Разработка и согласование рецептур блюд для общепита

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс разработки и согласования рецептур блюд для предприятий общественного питания, являются:

  • СП 2.3.6.1079-01,
  • СанПиН 2.3.2.1078-01,
  • СанПиН 2.3.2.1324-03,
  • ГОСТ Р 53105-2008,
  • “Временный порядок разработки и утверждения технико-технологических карт на блюда и кулинарные изделия”.

Один из основных источников рецептур блюд – официально рекомендованные сборники. Однако актуальность содержащейся в них информации часто оказывается недостаточной.

Согласно действующему законодательству, продукция на предприятиях общепита должна быть изготовлена на основании технологических документов, к которым относят:

  • технологические карты;
  • технологические инструкции;
  • технико-технологические карты.

Перечисленные документы утверждаются руководителем предприятия, срок их действия не ограничен.

Новая нетрадиционная продукция, впервые изготовляемая на предприятии, должна иметь технико-технологическую карту (ТТК), устанавливающую: требования к сырью, рецептуру, требования к процессу приготовления и оформления, нормы реализации и хранения, показатели безопасности и качества, пищевую ценность.

Подписывается ТТК ответственным разработчиком, утверждается документ руководителем или его заместителем. Каждая ТТК имеет свой порядковый номер и должна храниться в картотеке. При изменении рецептуры блюда или технологии производства ТТК необходимо переоформить. За отсутствие документа предприятию грозит административный штраф.

Отдельно стоит упомянуть случай, когда для изготовления продукции применяется нетрадиционное, недостаточно исследованное сырье, используются новые материалы и оборудование, изменяются сроки годности и условия хранения. Данная продукция может быть не безопасна, ТТК на такие блюда необходимо согласовывать с Роспотребнадзором.

Итак, в общем случае для “узаконивания” ТТК достаточно утверждения ее руководством предприятия; ТТК на потенциально не безопасные блюда согласуются с Роспотребнадзором.

Согласование помещения с Роспотребнадзором (СЭС) для общепита

Подробно

Разрешительный порядок начала деятельности по оказанию услуг общепита с 1 июля 2009 года заменен на уведомительный (294-ФЗ от 26.12.2008). Правила предоставления такого уведомления отражены в Постановлении Правительства РФ № 584 от 16.07.2009г., в соответствии с которым Роспотребнадзор (ранее назывался “СЭС”) становится уполномоченным органом по приему уведомлений от предприятий общепита.

Уведомлением предприятия подтверждают соответствие своих зданий, территорий, помещений, оборудования, персонала и т.д. обязательным требованиям, установленным правовыми актами. А это значит, что фактически уведомительный порядок не дает никаких послаблений в соблюдении всех законодательных норм: при проектировании помещений санитарные требования должны неукоснительно соблюдаться, иначе велика вероятность штрафов и возможного приостановления деятельности. Кроме того, без заключения Роспотребнадзора о соответствии производственных помещений экологическим требованиям невозможно будет получить в дальнейшем лицензию на продажу алкоголя.

Поэтому, несмотря на то, что законодательно процедура открытия предприятий общественного питания упростилась, в процессе согласования помещения с Роспотребнадзором придется пройти следующие основные этапы:

  1. Согласование проектной документации. Она должна быть выполнена в соответствии с действующими СанПиН, СНиП, ППБ, регламентирующими для предприятий общепита:
    • возможное месторасположение помещений, зон, их размер и площадь;
    • отделочные материалы, допущенные к применению при проведении ремонта;
    • способы размещения оборудования;
    • требования к инженерным коммуникациям и т.п.
  2. Подача уведомления о начале деятельности в территориальный орган Роспотребнадзора. Важно! Это делается после регистрации предприятия и его постановки на учет в ИФНС, но обязательно до начала оказания услуг. Заполненная предприятием форма уведомления предоставляется в Роспотребнадзор по месту фактической деятельности в двух экземплярах. Подать документ можно непосредственно в контролирующий орган, а также отправить по почте либо электронным способом http://egov.rospotrebnadzor.ru/.

Полученные сведения Роспотребнадзор заносит в специальный реестр. В 10-дневный срок после регистрации уведомления надзорный орган опубликовывает сведения на своем официальном сайте: они являются общедоступными и открытыми.

За непредоставление уведомления должностных лиц оштрафуют на сумму до 5 000 рублей, а предприятие – до 20 000 рублей. За предоставление недостоверных сведений максимальный штраф больше – 10 000 и 30 000 рублей соответственно.

Предприятие должно заключить ряд договоров, основные из которых:

  • Так называемый договор "3Д" – на дезинсекцию, дератизацию и дезинфекцию (ФЗ-52 от 30.03.1999г.):
    • на вывоз мусора и ТБО;
    • на утилизацию люминисцентных ламп;
    • на осуществление очистки систем кондиционирования и вентиляции;
    • на проведение медицинского осмотра сотрудников.
  • Далее необходимо приступить к согласованию Программы производственного контроля (ППК). Согласно ФЗ-52 от 30.03.1999 г., СП 1.1.1058-1, СП 1.1.2193-07, каждое предприятие общественного питания обязано осуществлять производственный контроль по индивидуальному плану. Важно! ППК разрабатывают также до начала деятельности, согласование занимает до 4-х недель. В случае отсутствия этого документа предприятие ждет наказание – штраф до 20 000 рублей, приостановление деятельности - до 90 суток.

Итак, перечисленные этапы, во избежание штрафов и конфликтов с надзорными органами, рекомендуется выполнить всем начинающим деятельность предприятиям общепита. Также необходимо отметить, что законодательство в данной области довольно часто меняется. Поэтому за самой актуальной информацией стоит обращаться непосредственно в свой территориальный орган Роспотребнадзора

Наши рекомендации