Инструментальные средства представления и доведения результатов иар
Средства представления и доведения результатов ИАР до потребителя образуют весьма своеобразный класс инструментальных средств, находящихся «на вооружении» аналитика. С одной стороны, они имеют много общего со средствами визуализации и отображения данных, и лишены «самостоятельности», поскольку часто интегрированы в иные инструменты. Но если взглянуть на эти средства с другого ракурса, то убеждаешься в том, что это совершенно самостоятельный комплекс инструментов.
Да если попытаться классифицировать эти системы по типу данных, которые должны быть представлены посредством этих систем, то получится довольно жалкая картина: получим спектр от видео до аудио с переходом через мультипликацию, неподвижную графику, текст и бегущую строку.
Рисунок 4.5 — Вот, собственно, и все многообразие...
Символьные и не символьные данные, статические и динамические… Становится ясно, что речь идет о предельных возможностях подсистемы отображения, поскольку именно ее возможности определяют то, в каких сочетаниях эти данные могут быть представлены потребителю. До изобретения граммофона, кинематографа и способа построчного считывания графических данных речи о динамике и быть не могло. Ну, а когда была изобретена электронно-лучевая трубка, подвижная графика стала приобретать все большее значение. Компьютерные системы, сменив принцип отображения данных (отказавшись от знакосинтеза в пользу графики), позволили совершить резкий скачок от прежних способов представления результатов анализа к новейшим, использующим гипертекстовую технологию. Именно они сделали возможным, оптимальным способом сочетая все эти типы данных, быстро и дешево создавать документы, обладающие высокой выразительностью.
Итак, какие инструменты подготовки отчетной документации, представления и доведения результатов работы до потребителей имеются в распоряжении аналитика? Перечислим по группам:
1. Средства поиска данных и подбора аргументации:
- поисковые программы (MS Fast Find (поиск файлов), Следопыт, поисковые машины ГСТК Интернет и т. д.);
- системы сканирования графики и распознавания текстов (сканеры, ABBY Fine Reader, CuneiForm и др.);
- системы автоматического перевода (Magic Goody, Promt, Socrat, Stylus и др.);
- системы автоматического реферирования и классификации (TextAnalyst, TextMiner и др.).
2. Стандартные средства разработки текстовых документов:
- обычные и профессиональные текстовые редакторы и процессоры (MS Word, TeX, Lexicon, Adobe PageMaker и др.);
- табличные процессоры (MS Excel, Lotus Notes и др.);
- интеллектуальные редакторы (поиск и подбор синонимических пар + эмоциональная аттестация — программы «Приемы журналистики и public relations», «HeadLiner/Заголовщик» фирмы TRIZ Chance);
- редакторы формул (TeX, LaTeX, MathType и др.);
- графические редакторы (Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, Corel Draw и др.).
3. Средства эмоциональной аттестации документов:
- средства контент-анализа текстов (VAAL и др.);
- интеллектуальные редакторы с элементами контент-анализа.
4. Средства иерархического упорядочения данных:
- системы протоколирования рассуждений типа майнд-мэпперов;
- системы автоматизированнной классификации и реферирования.
5. Средства разработки гипертекстовых документов:
- редакторы с поддержкой языков гипертекстовой разметки SGML, XML и HTML с сетевой ссылочной структурой и поддержкой мультимедиа;
- текстовые процессоры последних поколений (в том числе, MS Word).
6. Средства генерации стандартных формализованных отчетов:
- стандартные генераторы отчетов СУБД;
- интеллектуальные надстройки над СУБД с возможностью автоматического размещения и аранжировки полей вывода.