Срубание слоя металла на широкой плоской поверхности.
Закрепить заготовку в тисках прочно без перекоса таким образом, чтобы она на 5... 10 мм располагалась выше тисков. Срубание слоя металла металла заготовки с криволинейным на широкой плоской поверхности профилем и закернить канавки. Срубить зубилом фаски (скосы) на переднем и заднем ребрах заготовки. Крейцмейселем прорубить канавки глубиной 1,5... 2,0 мм на всю длину заготовки, регулируя толщину стружки его наклоном Рубку выполнять локтевыми ударами и только остро заточенным крейцмейселем. Заканчивать прорубание канавок с обратной стороны заготовки кистевыми ударами. Срубить зубилом выступы на поверхности заготовки. Рубку выполнять плечевыми ударами «елочкой». Заканчивать срубание выступа с обратной стороны заготовки локтевыми ударами, чтобы избежать откалывания ее ребра. После срубания всех выступов заготовки проверить плоскостность поверхности и устранить оставшиеся неровности. Упражнение считается выполненным, если на обработанной поверхности заготовки отсутствуют грубые завалы и зарубы, образующиеся вследствие неправильной установки зубила в процессе рубки, использование тупого зубила, неравномерной силы ударов молотком по зубилу, а также сколы на кромке, являющиеся следствием наличия необрубленных фасок на заготовке
При чётком и точном выполнении технологического процесса, трудовых приёмов при разметке и рубке металла вы не только успешно справитесь с выполнением самостоятельной работы на уроке, но и приобретёте практический опыт работы со слесарным инструментом, который пригодится вам в вашей дальнейшей жизни.
Безопасность труда.
При ручной рубке металлов следует выполнять следующие правила:
-рукоятка ручного слесарного молотка должна быть хорошо закреплена и не иметь трещин, сколов.
- при рубке зубилом необходимо пользоваться защитными очками;
-при рубке твердого и хрупкого металла следует обязательно использовать ограждение; сетку, щиток.
3 метод:Беседа
Форма организации деятельности: фронтальная
Контрольные вопросы
1. Какие дефекты возникают при слабом закреплении заготовки в тисках?
2. В каком положении должны находиться руки во избежание травм в процессе работы с зубилом, крейцмейсель?
3. как затачивают слесарное зубило и крейцмейсель для рубки различных материалов?
4. Как правильно установить высоту тисков при рубке металла?
5. Как влияет угол заострения на процесс рубки?
6. Перечислите основные приемы рубки металлов?
4 метод:Практическая работа
Вводный инструктаж, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.
Форма организации деятельности: индивидуальная
Последовательность выполнения задания:
1) Выполните правку заготовки для изготовлению оконного уголка
2) Проверить качество правки заготовки приложив к плоскости листа ребро линейки;
3) Разметить заготовки по чертежу
4) Вырубить заготовку по контуру
5) Выправить заготовку
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
1) Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций
2) Техника безопасности при работе в слесарной мастерской:
Опасности в работе
1 Травмирование осколками металл
2 Травмирование при работе неисправным слесарным инструментом.
До начала работы:
1. Наденьте спец.одежду(застегните не допуская свисающих концов ), соответствующую обувь, головной убор.
2. Проверьте состояние инструмента, разложите их в порядке соответствующей инструкционной карте. В случае неисправности инструмента сообщите об этом мастеру п/о.
3. Проверьте состояние верстачных тисков (губки тисков, состояние насечек).
Во время работы:
1. Работу выполняйте только исправным инструментом.
2. Во избежание травмирования следите за тем чтобы:
а) поверхность бойков молотков была выпуклой, а не сбитой;
б) ручка молотка плотно насажена и не имела сколов;
в) следите за режущей частью зубила.
3. Не проверяйте пальцами качество обрабатываемой поверхности
4. Пользуйтесь слесарным инструментом только по их назначению.
После окончания работы:
1. Проверьте состояние слесарного и мерительного инструмента и в случае неисправности доложите мастеру п/о.
2. Тщательно уберите рабочее место (стружку и металлические опилки не сдувать и не смахивать руками) отходы сложите в специальный ящик.
3. Положите инструменты в порядке. Установленном мастером п/о.
4. Из мастерской выходить только с разрешения мастера п/о.
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ: Обучающие приступают к выполнению задания. Мастер п/о следит за соблюдением безопасных приемов труда, правильного выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.
В случае неправильных выполнения приемов и операций куазывает на допущенные ошибки и показывает правильные.
5 метод: беседа.
Заключительный инструктаж, Объяснение.
Форма организации деятельности: фронтальная, мастер оценивает результаты, указывает на характерные ошибки. Анализ допущенных ошибок.
Критерий оценки: Точность размеров с учетом припусков на обработку, соблюдение приемов выполнения рубки и правил безопасности при рубке металла.
Уборка рабочих мест.