Третий принцип - монтаж по направлению движения основного объекта в кадре

Данный принцип означает, что при изменении движения объекта для комфортного монтажа желательно каждый стык делать под углом не более 90 градусов из 180-ти допустимых (не 360, а именно 180). При этом, соблюдая 1-й принцип монтажа - по крупности планов

Третий принцип - монтаж по направлению движения основного объекта в кадре - student2.ru


Четвёртый принцип - монтаж по фазе движущихся объектов в кадре

Этот принцип стоит на страже сохранения фазы движущихся объектов на соседних кадрах. Для рисунка ниже это означает, что чрезмерная задержка съёмки общего плана (обратите внимание, не крупного, а именно общего!) приведёт к "выпаду" кабинки из фазы движения и значительному скачку при просмотре зрителем этих кадров. Идеальный вариант - сохранение фазы движения в 1/4 круга (или угла в 90 градусов).
Так же это касается и ходьбы человека - если в первом кадре он ступил правой ногой, то во втором должна быть сохранена фаза движения - и кадр либо продолжается завершением шага правой ноги, либо начинается с левой (смотря как того требует целостность фазы)

Третий принцип - монтаж по направлению движения основного объекта в кадре - student2.ru


Пятый принцип - монтаж по темпу движущихся объектов

Здесь надо разобрать 3 варианта движения в кадре:
1. Движение с цикличностью действий - например, шаги идущего
2. Движение внутри рамок кадра
3. Движение объекта относительно фона
Разобравшись с типом движения, можно определить темп движения в любом имеющемся (для монтажеров), и планируемом (для операторов) кадре. А определив темп уже можно комфортно склеивать кадры именно по темпу движения.
На рисунке показана разница при съёмке движущейся машины широкоугольным объективом и длиннофокусным. При условии, что камера статична, темп движения будет определяться относительно рамок кадра. И темп движения на обоих кадрах будет не совпадать (на вопрос "а как снять так, чтобы совпадал?" - я бы вообще не снимал данную сцену таким образом, на мой взгляд, она лишь годиться для показательного примера действия данного принципа).
Ещё пример с ходьбой человека - это движение с цикличностью в кадре. Шаг на двух соседних кадрах должен сохранять свой темп, иначе нарушится этот самый принцип по темпу движущихся объектов (конечно, если смена темпа - увеличение, или замедление - не обусловлено сценарием, или режиссёрской задумкой)

Третий принцип - монтаж по направлению движения основного объекта в кадре - student2.ru


Шестой принцип - монтаж по композиции кадров

Шестой принцип гласит: центр внимания в кадре по горизонтали может перемещаться не более чем на 1/3 длины экрана (горизонтальной рамки кадра). Два кадра на рисунке были сняты правильно согласно принципу монтажа по крупности, однако получились скачкообразными именно из-за не соблюдения принципа монтажа по композиции кадров.
Однако, следует помнить и то, что центр внимания не следует оставлять совсем без изменений, иначе в некоторых случаях можно получить скачкообразность восприятия стыка кадров

Третий принцип - монтаж по направлению движения основного объекта в кадре - student2.ru


Наши рекомендации