Эволюционный подход к проведению изменений бизнес-процессов: понятие TQM, принципы TQM
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗМЕНЕНИЮ БИЗНЕС ПРОЦЕССУ.
Термин TQM впервые появился в 60ые годы 20 века для обозначения японского подхода. Он предполагал непрерывное улучшение качества в различных сферах деятельности организации. В современном понимании TQM рассматривают как технологию управления организацией. Всеобщий менеджмент качества включает в себя различные теоретические принципы и практические методы, а так же инструменты качественного и количественного анализа данных. Элементы экономической теории и анализа процессов, которые направлены на одну цель - непрерывное улучшение качества. Качество достигается за счет вовлечения всего персонала в деятельность по совершенствованию работы
Целью повышения качества является удовлетворения потребителей и получение выгоды всеми заинтересованными сторонами ( акционеры, поставщики) и обществом в целом.
На основе философии TQM многие организации строят свои системы качества.
Принципы TQM:
1) ориентация на потребителя это фундаментальный принцип TQM согласно которому именно потребитель устанавливает уровень качества, не имеет значения какие действия организация предпринимает для улучшения качества. Только потребитель определяет, приведут ли затраченные средства и усилия к успеху.
2) вовлечения персонала этот принцип обеспечивает постоянную совместную работу всех сотрудников организации по достижению целей. Вовлечения персонала может быть достигнуто после того, как у сотрудников пропадает страх потерять работу, когда появиться доверие к изменениям и будут даны полномочия их осуществлять, а руководство создаст необходимое для этого окружение
3) процессный подход TQM рассматривает любую деятельность организации как процесс. Процесс это набор действий, которые преобразуют объекты от поставщиков ( входы) в некоторые результаты ( выходы) и передают эти результаты потребителям
4) единство системы. Организация может состоять из различных подразделений, которые имеют вертикальную иерархию подчиненности. Эти подразделения связаны процессами которые обеспечивают горизонтальное взаимодействие. Внутри каждого подразделения могут выполняться свои процессы они являются частью общих процессов в организации. Таким образом процессы отдельных подразделений интегрируются в более крупные процессы всей организации. Что позволяет достигать ей стратегических целей. Каждая организация имеет уникальную культуру осуществления деятельности, для того чтобы достигнуть высоких результатов производстве продуктов или оказания услуг, необходимо "воспитывать " в организации культуру качества во всех подразделениях.
5) стратегический и систематический подход
Постоянное улучшение качества, должно стать частью стратегического плана организации. Для достижения поставленных целей по улучшению качества. Необходимо проводить систематическую и непрерывную работу
6) непрерывное улучшение
7) принятие решений на основе фактов. Для того чтобы улучшать деятельность организации необходимо постоянно собирать и анализировать данные о его работе. Основа эффективных управленческих решений должны являться фактические данные.
8) принцип эффективной коммуникации. Во время изменений эффективные коммуникации играют большую роль в мотивации сотрудников. Необходимо чтобы коммуникации по вопросам изменений стали частью ежедневной деятельности .
Метрология внедрения TQM.
МЕТОДОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ТКМ.
Каждая организация является уникальной в отношении используемых процессов создания продукции в культуре в способе ведения бизнеса . По этому не существует единого верного подхода к внедрению ТКМ.
Можно лишь выделить несколько ключевых элементов МЕТОДОЛОГИЯ внедрения ТКМ
1. Высшее руководство должно изучить ТКМ и принять решения следовать этой философии. Философия ТКМ должна рассматриваться как неотъемлемая часть стратегии работы организации
2. Организация должна оценить текущий уровень орг.культуры, степень удовл потребителей и состояние системы управления качества
3. Высшее руководство должно определить ключевые принципы и приоритеты деятельности и довести эту информацию до сведения сотрудников.
4. Необходимо разработать стратегический план внедрения философии ТКМ в деятельность организации
5. Организация должна определять приоритетные требования потребителей и привести свою продукцию в соответствии с этими требованиями
6. Составить карту процессов, за счет которых организация может удовлетворить требования потребителей
7. Руководство организации должно обеспечить создание и функционирование работы команд по улучшению процессов
8. Необходимо стимулировать создание самоуправляющихся команд по совершенствованию процессов.
9. Руководство всех уровней должно своим личным примером способствовать внедрение философии ТКМ
10. Необходимо выполнять непрерывное ежедневное управление процессов и их нормализацию
11. Проведение регулярной оценки успешности внедрения философии ТКМ и коррекция плана по внедрению ТКМ если это необходимо
12. Постоянное информировать персонал об изменениях в процессах и поощрять инициативу сотрудников вносить предложения по улучшению работы.
Проблемы внедрения TQM.
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТКМ
1) отсутствие вовлеченности руководства
2) отсутствие изменений орг культуры
3) плохая подготовка изменений
4) отсутствие объективной инфо и данных
На основе философии TQM многие организации строят свои системы качества.
Организационные изменения при внедрении системы менеджмента качества предприятия.
В настоящее время на многих предприятиях разрабатывается СМК
семейство стандартов ИСО 9000 - была разработало для того чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных СМК.
В России международным стандартам серии ИСО 9000 соответствуют национальные стандарты.
СМК основные положения и словарь.
Стандарт предназначен для установления единого понимания использования стандартов ИСО 9000, основные положения СМК
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 он устанавливает требования к СМК, которые являются общими для любых предприятий нависшими от их размера, вида, оказываемых услуг.
ГОСТ ИСО 9004-2010 системы менеджмента качества, рекомендации указания по постоянному и эффективному улучшению СМК
ГОСТ Р ИСТ 19011-2003 - аудиту систем менеджмента качества . Указания по проведению внутренних и внешних аудитов и систем экологического менеджмента.
Сертификация проводится только по стандарту
Этот международный стандарт направлен на применение процессного подхода при разработке СМК с целью повышения удовлетворенности потребителей благодаря выполнению их требований.
Для успешного функционирования организация должна управлять многочисленными и взаимосвязанными видами деятельности и управляемая с целью преобразования входов в выходы рассматривается как процесс.
+ процессного подхода закл в непрерывности управления, которое он обеспечивает.
При применение в СМК этот подход подчеркивает важность:
1) понимание и выполнение требований
2) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленных ценностей
3) достижение результатов выполнения процессов и их результативности
4) постоянного улучшения процессов основанного на объективном измерении
При разработке СМК организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМК, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями стандарта.
38. Организационные изменения при внедрении СМК, Семейство стандартов ИСО 9000.
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:
- ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
- ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
- ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
- ИСО 19011: 2002 содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной международной торговле.