Вводный инструктаж по выполнению практического задания
а) Ответы на вопросы.
У нас на доске остался вопрос: «Как?..». Может, у вас возникли подобные вопросы? Давайте разберемся, как сложить бумагу, как вырезать снежинку, как составить узор.
Физкультминутка.
Мы — снежинки, мы — пушинки, Мы деревья побелили,
Покружиться мы не прочь. Крышу снегом замели.
Мы — снежинки-балеринки, Землю инеем укрыли
Мы танцуем день и ночь. И от стужи сберегли.
Если станем мы в кружок — Получается снежок.
б) Складывание бумаги. Работа с технологической картой учебника.
Ученики поочередно комментируют действия в соответствии с технологической картой и складывают первую салфетку. В итоге делается вывод, что у изготавливаемой снежинки будет 8 лучиков, так как это более простой способ складывания бумаги, чем для 6-лучевой снежинки.
в) ТБ при работе с ножницами (см. приложение, с. 110). Записаны на
снежинках-образцах и зачитываются поочередно детьми.
г) Как вырезать 8-лучевую снежинку.
Учащиеся берут сложенную салфетку и определяют, какой угол окажется центром снежинки.
Учитель. Центр снежинки можно оставить сплошным, а можно вырезать. Оттого, как вы срежете угол, зависит, какая фигура получится в центре. В учебнике на с. 33 предложены 4 способа срезания угла. Срежьте угол любым из этих способов.
Не разворачивая бумагу, попробуйте определить, на какой рисунок будет похоже ваше изделие: если на первый голубой квадратик — похлопайте в ладоши, если на розовый — потопайте ножками, если на зеленый — улыбнитесь, если на синий — громко скажите «Ха-ха!».
А теперь разверните бумагу и шмыгните носами те, кто верно определил форму среза.
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Развернув снежинку, дети видят, что получилось 4 лучика.
Берется третья салфетка, снова складывается и по образцу, данному учителем на доске (рис. 5), вырезается следующая снежинка.
Развернув снежинку, дети делают вывод, что «лучики» получились неодинаковые.
Для получения 8-лучевой снежинки с одинаковыми симметричными лучиками учитель предлагает сложить бумагу еще раз. Ученики складывают 5 раз четвертую салфетку и по образцу учителя, данному на доске (рис. 6), выполняют вытинанку.
Далее учитель демонстрирует, как можно усложнить снежинку, вырезав дополнительные фигуры (рис. 7).
III. Самостоятельная работа учащихся и текущий ин-
структаж учителя.
— Какие признаки покажут, что ваша «снежинка» удалась и может стать достойным украшением? (Определяются критерии оценивания работы: наличие 8 лучиков, целостность работы, аккуратные ровные срезы.)
Учащиеся доделывают начатую совместно с учителем «снежинку» и в зависимости от возможностей выполняют «снежинку» по собственному замыслу.
IV. Заключительный этап.
1. Анализ работ в соответствии с критериями.
2. Уборка рабочих мест.
3. Подведение итогов и рефлексия.
Ваши снежинки действительно достойны стать украшением. Но что же можно ими украсить?
Ученики самостоятельно читают текст учебника на с. 32 и отвечают на •опрос.
Учитель. А теперь я предлагаю вам отправиться в прошлое с помощью волшебных часов. (В руках у учителя модель «сказочных» часов.) Но время повернуть непросто. Для этого надо вспомнить, что мы делали на уроке, и вернуться назад. Я задаю вопросы о том, что было на уроке. Если вы отвечаете правильно, часы «возвращают» время. (На каждый правильный ответ учитель поворачивает стрелки на час назад.)
—Сколько раз мы складывали бумагу, чтобы получить 8-лучевую снежинку?
—Сколько лучиков у настоящих снежинок?
—В каких странах делают вытинанки, похожие на белорусские?
—Когда появилась бумага?
—Где появилась бумага?
—В какой стране родилась вытинанка?
Теперь «волшебные» часы позволят затянуть нам в прошлое, в то время, когда вытинанка появилась у нас в Беларуси.
Учитель демонстрирует плакат с изображением интерьера белорусской хаты без украшений.
Тема: Вытинанка. Вырезание симметричной вытинанки
Задачи: дать представление о раппортной, симметричной и ро-зетковой вытинанке; познакомить с принципами составления узора для симметричной вытинанки, продолжать формировать умение вырезать симметричные вытинанки; развивать умение анализировать изображение, развивать образное мышление, пространственную ориентацию; содействовать воспитанию аккуратности в работе, формировать интерес к культуре нашего народа.
