Организация лесохозяйственного производства
Организация (франц. organization, от лат. оrganizо – передаю стройный вид) имеет три значения: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность во взаимодействии более или менее дифференци-рованных и автономных частей целого; 2) совокупность действий, которые приводят к созданию и совершенствованию частей целого; 3) объединение людей, совместно реализующих общие цели. Исходя из первого определения, организация понимается как стройное состояние, в котором находятся большинство биологиче-ских, технических и социальных объектов, например цветок, чело- веческий организм, автомобиль, банк. Каждый из этих объектов со- стоит из частей, которые взаимодействуют между собой, что позво- ляет существовать объекту в целом. Исходя из второго – организация является деятельностью по приданию стройного состояния объекту и, таким образом, исполня-ет одну из общих функций управления, наряду с планированием, ре- гулированием, контролем. Исходя из третьего – организациями называют разные социаль-ные учреждения. В этом случает название «организация» использу-ется одинаково или наравне с названием «предприятие».Производство представляет собой процесс воздействия челове- ка на вещество природы в целях создания материальных благ, необ- ходимых для существования и развития общества. Основные эле- менты процесса труда: труд как сознательная целенаправленная человеческая деятельность; предметы труда, т. е. все то, на что на- правлена целесообразная деятельность человека; средства труда, прежде всего их активная часть – орудия труда (машины, механиз- мы, инструменты и др.), при помощи которых человек преобразует предметы труда, приспосабливает их для удовлетворения своих по- требностей. Однако данное определение отражает только материально- вещественную сторону производства, которая сама по себе еще не отражает сущность производства как главного и единственного спо- соба существования общества в современном мире. Не менее важной стороной производства является его социаль-ная сторона, которая проявляется в совокупности экономических, трудовых, юридических и других отношений, без которых произ- водство также невозможно, как и без вышеуказанных материально- вещественных элементов. Действительно, как привлечь людей к участию в производстве, если не определить, кому будут принадле- жать средства производства и его продукция, какие трудовые обя- занности будет исполнять каждый его участник и какую заработную плату получит за это. Вместе с тем социальная и материальная стороны производства по отдельности и вместе требуют определенной организации. Полу- чается таким образом: есть организация – есть производство, нет ор- ганизации – нет производства. Следовательно, производство – это не просто объект, на кото-рый направлена организация, а, прежде всего, – результат орга- низации материальных и социальных элементов производства. В этой связи понятие «организация производства» имеет смысл и как понятие «создание производства». В этом заключается сущ-ность понятия «организация производства», т. е. организовать про- изводство – означает создать его во всей взаимосвязи элементов (рис. 1). Организация производства – способ существования любого про-изводства как такового. В этой связи само производство – это одна из форм проявления организации в своем материальном виде. Чтокасается понятия «организация производства», то это вид деятель-ности по созданию необходимых условий для его возникновения и дальнейшего существования.
52 Анализ объёмов и эффективности промышленного производства лесхозов
В составе промышленного производства лесхоза выделяют лесозаготовки, лесопиление, производство мебельных заготовок, строительных деталей, столярных изделий, тары, технологической щепы их отходов лесозаготовок и лесопиления и прочую переработку древесины. Вся продукция делится на две группы: продукция производственного назначения и товары народного потребления.
Анализ выполняется по данным годового отчета «Сведения о себестоимости товарной продукции по лесоэксплуатации за …. год
В связи с особенностями составления отчетности в лесхозе, при заполнении таблицы необходимо выписать из формы фактические и плановые значения следующих показателей: выпуск товарной продукции, товарная продукция в оптовых ценах предприятия и затраты на 1 руб. товарной продукции.
Плановый показатель себестоимости товарной продукции выписывать не следует, а необходимо рассчитать как произведение товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. Общая сумма плановой себестоимости определяется суммированием. При этом значение фактической себестоимости можно рассчитать таким же образом, либо выписать из формы.
Такие показатели как прибыль и рентабельность определяются расчетным путем:
– прибыль – это разница товарной продукции и себестоимости;
– рентабельность – отношение прибыли к себестоимости, выраженное в процентах.
Далее следует проанализировать полученные данные, сравнить фактические результаты с запланированными показателями, дать оценку эффективности промышленной деятельности по направлениям и в целом, сравнив показатели рентабельности с нормативными значениями.