Образец устного ответа
Учитель Сметанникова Г. Д. _______________
Руководитель практики Федосеева Т. А.______________
Конспект урока №5
Предмет:русский язык.
Класс.
Ф.И.О. студента: Смирнова Ксения Игоревна.
Дата: 20.02.13.
Тема урока: повторение и обобщение по теме «Наречие».
Тип урока: урок обобщения.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Наречие».
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить знания о правописании наречий.
- Повторить лексические нормы наречий.
- Повторить морфемику.
Воспитательные:
- Воспитывать терпимое отношение, уважение к одноклассникам и учителю (через организацию слушания).
- Формировать у учащихся навык взаимодействия (через организацию слушания и дополнения ответов одноклассников).
- Воспитывать у учащихся аккуратность при оформлении записей в тетради.
Развивающие:
- Совершенствовать связную речь учащихся (при помощи выполнения письменных и устных учебных заданий).
- Способствовать развитию памяти, логического мышления.
- Формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:«Русский язык: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений» под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова, распечатанные тексты.
Методическое обоснование
Этот урок тринадцатый в блоке «Наречие». По своей структуре он относится к урокам повторения и обобщения изученного. Это последний урок в блоке «Наречие» перед контрольной работой. При постановке целей и задач урока учитывается в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.
Цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Наречие». В начале урока проверяется домашнее задание: проводится орфографический минимум, в который входят словосочетания с наречиями. Затем для систематизации знаний учащихся по теме «правописание наречий» проводится распределительный диктант с последующими комментариями. Проверяется слитное и дефисное написание наречий. Учащимся напоминаются сведения о словах категории состояния. После этого проводится упражнение на определение частеречной принадлежности омонимичных слов: наречие, слово категории состояния или краткое прилагательное. В конце урока дается творческое задание, в котором необходимо, раскрывая скобки, вставить подходящие по смыслу и форме наречия и слова категории состояния.
План урока
Этапы урока | Методы и приемы работы на каждом этапе урока | Хронометраж |
Организационный этап | Метод: слово учителя. Приём: приветственное, ведущее. | 12 мин. |
Комментарий домашнего задания | Метод: слово учителя. Прием: ведущее, инструктирующее. | 3 мин. |
Повторение и обобщение изученного | Метод: слово учителя. Приём: ведущее, инструктирующее. Прием: редактирование. Прием: устная фронтальная беседа. | 29 мин. |
Итог урока | Метод: слово учителя. Прием: заключительное. | 1 мин. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания | |||
1. Организационный этап | Говорение. Прием: приветственное слово учителя Здравствуйте, ребята. Говорение Прием: ведущее слово учителя Прием: орфографический минимум Откройте тетради, которые я вам только что раздала, запишите дату, сегодня двадцатое февраля. Мы завершаем изучение темы «Наречие», на следующем уроке будет контрольная работа, поэтому сегодня мы будем к ней готовиться. Дома вы должны были подготовиться к орфографическому минимуму. Я даю вам минуту на подготовку. Закройте учебники, откройте домашние тетради. Я продиктую вам словосочетания, ваша задача – их записать и поставить ударение в наречиях. Внимательно слушаем. Сдайте тетради. | Слушание Прием: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание. Письмо | ||||
2. Домашнее задание | Говорение Прием: инструктирующее слово учителя (с элементами ведущего) Необходимо подготовиться к контрольной работе, повторить сведения по теме «Наречие». | Слушание Прием: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание. Письмо | ||||
3. Повторение и обобщение изученного | Говорение Прием: ведущее слово учителя (с элементами инструктивного) Сегодня для некоторых из вас у меня будет специальное задание. На моем ноутбуке установлена учебная программа. Нужно решить тест, после чего программа сама выдаст отметку. По очереди три человека будут работать с этой программой. Первый человек идет прямо сейчас. Говорение Прием: фронтальная устная беседа Вспомним случаи дефисного, слитного и раздельного написания наречий. Говорение Прием: ведущее слово учителя (с элементами инструктивного) Сейчас мы проведем распределительный диктант. Работаем в тетрадях. Разделите тетрадный листок на две колонки. Первая колонка называется «дефисное написание», вторая – «слитное написание». Сейчас я буду диктовать вам словосочетания, а вы их записывайте, распределяя в колонки в зависимости от написания наречий. Позвонишь послезавтра, невтерпеж дожидаться, еле-еле передвигаться, вернуться поодиночке, говорить не по-русски, вернуться из-за границы, молчать невмочь, яйцо всмятку, точь-в-точь наш котенок, мало-помалу привыкли, подглядывал исподтишка, посмотрел наверх, когда-нибудь встретимся, где-то живут. Говорение Прием: фронтальная устная беседа Проверим, что у вас получилось. Прочитайте словосочетания, объясняя выбор написания наречий. Говорение Прием: фронтальная устная беседа Вспомните, какая часть речи называется словом категории состояния. Приведите примеры. Теперь дайте определение понятию «омоним». Приведите примеры. Говорение Прием: ведущее слово учителя (с элементами инструктивного) Я продиктую вам несколько предложений с омонимичными словами. Ваша задача – их записать и определить, какой частью речи являются эти омонимы, объяснить свой выбор и разобрать эти слова по морфемам. К доске писать и комментировать первый блок предложений пойдет один человек, второй блок – другой. 1. Болельщики радостно приветствовали любимую команду. Утро было ясно и радостно. Экзамен был успешно сдан, и на душе у Маши было радостно. 2. Воспоминание о брошенных в сердцах словах было мучительно. Вспоминать о досадной оплошности было мучительно. Утро мучительно для тех, кто ложится поздно спать. Как вы видите, наречия очень просто спутать с другими частями речи. В контрольную работу я включу подобное задание, при его выполнении будьте внимательны. Говорение Прием: ведущее слово учителя (с элементами инструктивного) Прием: редактирование Завершим нашу работу на уроке творческим заданием. Возьмите листочки, которые я вам раздала, по одному на парту. Представьте, что я редактор какого-либо издательства, а вы авторы. У меня есть текст, который нужно отредактировать. Я дала вам, как своим подчиненным, задание отредактировать текст. Спишите этот текст, заменяя слова в скобочках образованными от них наречиями и словами категории состояния. Лучший исправленный вариант пойдет в печать в ближайшем выпуске нашего журнала. Выделите словообразующие морфемы. Говорение Прием: фронтальная устная беседа Проверим, что у вас получилось. Один человек читает, остальные внимательно слушают и думают, верно ли он употребил наречия или слова категории состояния. |
|
Образец устного ответа
Слово категории состояния – это часть речи, отвечающая на вопрос «как» и характеризующая состояние человека и природы. Омоним – это слова, разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию.