Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре

Методы и принципы монтажа

Ссылки:

http://salesreport.ru/2011/01/26/%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2-10-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B6%D0%B0/

1 принцип - Монтаж по крупности - Этот принцип определяет допустимые и недопустимые изменения масштаба съемки одного и того же объекта в соседних кадрах, следующих друг за другом в окончательном монтаже.

Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru

Одна из особенностей человеческого восприятия заключается в том, что мы легко, без напряжения воспринимаем переход с кадра на кадр, когда они в достаточной мере отличаются друг от друга по композиции, а следовательно, и по крупности. Принцип комфортного монтажа кадров по крупности утрачивает свой смысл, когда в соседних планах зафиксированы разные, непохожие друг на друга объекты, и их очертания резко отличаются друг от друга. Крупность обоих кадров в этом случае может быть любой, отвечающей режиссерской задаче.

2 принцип - Монтаж по ориентации в пространстве (восьмёрка) - съемка двух объектов, взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия.

Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru

При съемке нескольких беседующих людей нужно помнить, что не всегда люди по внешнему виду резко отличаются друг от друга. Потому при съемке такой беседы делать каждый следующий кадр другого персонажа с заметным отличием в крупности от предыдущего.

принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре

Общее правило съемки и монтажа движущихся объектов в кадре гласит: запрещается изменять направление вектора движения объекта с правого на левое по отношению к вертикальной линии на стыке кадров.

Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru

Человеческий интерес к всякого рода движению на экране или в жизни обусловлен особенностями работы нашего восприятия и сознания. Всякое резкое изменение в действии, которое может произойти в момент монтажного перехода, лучше всего показать зрителю внутри одного кадра.

4 принцип - Монтаж по фазе движущихся объектов в кадре -Все, что движется циклично и снимается несколькими последовательными планами, должно быть смонтировано с соблюдением фаз цикличности, создавая впечатление непрерывности хода движения и действия.

Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru

В монтаже всех кадров необходимо создать впечатление, что движение и ходьба как бы "гладко" продолжались без какого-либо перерыва во времени, словно были сняты одним куском.

5 принцип - Монтаж по темпу движущихся объектов.Существует два варианта, в которых могут проявиться различия в темпе движения объектов в соседних кадрах: первый, когда оба кадра снимаются статично и скорость объекта проявляется в движении по отношению к рамкам кадров, и, второй, когда оба кадра снимаются движущимся аппаратом.

Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru

Этот вариант предусматривает, как съемку панорамой со статичной точки, так и съемку с движущейся точки, панораму с движения. Во втором случае условной системой координат для измерения скорости перемещения объекта будет фон, на котором виден объект в момент движения в кадре.

6 принцип - Монтаж по композиции кадров (по смещению центра внимания) -Общая закономерность принципа монтажа двух кадров по композиции состоит в ограничении перемещения центра внимания двух стыкующихся кадров относительно друг друга.

Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru

7 принцип - Монтаж по свету.Свет, или светотеневое решение кадра, - одно из важнейших выразительных средств в экранном творчестве. Оно способно не только ярко подчеркнуть, передать смысл происходящего на экране, но и запутать зрителя, грубо исказив смысл происходящего в кадре.

Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru

Если снимается какая-то единая сцена с непрерывным ходом развития событий, то характер и схема освещения должны быть сохранены от первого до последнего кадра и не могут поменяться лишь по прихоти оператора или режиссера.

8 принцип - Монтаж по цвету.В общей трактовке плавности перехода при изменении цветовых пятен от кадра к кадру существует одно простое правило: в предшествующем плане должно присутствовать пятно, которое занимает около одной трети площади в рамке кадра.

Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru Принцип - Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре - student2.ru

Это послужит логичным и естественным оправданием для зрителя заполнения цветом всей площади следующего кадра. Зрительский глаз должен обязательно за что-то "зацепиться" в цветовом решении композиции, что-то "ухватить" в первом кадре, чтобы во втором для него не стало полной неожиданностью появление большого совершенно нового цветового фона или пятна.

9 принцип - Монтаж по смещению осей съемки.Девятый принцип заключает в себе весьма простую истину: никогда не снимай следующий кадр, находясь на оси объектива предыдущего кадра! Сделай перед съемкой шага два в сторону, измени крупность с помощью трансфокатора и дави на кнопку "пуск" сколько хочется. Но если отойти чуть влево или вправо, да еще немного приподнять или опустить камеру, то будет достигнуто особое изящество в композиционном решении каждого следующего кадра! Только не забывайте сохранять направление взгляда или движения в кадре при смене точек съемки.

Наши рекомендации