Вводный инструктаж по выполнению практического задания

а) Ответы на вопросы.

У нас на доске остался вопрос: «Как?..». Может, у вас возникли по­добные вопросы? Давайте разберемся, как сложить бумагу, как вырезать снежинку, как составить узор.

Физкультминутка.

Мы — снежинки, мы — пушинки, Мы деревья побелили,

Покружиться мы не прочь. Крышу снегом замели.

Мы — снежинки-балеринки, Землю инеем укрыли

Мы танцуем день и ночь. И от стужи сберегли.

Если станем мы в кружок — Получается снежок.

б) Складывание бумаги. Работа с технологической картой учебника.

Ученики поочередно комментируют действия в соответствии с тех­нологической картой и складывают первую салфетку. В итоге делается вывод, что у изготавливаемой снежинки будет 8 лучиков, так как это бо­лее простой способ складывания бумаги, чем для 6-лучевой снежинки.

в) ТБ при работе с ножницами (см. приложение, с. 110). Записаны на
снежинках-образцах и зачитываются поочередно детьми.

г) Как вырезать 8-лучевую снежинку.

Учащиеся берут сложенную салфетку и определяют, какой угол ока­жется центром снежинки.

Учитель. Центр снежинки можно оставить сплошным, а можно выре­зать. Оттого, как вы срежете угол, зависит, какая фигура получится в цен­тре. В учебнике на с. 33 предложены 4 способа срезания угла. Срежьте угол любым из этих способов.

Не разворачивая бумагу, попробуйте определить, на какой рисунок будет похоже ваше изделие: если на первый голубой квадратик — похло­пайте в ладоши, если на розовый — потопайте ножками, если на зеле­ный — улыбнитесь, если на синий — громко скажите «Ха-ха!».

А теперь разверните бумагу и шмыгните носами те, кто верно опреде­лил форму среза.

Вводный инструктаж по выполнению практического задания - student2.ru

Рис. 4
Вводный инструктаж по выполнению практического задания - student2.ru
Рис. 5
Затем учащиеся берут вторую салфетку и складывают ее на 8 частей. Теперь надо определить, в каком месте треугольника вырезать лучик. Учитель выполняет учебный рисунок на до­ске и комментирует действия. Ученики вслед за учителем карандашом рисуют контур луча и вы­резают снежинку (рис 4).

Развернув снежинку, дети видят, что получи­лось 4 лучика.

Берется третья салфетка, снова складывается и по образцу, данному учителем на доске (рис. 5), вырезается следующая снежинка.

Развернув снежинку, дети делают вывод, что «лучики» получились неодинаковые.

Для получения 8-лучевой снежинки с одинаковыми симме­тричными лучиками учитель предлагает сложить бумагу еще раз. Ученики складывают 5 раз четвертую салфетку и по образ­цу учителя, данному на доске (рис. 6), выполняют вытинанку.

Далее учитель демонстрирует, как можно усложнить снежинку, вырезав дополнительные фигуры (рис. 7).

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий ин-
структаж учителя.

— Какие признаки покажут, что ваша «снежинка» уда­лась и может стать достойным украшением? (Определя­ются критерии оценивания работы: наличие 8 лучиков, целостность работы, аккуратные ровные срезы.)

Учащиеся доделывают начатую совместно с учителем «снежинку» и в зависимости от возможностей выполняют «снежинку» по собствен­ному замыслу.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ в соответствии с критериями.

2. Уборка рабочих мест.

3. Подведение итогов и рефлексия.

Ваши снежинки действительно достойны стать украшением. Но что же можно ими украсить?

Ученики самостоятельно читают текст учебника на с. 32 и отвечают на •опрос.

Учитель. А теперь я предлагаю вам отправиться в прошлое с помо­щью волшебных часов. (В руках у учителя модель «сказочных» часов.) Но время повернуть непросто. Для этого надо вспомнить, что мы делали на уроке, и вернуться назад. Я задаю вопросы о том, что было на уроке. Если вы отвечаете правильно, часы «возвращают» время. (На каждый правильный ответ учитель поворачивает стрелки на час назад.)

 

—Сколько раз мы складывали бумагу, чтобы получить 8-лучевую снежинку?

—Сколько лучиков у настоящих снежинок?

—В каких странах делают вытинанки, похожие на белорусские?

—Когда появилась бумага?

—Где появилась бумага?

—В какой стране родилась вытинанка?

Теперь «волшебные» часы позволят за­тянуть нам в прошлое, в то время, когда вытинанка появилась у нас в Беларуси.

Учитель демонстрирует плакат с изображением интерьера белорусской хаты без украшений.

Тема: Вытинанка. Вырезание симметричной вытинанки

Задачи: дать представление о раппортной, симметричной и ро-зетковой вытинанке; познакомить с принципами составления узора для симметричной вытинанки, продолжать формировать умение вы­резать симметричные вытинанки; развивать умение анализировать изображение, развивать образное мышление, пространственную ори­ентацию; содействовать воспитанию аккуратности в работе, фор­мировать интерес к культуре нашего народа.

