Объяснения Парадокса Леонтьева
- Наличие внешнеторговых барьеров
- Неоднородность факторов производства
- Различия вкусов и предпочтений потребителей в разных странах
- Реверс факторов производства - один и тот же товар может быть трудоемким в трудонасыщенной стране и капиталоемким в капиталонасыщенной и др.
Фритрейдерские теории международной торговли объясняют выгодность торговли различием в ценах, возникающим:
1. благодаря различию со стороны предложения
Парадокс Леонтьева и снятие базовых предпосылок:
q об однородности факторов производства – модель “преимущественная значимость квалифицированного труда”, Д.Кисинг
q о том, что в обеих странах товар Y – трудоемкий, а X - капиталоемкий – теория реверса факторов производства, Б.Минхас
q об отсутствии эффекта экономии на масштабе производства – модель эффекта масштаба производства, П.Кругман и др.
q об абсолютной внутренней мобильности факторов производства между отраслями внутри страны - теория специфических факторов производства, П.Самуэльсон, Р.Джонс
q о том, что страны торгуют товарами, которые производятся при разной интенсивности затрат факторов производства - теория внутриотраслевой торговли, С.Линдер, Б.Баласса
q о неизменности технологии во времени - теория технологического разрыва, М.Познер; теория жизненного цикла, Вернон
q о немобильности факторов производства между странами – теорема выравнивания цен на факторы производства, Э.Хекшер, Б.Олин, П.Самуэльсон
q о том, что полной специализации страны на производстве одного товара не существует - клеточная диаграмма выравнивания цен на факторы производства, Эджуорт
q о том, что внешняя торговля не влияет на распределение доходов в стране, а колебания цен и зарплаты отсутствуют - теорема роста цен факторов производства, Стоплер-Самуэльсон; теорема воздействия роста факторов на производство в отраслях, Т. Рыбчинский
2. благодаря различию со стороны спроса (в предпочтениях потребителя)
снятие предпосылки об однородности вкусов и предпочтений потребителей в разных странах – теория реверса спроса, С.Линдер
4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ
Услуга
• деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель
• изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей