Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация магазинов. Принципы размещения розничной торговой сети, факторы, учитываемые при расположении магазина
Торговое предприятие - имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. По особенностям устройства: магазины, павильоны, киоски, палатки, автомагазины. По видам предприятий:универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом. По типам предприятий: универмаг, универсам, магазин «Продукты» и т. д. По формам обслуживания: салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения: отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них. По функциональным особенностям: стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Одно из направлений совершенствования розничной торговой сети — ее специализация.Специализация магазинов может осуществляться по: товарному профилю (признаку); формам торгового обслуживания; функциональной роли. По товарному признаку - ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении ассортимента каждой группы. С учетом товарной специализации: универсальные, специализированные, комбинированные , смешанные. Для определения уровня специализации розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп) Ксп=Qсп/Qо, где QСП — количество специализированных магазинов в населенном пункте (районе); Q0 — общее количество магазинов в населенном пункте. Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов Ксп=Sт.сп/Sт.о или отношения розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов Ксп=Vт.сп/Vт.о.
Типизация - систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся: ассортиментный профиль; размер торговой площади; применяемая форма торгового обслуживания.
Рациональное размещение предприятий торговли - они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений. Факторы: градостроительные (величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров), транспортные (направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта), социальные (необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого качества торгового обслуживания), экономические (обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности). Принципы: Равномерность размещения - расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Групповое размещение -необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Ступенчатость размещения (ориентация магазинов на определенную зону торгового обслуживания) - деление магазинов на местные и общегородские с учетом их функционального значения.
32.Содержание ТТП в магазине, последовательность основных операций. Метода продажи товаров.
ТТП в магазине - комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций, является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.На этой стадии к осуществлению ТТП товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.
ТТП в магазине можно разделить на три основные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей. Операции с товарами до предложения их покупателям: разгрузку транспортных средств; доставку товаров в зону приемки; приемку товаров по количеству и качеству; доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже); хранение товаров; подготовку товаров к продаже; перемещение товаров в торговый зал; выкладку товаров на торговом оборудовании. Операции непосредственного обслуживания покупателей: встреча покупателя; предложение товаров; отбор товаров покупателями; расчет за отобранные товары; оказание покупателям дополнительных услуг. Принципы: обеспечение комплексного подхода к его построению; создание максимальных удобств для покупателей; достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина; создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда; обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина. Методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам; по предварительным заказам.
Состав помещений магазинов, их планировка и взаимосвязь. Рабочее место продавца, контролеров-кассиров. Установочная и демонстрационная площади.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку.По функциональному назначению помещения: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные; административно-бытовые; технические. Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям: торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже; торговый зал и кладовые расположены на одном уровне; торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров кратчайшим путем; помещения для хранения товаров должны быть непроходными; помещения для хранения тары располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы; пункт приема посуды от населения должен иметь отдельный вход и быть соединен с разгрузочной платформой; административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Площадь для организации рабочих мест продавцов - ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования. Площадь зоны контрольно-кассового узла магазинавключает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций. Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу К=П*в/(п*360*и), где К — количество рабочих мест контролеров-кассиров; П — площадь торгового зала, м2; в — среднее время расчета с одним покупателем; п — площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2; 3600 — количество секунд в 1 ч; и — коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром. Установочная площадь магазина— это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей (27-30 % площади торгового зала). Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади: Ку=Sу/Sт.з, где Sу — установочная площадь, м2; SТ-3 — площадь торгового зала, м2. Площадь выкладки (экспозиционная)исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров. Коэффициент экспозиционной площади Кэ=Sэ/Sт.з. Наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%.