Ходовая система трактора при работе,кроме больших ударных нагрузок и частых перегрузок,постоянно подвергается воздействию пыли,грязи и влаги.Это сопровождается усиленным изнашиванием ее составных частей.Затраты на ремонт и техническое обслуживание ходовой системы значительны.Важный параметр технического состояния ходовой системы колесного трактора — давление воздуха в шинах.Работа трактора при пониженном давлении повышает затраты мощности па перекатывание колес, увеличивает трение внутренних слоев каркаса покрышки, что приводит к ее перегреву и расслоению. При ' этом в 1,5...2 раза снижается срок службы покрышки вследствие преждевременного износа протектора. Высокое давление в шинах ведущих колес вызывает их буксование, в результате чего снижается производительность тракторных агрегатов и возрастает интенсивность изнашивания покрышек. При любом отклонении давления в шинах от номинального значения ухудшается управляемость трактора.
Если колесный трактор используют на пахотных работах, правые колеса, как правило, движутся по борозде, по этой причине покрышки правых и левых колес изнашиваются неодинаково. Различный износ покрышек (почеозацепов) обычно определяют внешним осмотром и в случае необходимости их меняют местами, не нарушая нормального направления вращения, показанного стрелкой.
Срок службы покрышек передних колес во многом зависит от величины их сходимости. Неправильная сходимость колес наряду с ускоренным изнашиванием покрышек ухудшает управляемость трактором. Сходимость передних колес следует проверять и регулировать после каждого изменения колеи трактора в соответствии с видами выполняемых работ
Давление в шинах проверяют шинным манометром МД-214 (ГОСТ 9921—68) с пределами измерения 0,04... ...0,3 МП а или устройством НИИАТ-458 (рис. 1).
Это устройство служит также для выпуска воздуха из шин, подкачки воздуха в шины и снижения давления в шинах. Оно состоит из корпуса 6 с
вмонтированными в него нижним и верхним клапанами, а также клапаном для предохранения манометра от порчи. Верхний клапан имеет кнопку 5 для управления клапанами с помощью скобы 4. Воздух в устройство подается через ниппель 7,
Рис.1.Измирение давления в шинах с помощью устройства НИИАТ-458: 1-трубка; 2-наконечник;3-манометр; 4-скоба; 5-кнопка; 6-корпус ;7-ниппель.
два фильтра и обратный клапан. Для измерения давления служит манометр 3, на который надет резиновый чехол. Воздух в шину подается по воздухораздаточному шлангу, к которому присоединена трубка 1 с наконечником 2.
Чтобы - накачать шину, надевают наконечник 2 на ниппель камеры, отвинтив защитный колпак. Затем, удерживая наконечник за трубку 1 левой рукой, большим пальцем правой руки нажимают на скобу 4, переместив кнопку 5 вниз до отказа. При таком положении нижний клапан будет открыт, а верхний закрыт, благодаря чему воздух из воздушной магистрали начнет поступать в камеру.
Чтобы проверить давление в шине, необходимо сбросить скобу 4 с кнопки 5. В этот момент нижний клапан под давлением пружины и воздуха перекроет доступ из воздушной магистрали, а верхний клапан под давлением пружины переместится в верхнюю позицию, благодаря чему воздух из камеры начнет поступать в манометр, показание которого можно зафиксировать, нажав на скобу 4.
Для снижения давления в шине следует слегка нажать на кнопку 5. При такой позиции кнопки верхний клапан откроет проход воздуха через отверстие в гайке в атмосферу.
Радиальные зазоры в сопряжениях поворотных цапф со втулками и осевые зазоры в подшипниках передних колес колесных тракторов и самоходных шасси проверяют при помощи приспособления КИ-4850 в следующем порядке. Проверяют радиальный зазор в сопряжении поворотная цапфа — втулки. Для этого, затормозив задние колеса и застопорив педали тормозов, домкратом 1 (рис. 2) поднимают переднюю ось до момента отрыва колеса от земли.
Затем устанавливают приспособление КИ-4850 на передней оси трактора и, совместив ножку индикатора 5 с осью вращения колеса, подводят шток 4 к торцу полуоси. Перемещая колесо руками в осевом направлении, фиксируют показание индикатора.
Проверяют осевой зазор в подшипниках переднего колеса, для чего снимают крышку ступицы, устанавливают приспособление на диске 1 (рис. 3) колеса и подводят шток 3 приспособления к торцу цапфы. Перемещая колесо в осевом направлении руками, по показанию индикатора 4 определяют осевое перемещение колеса.
Допускаемый зазор в сопряжении поворотная цапфа — втулки составляет 0,4 мм, в подшипниках переднего колеса — 0,5 мм.
Если указанные зазоры превышают допускаемые значения, заменяют втулки поворотных цапф и с помощью корончатой гайки регулируют подшипники передних колес.
Рис.2:Проверка радиального зазора в сопряжении поворотная цапфа-втулка с помощью приспособления КИ-4850:1-домкрат; 2-электромагнит; 3-штатив ;4-шток ;5-индикатор ;6-стойк
Рис.3:Проверка осевого зазора в подшипниках переднего колеса с помощью приспособления КИ-4850:1-диск колеса; 2-электромагнит; 3-шток ;4-индикатор ;5-штатив ;6-стойка;
Сходимость колес проверяют универсальной линейкой КИ-650 ГОСНИТИ, представляющей собой металлическую штангу, которая состоит
из четырех стальных телескопических труб, вставленных одна в другую. Длину линейки изменяют выдвижением труб соответственно измеряемому расстоянию между колесами. Трубы фиксируются между собой пружинящими штифтами с острыми наконечниками.
Между колесами линейка удерживается коническими наконечниками под действием силы спиральной пружины. Для правильной установки линейки по высоте она имеет на концах две цепочки. На подвижной трубе закреплена шкала, а на неподвижной трубе — стрелка- указатель для отсчета показаний шкалы.
Чтобы измерить сходимость колес, линейку раздвигают настолько, чтобы ее длина была несколько больше колеи передних колес проверяемого трактора, и устанавливают спереди так, чтобы наконечники упирались в выпуклую часть покрышек и находились на одинаковом расстоянии от пола (на уровне оси вращения колес). Устанавливают нулевое деление шкалы против стрелки- указателя и перекатывают трактор вперед настолько, чтобы линейка расположилась сзади на том же уровне. По обозначению шкалы против стрелки-указателя определяют сходимость. Затем трактор перекатывают назад до исходного положения линейки. При этом нулевое деление шкалы должно совпасть со стрелкой-указателем.
Если сходимость колес окажется больше или меньше допускаемых значений, ее следует отрегулировать, изменив длину поперечных рулевых тяг.
Организационная часть