Оборудование: листы цветной или писчей белой бумаги, ножницы, карандаш, изображение интерьера белорусской хаты с прикрепленны­ми половинками розетковых и симметричных вытинанок, изображение вытинанки «Зюзя», таблички с названиями видов вытинанок, способов складывания бумаги, оценочные листы у каждого ученика.

Ход урока

I.Организационный этап.

* * *

Вот случилось где-то, что-то, Непонятно, где беда,
Ой-ей-ей-ей-ей. Только нам пора туда,

Кто-то с чем-то сделал что-то, Только нам пора-пора туда, туда...

Ой-ей-ей-ей-ей.

— Где же могла приключиться беда? (В нашем доме — белорусской хатке, которую мы стали украшать.)

Итак, снова отправляемся в прошлое, в наш дом. Давайте проверим, все ли у вас готово для этого путешествия.

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.
1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Мы продолжим украшать нашу «хатку», но сначала вспом­ним, чему научились на прошлом уроке, а заодно и беду исправим. Что же случилось? (Вытинанки-украшения испорчены, от них остались только половинки.)

Тот, кто первый отгадает загадку, пойдет искать половинки украшений.

* * *

Он вошел — никто не видел, Дунул в окна и исчез,

Он сказал — никто не слышал, А на окнах вырос лес. (Мороз.)

Один-два ученика у доски дополняют изображения снежинок (рис. 9, с. 41).

Вводный инструктаж по выполнению практического задания - student2.ru

Учитель. Пока ученики исправляют ошибки, я расскажу, кто это мог Набедокурить. Это Зюзя (демонстрируется изображение вытинанки мЗюэя»). Очень давно наши предки считали, что во всем, что нас окру­жает, живут духи — боги. У зимы тоже был свой дух — Зюзя (рис. 11), от влова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.

Вот каким его представляли белорусы: маленький, Старый, с белыми, как снег, волосами на голове и такой же сверкающей бородой. Толстый, весь укутан в плащ, Моги босые, голова ничем не покрыта. В руках носит железную булаву.

Рис. 11

Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит в деревни, и тогда начинается лютый холод. Когда Зюзя злится на людей, он стучит своей булавой о какой-нибудь пень так, что земля, а иногда и дома покрываются трещинами.

Чтобы как-нибудь задобрить Зюзю, белорусы накануне эго года готовят, как обычно, курицу и часть откладывают на особую тарелку, которую оставляют на ночь на столе. Курица остается целой, но пове­рье гласит, что ее поедает Зюзя.

Наверно, это Зюзя испортил снежинки. Но вы их восстановили. (Проверяется работа на доске.)

Изучение нового материала

а) Рассматривание изображений (на доске).

Вводный инструктаж по выполнению практического задания - student2.ru — Можно ли их назвать снежинками? Почему?

— Сегодня вы познакомитесь с разными видами вытинанки и узнаете, в чем их отличия. А еще нам на-

р 12 до задобрить Зюзю — подарить ему Чудо-дерево.

б) Знакомство с разными видами вытинанок.

Учитель. Чтобы восстановить вытинанки на доске, надо найти точ­ную копию предложенной половинки, только в зеркальном изображении, наоборот. Если изображение разделить пополам и две половинки будут абсолютно похожи, как в зеркале, это значит, что изображение симмет­рично. (На доску прикрепляется табличка со словом «симметричная») Такая вытинанка называется симметричной.

Если же изображение можно разделить сначала вдоль, а потом попе­рек — накрест, а каждая из четырех частей будет абсолютно похожа на остальные части — это значит, что узор повторяется по кругу. Такая вытинанка называется «розетковая». (На доске табличка со словом «розетковая»)

Одному из учеников предлагается подойти к доске и из ранее рас­смотренных изображений найти примеры симметричной и розетковой вытинанки, объяснить свой ответ.

— Как еще может быть организован узор? В каком направлении мо­жет повторяться один и тот же рисунок? (В полосе.)

Название вытинанки, в которой узор повторяется не по кругу, а друг за другом, в полосе, вы найдете в учебнике (с. 34). (На доске появляет­ся табличка «раппортная».) Найдите примеры раппортной вытинанки в учебнике и покажите друг другу.

Физкультминутка.

Прибежали, прибежали ежики, ежики.

Наточили, наточили ножики, ножики.

Прискакали, прискакали зайчики, зайчики,

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно:

—Девочки!

—Мальчики!

Дети становятся в две колонны «паровозиком» и выбирают направ­ляющего.

В разных местах класса расположены изображения вытинанок трех видов. Направляющий («паровоз») получает маршрутный лист:

а Девочки — розетковая — симметричная — раппортная.

В Мальчики — раппортная — розетковая — симметричная.

«Паровозики» должны пройти по маршруту, подходя к указанным ви­дам вытинанок. Если направляющий ошибется, остальные должны со­общить свое несогласие гудком.

Наши рекомендации