Критерии оценки устного ответа

Оценка Критерии
«Отлично» 1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; 3)Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
«Хорошо» 1) Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. 2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3)Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
«Удовлетворительно» 1) Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2) Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3) Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4) Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5) Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений или допустил ошибки при их изложении; 6) Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и правил, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории; 7) Отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8)Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну-две грубые ошибки.
«Неудовлетворительно» 1) Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2) Не делает выводов и обобщений. 3) Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4) Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5)При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.




Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия являются одной из наиболее эффективных форм обучения и системного усвоения историко-правовых знаний. Потребность в данных занятиях особенно велика в ходе преподавания учебного курса «История государства и права России», представляющего собой неотъемлемый элемент юридического образования. Предметом данного курса является процесс возникновения и развития государственных, юридических учреждений и институтов на протяжении более чем тысячелетней истории России.

Трудности усвоения этой комплексной учебной дисциплины связаны со спецификой ее предмета и обилием исторических материалов, правовых документов, которые используются для обоснования общеисторических закономерностей и особенностей развития государственных и правовых явлений в отдельные исторические периоды.

Огромная информативность и политико-правовая значимость определяют важное место дисциплины «История государства и права России», дающей студентам знания основ многих отраслевых юридических дисциплин. Именно в период изучения данной дисциплины у студентов начинают формироваться навыки юридического мышления, способности самостоятельного анализа правовых документов, объяснения смысла и содержания их правовых принципов, институтов, толкования правовых норм, т.е. те профессиональные качества, без которых немыслимо становление квалифицированного специалиста юриста. Кроме того, изучение истории государства и права России сопряжено с освоением студентами государственно-правового понятийного аппарата, приемов и способов систематизации правового материала, что предопределяет тесную взаимосвязь с другой фундаментальной дисциплиной – «Теорией государства и права».

Все это, вместе взятое, и объясняет необходимость специальных методических разделов, содержащих рекомендации студентам и позволяющих обеспечить более качественную подготовку к семинарским занятиям. В соответствии с общей практикой высших учебных заведений методика семинарских занятий по «Истории государства и права России» определяется целью изучения исторически значимых документов, свидетельствующих о развитии государства и права России. Постановка цели обозначает следующие задачи, встающие перед студентами в ходе подготовки к семинарскому занятию: во-первых, выявление содержания наиболее значимых положений изучаемого документа в контексте исторических условий его создания; во-вторых, общая оценка его социально-политической значимости для последующего государственно-правового развития России.

Семинар - это особая форма групповых учебных занятий, которые предполагают активное участие студентов. Занятия предполагают обсуждение наиболее значимых вопросов курса на основе предварительного самостоятельного изучения студентами соответствующего материала. На семинаре студент приобретает навыки публичного выступления перед аудиторией, а также участия в дискуссиях, выступает с сообщениями и рефератами.

Главным условием успешного проведения семинарского занятия является активное, заинтересованное, творческое обсуждение вопросов темы, поэтому многое зависит от того, насколько добросовестно каждый студент подготовился к занятию.

Не следует откладывать подготовку к семинару на последний день. Надо это делать постепенно, частями, совмещая работу с подготовкой к другим занятиям. Лучше всего заранее просмотреть объем предстоящей подготовки, с тем, чтобы иметь возможность найти в библиотеке, в учебно-методическом кабинете необходимый учебник, книгу, изучаемый документ – источник, учесть возникающие вопросы.

Начинать подготовку к семинару следует с повторения лекционного материала. После чего необходимо ознакомиться с вопросами, которые выносятся на обсуждение и содержатся в плане семинарского занятия и обратить внимание на рекомендованную литературу. В первую очередь стоит ознакомиться с соответствующим разделом учебника, а затем изучить дополнительную литературу.

Тематический план

изучения дисциплины

заочная форма обучения

№ темы Наименование разделов и тем Всего часов по учебному плану Контактная работа с преподавателем: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Другие виды занятий
1. Введение в учебную дисциплину. Предмет, метод и периодизация истории государства и права России      
2. Возникновение и развитие Древнерусского государства и права (IX – XII вв.)      
3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.)      
4. Государство и право Руси в период образования централизованного государства (XV – сер. XVI вв.)      
5. Государство и право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI – сер. XVII вв.)      
6. Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (к. XVII – XVIII вв.)      
7. Государство и право России в первой половине XIX в.      
8. Буржуазные реформы и контрреформы в России (вторая половина XIX в.)      
9. Государство и право России в период политического кризиса и падения самодержавия (нач. XX в.)              
10. Создание советского государства и права (октябрь 1917 – 1920 гг.)      
11. Советское государство и право в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.)              
12. Советское государство и право в условиях сталинского тоталитаризма 30-х гг.      
13. Приспособление сталинизма к условиям Великой отечественной войны и кризис сталинского тоталитаризма              
14. Советское государство и право в условиях неосталинизма (1953 – 1985 гг.)              
15. Крах тоталитаризма и становление демократической государственности в России (1985 – 1993 гг.).              
16. Государство и право России на современном этапе (2000- по н. вр)              
Форма контроля: экзамен              
Итого    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

1. Курскова, Г. Ю. История отечественного государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г. Ю. Курскова и др.; под ред. Н. В. Михайловой, Г. Ю. Курсковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 647 с. – (и предыдущие издания).

2. История государства и права России: учеб. пособие / Ю.А. Шестаков. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 310 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

3. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова. – М.: ТК Велби: Проспект, 2009. – 576 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю.П.Титов. – М.: Проспект, 2010. – 479 с.

Дополнительная литература

Учебные и научные издания:

1. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства: [Электронный ресурс]: – СПб.: Издательство «Лань», 2014. – 729 с. - Режим доступа:http://www.e.lanbook.com/books.

2. Беляев И.Д. Служилые люди в московском государстве. Слуги или дворяне, а в последствии дети боярские: [Электронный ресурс] – СПб.: Издательство «Лань», 2014. – 435с. – Режим доступа:http://www.e.lanbook.com/books.

3. Вицын А.И. Краткий очерк управления в России от Петра Великого до издания Общего учреждения министерств: [Электронный ресурс] — СПб.: Издательство «Лань»,2014.-279с. – Режим доступа:http://www.e.lanbook.com/books.

4. Законодательные основы борьбы с преступностью: УК РСФСР 1922 и 1926 гг.: [Электронный ресурс]: материалы к лекции / Сост. З.О. Шамоян. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. –12 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/192/64192.

5. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах: учебное пособие / И. А. Исаев. – [б. м.]: Проспект, 2010. – 240 с.

6. Исаев М.А. История Российского государства и права [Электронный ресурс]: учебник / М.А. Исаев. МГИМО (Университет) МИД России. М.: Статут, 2012. 840 с. – Режим доступа: http: //www.consultant.ru.

7. История отечественного государства и права: учебник / под ред. О.И. Чистякова. - 1 ч. - [б. м.]: Юрайт, 2011. - 477 с.

8. История российского правосудия: учеб. пособие / [А.А. Воротынцева и др.]; под ред. Н.А. Колоколова. – [б. м.]: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 447 с.

9. Калачов Н.В. О судебнике царя Иоанна Васильевича: [Электронный ресурс]– СПб.: Издательство «Лань»,2014. –114с.– Режим доступа:http://www.e.lanbook.com/books.

10. Карамзин Н.М. История государства и права российского: в 4 кн. Кн.3. Т. IX, X, XI, XII / Н. М. Карамзин. – [б. м.]: Книга, 1989. – 700 с.

11. Красников В.В. Формирование советской государственно-политической системы [Электронный ресурс]: Рабочая тетрадь / В.В. Красников, И.Г. Пирожкова – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. – 20 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/078/38078.

12. Петров И.В. Государство и право Древней Руси (750-980 гг.). [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Петров. –СПб.: Изд-во Михайлова, 2003. - 413 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/666/78666.

13. Пиевич Д.В. История образования Государственного Совета в России: [Электронный ресурс] — СПб.: Издательство «Лань», 2014.–166с. – Режим доступа:http://www.e.lanbook.com/books.

14. Пол. Рожков Н.А. История крепостного права в России: [Электронный ресурс] – СПб.: Издательство «Лань», 2014. – 58с. – Режим доступа:http://www.e.lanbook.com/books.

15. Поленов Д.В. Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового уложения. Часть 1: [Электронный ресурс] –СПб.: Издательство «Лань», 2014.- 542с. – Режим доступа: http://www.e.lanbook.com/books.

16. Самоквасов Д.Я. Главнейшие моменты в государственном развитии Древней Руси и происхождение Московского государства: [Электронный ресурс] – СПб.: Издательство «Лань», 2014.–97с. – Режим доступа:http://www.e.lanbook.com/books.

17. Самокрасов Д.Я. Заметки по истории русского государственного устройства и управления: –СПб.: Издательство «Лань», 2014.-98с. –Режим доступа:http://www.e.lanbook.com/books.

18. Толстая А.И. История государства и права России [Электронный ресурс]: учебник для вузов / А.И. Толстая. - 3-е изд., стереотипное. М.: Юстицинформ, Омега-Л, 2010. 320 с. – Режим доступа: http: //www.consultant.ru.

Периодические издания

1. Вестник Владимирского юридического института: научно-образовательный журнал / учредитель ФКОУ ВПО Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний. – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2014.

2. Вестник Самарского Юридического института ФСИН России: научно-практический журнал / учредитель: ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН России. – Самара, 2014.

3. Государство и право: журнал / учредители: Российская академия наук, Институт Государства и права РАН. – М.: Наука, 2014.

4. История государства и права: научно-правовое издание. – М.: ИГ «Юрист», 2014.

5. Собрание законодательства Российской федерации: официальное издание. – М.: «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2014.

Наши рекомендации