Объяснение парадокса Леонтьева

1. Леонтьев не учел неоднородности рабочей силы, которая может различаться по уровню квалификации и заработной платы.

2. Леонтьев не учел, что американцы традиционно предпо-читают потреблять капиталоемкие высокотехнологичные товары

3. Он не учел влияния таможенных пошлин на направление торговли, ставки таможенных пошлин на трудоемкие товары выше ставок таможенных пошлин на капиталоемкие товары, поэтому трудонасыщенные страны вынуждены экспортировать капиталоемкие товары.

4. Реверс факторов производства, который означает, что произ-водство одного и того же товара может быть трудоемким в одной стране, но капиталоемким в другой.

Альтернативные теории международной торговли

В последние десятилетия XX века в направлениях и структуре мировой торговле происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются объяснению в рамках классических теорий международной торговли.

Теория эффекта масштаба

В начале 80-х гг. ХХ в. Пол Кругман предложил альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на эффекте масштаба.

При определенном уровне организации производства происходит снижение долговременных средних издержек по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Страны, в равной степени наделенные факторами производства, должны специализироваться в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта масштаба.

Для того, чтобы эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок.

Однако эффект масштаба приводит к становлению монополис-тической конкуренции, господству монополий и олигополий.

Направление международных потоков товаров определяется не абсолютным преимуществом страны и не различной обеспеченностью стран факторами производства, а стратегией крупных ТНК, отстаивающих на рынке свои интересы.

Теория жизненного цикла товара

В середине 60-х гг. ХХ в. американский экономист Р. Вернон предложил теорию жизненного цикла продукта, которая объясняет направление торговых потоков между странами на основе этапов жизни товара.

1. Этап внедрение товара на рынок. Товар появляется в ответ на внутреннюю потребность в развитой стране мира.

На этом этапе производство является единичным или мелко-серийным, требующим затрат высококвалифицированного дорогого труда, товар производится только в данной стране и не экспортируется.

2. Этап роста (появляются фирмы конкуренты) – производство товара расширяется и распространяется на другие развитые страны, продукт становится стандартизированным, увеличивается конкуренция и расширяется экспорт.

3. На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, начинается перемещение производства в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой.

4. На стадии упадка спрос в развитых странах снижается, а произ-водство и рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна − инициатор нововведения становится чистым импортером товара.

Теория международной конкуренции

В 1991г. американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран», в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны.

М. Портер выделяет 4 детерминанты конкурентного преимущества страны.

1. Обеспеченность страны факторами производства.

2. Состояние внутреннего спроса на товар (емкость рынка, эластичность спроса по цене, национальные традиции, сегментация потребителей).

3. Наличие в стране конкурентоспособных отраслей, поставщиков и родственных отраслей.

4. Национальные особенности стратегии, структуры и соперничества фирм.

Приводит в действие ромб конкурентоспособности политика государства, направленная на стимулирование деятельности данной отрасли и случай.

8.2. Роль государства в международной торговле

Характер торговой политики

Государственное регулирование внешней торговли может быть:

Одностороннее Двустороннее Многостороннее
Когда органы экономи-ческой власти страны в одностороннем порядке без согласования с торговыми партнерами используют методы гос. регулирования внешней торговли (эмбарго-запреты) Происходит согласование мер торговой политики с торговым партнером Меры государственного регулирования внешней торговли используются всеми странами, подписав-шими международные экономические отношения (ВТО, ЕС).


В зависимости от степени воздействия государства на внешнюю торговлю страны различают 2 вида торговой политики:

1. Свобода торговли – политика минимального вмешательства государства во внешнюю торговлю, которая развивается в соответствии со стихийным механизмом рынка.

2. Протекционизм – политика государственного регулирования внешней торговли с помощью методов тарифного и нетарифного регу-лирования торговли, направленная на защиту национальных произво-дителей от иностранной конкуренции.

В современных условиях протекционизм проявляется:

- в торговле между индустриальными странами (в области сельского хозяйства, текстиля, одежды);

- в торговле между индустриальными и развивающимися странами – это экспорт промышленных товаров из развивающихся стран;

- в торговле между развивающимися странами в области торговли товарами традиционного экспорта (чай, кофе, бананы, нефть, и т.д.).

Характер торговой политики определяется средним уровнем тарифных и нетарифных ограничений торговли. Средний уровень тарифных ограничений определяется как средняя ставка импортной пошлины, взвешенная по стоимостному объему импорта товаров, на которые она накладывается.

Например, средний уровень тарифа в странах-членах ВТО составляет 3 %, в РФ – 14 %. Средний уровень нетарифных ограничений определяется как стоимостная доля импорта или экспорта, попадающая под нетарифные ограничения. Характер торговой политики страны может быть протекционистский, умеренный или открытый (свобода торговли). Относительно открытым может быть признан торговый режим только той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10 %, а количественные ограничения покрывают менее 25 % импорта и имеют низкоинтенсивный, регистрационный характер. Методы и инструменты торговой политики представлены в табл.8.6[18].

Таблица 8.6

Наши рекомендации