Престижные премии в области качества
В Японии компаниям, наиболее успешно работающим в области качества, вручается премия качества Э. Деминга,одного из основоположников учения о качестве.
Национальная премия качества М. Болдриджаявляется самой престижной премией в США. Отбор претендентов на эту премию осуществляется по семи критериям:
1. Работа высшего руководства по созданию культуры качества внутри организации - 10 %.
2. Успехи компании в сборе и анализе информации и ее использовании дляпланирования и улучшения качества - 7 %.
3. Успехи в стратегическом планировании качества — 6 %.
4. Вовлечение персонала в работу по непрерывному улучшению качества с максимальным использованием опыта и квалификации людей — 15%.
5. Обеспечение уверенности в достижении и постоянном совершенствовании качества продукции и услуг — 14 %.
6. Успехи организации в работе по качеству и его улучшению, результаты которой подтверждаются данными измерений, — 18%.
7. Определение удовлетворенности требований потребителя — 30 %.
Соответствие работы компании критериям М. Болдриджа определяется в три этапа.
1этап. Эксперты изучают представленную документацию и осуществляют отбор претендентов для участия во второй стадии.
2 этап. Эксперты по качеству во главе со старшим экспертом анализируют доказательства того, что:
• основная цель компании — удовлетворение потребностей клиентов путем выпуска продукции или выполнения услуг на высшем уровне качеств;
• высшее руководство активно участвует в процессе улучшения качества;
• команда хорошо обучена и вместе с руководством способствует внедрению и совершенствованию системы менеджмента качества;
• компания активно проводит работу с поставщиками и имеет уверенность в высоком качестве закупок.
3 этап. Проводится завершающий отбор претендентов и распределение ихпо номинациям премии М. Болдриджа. Отбор осуществляется при участии 5-8 экспертов по качеству и старших экспертов, на основании рекомендации которых принимаются окончательные решения.
Для того чтобы получить премию М. Болдриджа, компания должна добиться повышения конкурентоспособности своей продукции и улучшения ее качества.
Европейская премия по качествуучреждена при поддержке Европейской 1 организации по качеству и Европейской комиссии. Она присуждается на ежегодном Европейском форуме по управлению качеством, организуемом Фондом управления качеством.
Оценка претендентов на Европейскую премию осуществляется по девяти критериям:
1. Удовлетворение потребителей — 20 %.
2. Соответствие политики и стратегии компании целям и задачам в области качества — 8 %.
3. Удовлетворение сотрудников результатами деятельности компании - 9 %.
4. Воздействие на общество, оцениваемое по роли компании в улучшении качества жизни людей, соприкасающихся в своей работе с деятельностью |предприятия, — 6 %.
5. Управление процессами, определяющими деятельность компании, - 14 %.
6. Роль руководства во внедрении принципов TQM — 10 %.
7. Достижение деловых результатов, оцениваемых по степени их соответствия запланированным, — 15 %.
8. Формы и методы управления персоналом, которые должны соответствовать ожиданиям людей, — 9 %.
9. Управление, применение и сохранение финансовых, информационных и технологических ресурсов — 9 %.
Претендующие на премию организации заполняют анкету самооценки и представляют отчет о работе в области качества. Эти материалы оцениваются экспертной комиссией, в которую входят обычно 6 или 7 человек, имеющих ученую степень и являющихся профессионалами в области качества. Материалы комиссии изучаются жюри по премиям, в состав которого входят старшие менеджеры и ученые из разных европейских стран. Жюри отбирает несколько компаний для посещения с целью оценки работы по качеству на практике. Специалисты «измеряют» процессы непрерывного совершенствования и улучшения качества.
Европейские награды за качество присуждаются лучшим компаниям в реализации идеологии TQM, т. е. тем компаниям, которые продемонстрировали, что на их предприятиях непрерывное улучшение качества является основным процессом, и имеются выдающиеся успехи в области качества. Победитель, получивший приз, признается лучшей компанией в Западной Европе в текущем году, которая наиболее успешно внедрила принципы TQM для конкретных условий. Эта компания имеет право использовать знак награды за качество в рекламных целях.
Европейская модель премии по качеству задает ключевые стратегические рамки и критерии для управления организацией, повышения конкурентоспособности, непрерывного совершенствования качества.
Премия Правительства Российской Федерации в области качестваучреждена постановлением Правительства РФ в 1996 г. и присуждается ежегодно за достижение организацией значительных результатов в области обеспечения безопасности и качества продукции и услуг, а также внедрения высокоэффективных методов управления качеством.
Критерии присуждения премий определены в Руководстве для участников конкурса, утверждаемом ежегодно Советом по присуждению премий Правительства РФ в области качества.
Модель оценки претендентов на получение премии характеризуется двумя группами критериев.
Критерии возможностей:
• роль руководства в организации работ;
• использование потенциала работников;
• планирование в области качества;
• рациональное использование ресурсов;
• управление технологическими процессами и процессами выполнения работ.
Критерии результатов:
• удовлетворенность потребителей;
• удовлетворенность персонала работой в организации;
• влияние организации на общество;
• результаты работы организации.
Каждая организация, претендующая на премию, представляет в конкурсную комиссию отчет с описанием своих достижений по каждому критерию. При составлении отчета учитывается весомость критериев и их составляющих.
Оценка претендентов осуществляется комиссией во главе с ведущим экспертом. По каждому критерию определяется сумма баллов. При оценке по группе критериев возможностей учитываются совершенство и полнота подхода, по группе критериев результатов — значения достигнутых показателей и полнота охвата этими показателями различных направлений деятельности организации.
Присуждение премий (не более 12 лауреатов в год) оформляется постановлением Правительства РФ, публикуемым в средствах массовой информации. Присуждение премии проходит в рамках международной выставки «Европейская неделя качества в России». Если организация получает премию, то в течение следующих пяти лет она и ее филиалы лишаются права на участие в конкурсе. Российская премия по качеству способствует активизации работ по качеству в различных секторах экономики.