Оборудование: листы цветной или писчей белой бумаги, ножницы, карандаш, изображение интерьера белорусской хаты с прикрепленными половинками розетковых и симметричных вытинанок, изображение вытинанки «Зюзя», таблички с названиями видов вытинанок, способов складывания бумаги, оценочные листы у каждого ученика.
Ход урока
I.Организационный этап.
* * *
Вот случилось где-то, что-то, Непонятно, где беда,
Ой-ей-ей-ей-ей. Только нам пора туда,
Кто-то с чем-то сделал что-то, Только нам пора-пора туда, туда...
Ой-ей-ей-ей-ей.
— Где же могла приключиться беда? (В нашем доме — белорусской хатке, которую мы стали украшать.)
Итак, снова отправляемся в прошлое, в наш дом. Давайте проверим, все ли у вас готово для этого путешествия.
II. Организация усвоения знаний и формирование умений.
1. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Мы продолжим украшать нашу «хатку», но сначала вспомним, чему научились на прошлом уроке, а заодно и беду исправим. Что же случилось? (Вытинанки-украшения испорчены, от них остались только половинки.)
Тот, кто первый отгадает загадку, пойдет искать половинки украшений.
* * *
Он вошел — никто не видел, Дунул в окна и исчез,
Он сказал — никто не слышал, А на окнах вырос лес. (Мороз.)
Один-два ученика у доски дополняют изображения снежинок (рис. 9, с. 41).
Учитель. Пока ученики исправляют ошибки, я расскажу, кто это мог Набедокурить. Это Зюзя (демонстрируется изображение вытинанки мЗюэя»). Очень давно наши предки считали, что во всем, что нас окружает, живут духи — боги. У зимы тоже был свой дух — Зюзя (рис. 11), от влова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.
Вот каким его представляли белорусы: маленький, Старый, с белыми, как снег, волосами на голове и такой же сверкающей бородой. Толстый, весь укутан в плащ, Моги босые, голова ничем не покрыта. В руках носит железную булаву.
Рис. 11 |
Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит в деревни, и тогда начинается лютый холод. Когда Зюзя злится на людей, он стучит своей булавой о какой-нибудь пень так, что земля, а иногда и дома покрываются трещинами.
Чтобы как-нибудь задобрить Зюзю, белорусы накануне эго года готовят, как обычно, курицу и часть откладывают на особую тарелку, которую оставляют на ночь на столе. Курица остается целой, но поверье гласит, что ее поедает Зюзя.
Наверно, это Зюзя испортил снежинки. Но вы их восстановили. (Проверяется работа на доске.)
Изучение нового материала
а) Рассматривание изображений (на доске).
— Можно ли их назвать снежинками? Почему?
— Сегодня вы познакомитесь с разными видами вытинанки и узнаете, в чем их отличия. А еще нам на-
р 12 до задобрить Зюзю — подарить ему Чудо-дерево.
б) Знакомство с разными видами вытинанок.
Учитель. Чтобы восстановить вытинанки на доске, надо найти точную копию предложенной половинки, только в зеркальном изображении, наоборот. Если изображение разделить пополам и две половинки будут абсолютно похожи, как в зеркале, это значит, что изображение симметрично. (На доску прикрепляется табличка со словом «симметричная») Такая вытинанка называется симметричной.
Если же изображение можно разделить сначала вдоль, а потом поперек — накрест, а каждая из четырех частей будет абсолютно похожа на остальные части — это значит, что узор повторяется по кругу. Такая вытинанка называется «розетковая». (На доске табличка со словом «розетковая»)
Одному из учеников предлагается подойти к доске и из ранее рассмотренных изображений найти примеры симметричной и розетковой вытинанки, объяснить свой ответ.
— Как еще может быть организован узор? В каком направлении может повторяться один и тот же рисунок? (В полосе.)
Название вытинанки, в которой узор повторяется не по кругу, а друг за другом, в полосе, вы найдете в учебнике (с. 34). (На доске появляется табличка «раппортная».) Найдите примеры раппортной вытинанки в учебнике и покажите друг другу.
Физкультминутка.
Прибежали, прибежали ежики, ежики.
Наточили, наточили ножики, ножики.
Прискакали, прискакали зайчики, зайчики,
Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно:
—Девочки!
—Мальчики!
Дети становятся в две колонны «паровозиком» и выбирают направляющего.
В разных местах класса расположены изображения вытинанок трех видов. Направляющий («паровоз») получает маршрутный лист:
а Девочки — розетковая — симметричная — раппортная.
В Мальчики — раппортная — розетковая — симметричная.
«Паровозики» должны пройти по маршруту, подходя к указанным видам вытинанок. Если направляющий ошибется, остальные должны сообщить свое несогласие гудком.