя, Катя, какого цвета ленточка ? А У тебя, Саша? У кого одинаковые ленточки? Поднимите их вверх», - так воспитатель подводит маленьких детей к пониманию правил игры. Затем продолжает: «Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу: «Найди себе пару!» - вы будете искать того, у кого такая же ленточка. Побежали, побежали все по комнате».

Воспитатель поет песенку или хлопает в ладоши, подбадривая детей. Дети бегают по комнате, пока не услышат нужные слова. Дети ищут ленточки одного цвета на руках товарищей и становятся в пары. «Дети, посмотрите на свои ленточки! - говорит воспитатель. - Никто не ошибся? Все правильно отыскали себе пару? Нина, у тебя какого цвета ленточка? А у Пети? Ау Марины с Сережей? Молодцы, ребята! Все правильно смогли подобрать себе пару по цвету!»

Правила игры.

1. Дети становятся в пару только с тем, у кого на руке лента такого же цвета.

2. В пары можно становиться после бега врассыпную, когда воспитатель произнесет: «Найди свою пару!»

Советы воспитателю

Игру можно закончить пляской или хороводом. Точно так же можно провести игру, где дети должны находить парную фигуру: квадрат, кружок, треугольник. В этом случае фигуры должны быть одного цвета, чтобы признак предмета или его форма были отчетливо видны на картинке. В процессе этой игры дети должны усвоить слова: «одинаковые», «разные», «пара».

КОНСПЕКТ 26. ИГРА «КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ»

Цели: познавательная, развивающая, воспитательная.

Задачи: знакомство детей с профессиями, орудиями труда взрослых, закрепление знаний о том, что людям помогают в работе разные вещи; воспитание интереса к труду взрослых, желания самим трудиться.

Игровой материал и наглядные пособия: лото с изображениями разных профессий или просто картинки.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Описание и приемы проведения игры. Игра проводится по типу «лото». На больших картах изображены повар, врач, шофер, строитель, а на маленьких - предметы, необходимые в работе. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и орудиях их труда и еще раз напоминает правила игры: закрывать клеточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют ее сюжету (работа шофера, повара, врача, строителя).

Если дети не играли в эту игру, то им следует разъяснить. Берут одну большую карту и рассматривают ее. Затем подбирают к ней соответствующие картинки (например, повару - кастрюлю, половники, мясорубку, чайник, дуршлаг). Педагог помогает вопросами тем, кто затрудняется: «Какие предметы нужны врачу?», «Поищи все предметы, какие нужны строителю».

Советы воспитателю

Игру целесообразно проводить после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением строителя, почтальона, продавца, портнихи и т. д.

КОНСПЕКТ 27. ЗАНЯТИЕ «В КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА БЫВАЕТ...»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие связной речи детей, внимания, находчивости; закрепление знаний детей о временах года, их характерных признаках.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки. Например, могут быть изображены зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: они расчищают дорожки, кормят птиц. Имитация циферблата с большой стрелкой, которая крутится.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: игровая в сочетании с беседой.

Описание и приемы проведения игры. Дети сидят за столом, на котором лежит циферблат. У воспитателя в руках картинки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Будьте все внимательны».

Затем воспитатель раздает всем по картинке и начинает вращать елку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.

«А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Максим», - произносит педагог. После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются в том, что ответ был правильным (или наоборот). Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

Советы воспитателю

Вариантом этой игры могут быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием. Такую игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей.

КОНСПЕКТ 28. ЗАНЯТИЕ «ПОСТИРАЕМ И ПОГЛАДИМ КУКЛЕ ПЛАТЬЕ»

Цели: обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие представления о действиях и предметах, необходимых для стирки, повторение названий одежды, белья; стимулирование интереса к труду взрослых и к стремлению всегда им помогать.

Игровой материал и наглядные пособия: мыло, таз, вода, гладильная доска, утюг.

Форма работы: групповая. Форма занятия: трудовая.

Описание и приемы проведения игры. Занятие проводится с 3-4 детьми. Они усаживаются около небольшого стола, на котором воспитатель будет показывать трудовые действия. Она говорит, что у большой куклы запачкались платье, маечка, носочки, надо все выстирать, чтобы кукла была чисто одета. Приносит в комнату таз с теплой водой и начинает стирать, приговаривая: «Возьму мыло (намыливает так, чтобы образовалась пена) и выстираю платье. А это что? И маечку постираем, и носочки - все будет чистое». Потом наливает в таз теплой воды и полощет белье. Дети встают и подходят к тазу по очереди, по 2 ребенка, полощут. «Вот теперь все чистое! Повесим на веревку, посушим», - говорит воспитатель. Воспитатель еще раз показывает предметы и просит их назвать. Затем все вместе вешают белье.

Следом проводится показ глажки детского белья. Можно обратиться к детям с такими словами: «Помните, дети, мы нашей кукле Юле выстирали белье: платье, маечку, носочки. Все стало у нее чистое, но мятое, некрасивое, надо его погладить, чтобы было красиво». Затем воспитатель берет утюг, показывает его детям и называет, чтобы они запомнили слово «утюг». Затем гладит этим утюгом, приговаривая: «Какое стало платье гладенькое, красивое! И маечка, и носочки». Когда все поглажено, воспитатель уносит утюг. А потом продолжает разговор с детьми: «Мы все погладили белье для куклы Юли. А как мы это делали?» Воспитатель делает движения рукой, имитирующее глаженье, и предлагает повторить это движение детям. Через несколько дней детям для игры дают лоскутки, тазик, вешают веревку, раздают пластмассовые утюжки. Дети начинают повторять действия воспитателя.

Советы воспитателю

Когда взрослые участвуют в игре вместе с детьми, это доставляет малышам большую радость, активизирует их действия. Воспитатель всегда старается следить за физическим состоянием детей: если они слишком возбуждаются, то игру надо сменить на более спокойную. После игры целесообразно похвалить очень активных детей, подчеркнуть, что они были ловкими, хорошо прятались, соблюдали правила игры. Очень важно в течение года заниматься повторением игры, что сказывается на ее усвоении. Новые игры можно проводить с малышами 2-3 дня подряд, затем следует повторить дней через 5. Чтобы повторные игры не утомляли детей, их надо совершенствовать, менять месторасположение, делать замену игрушек, тем самым повышается интерес детей к игре.

Подвижные игры

КОНСПЕКТ 29. ЗАНЯТИЕ «РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Цели: адаптационная, воспитательная, развивающая.

Задачи: усовершенствование чувства ритма, выработка умения концентрировать внимание и выполнять ритмические упражнения как по одному, так и вместе, развитие координации движений, формирование положительных навыков поведения.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: беседа с элементами игры.

Игровой материал и наглядные пособия: музыкальный центр, фортепиано.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель строит детей в шеренгу или расставляет по кругу, сам встает

Наши рекомендации