Минэкономразвития подготовило рекомендации по разработке программ инновационного развития для госкомпаний

Министерство экономического развития РФ опубликовало на официальном сайте методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий. Документ представлен с фантастической оперативностью – буквально вчера Президент РФ Дмитрий Медведев объявил госкомпаниям, что ждет от них программ инновационного развития, и уже сегодня Минэкономразвития выдало рекомендации по их написанию.

В документе объясняется, что такое, собственно, инновационное развитие – по выкладкам МЭР, под инновационным развитием подразумевается деятельность компаний, относящаяся к освоению новых технологий, разработке и выпуску инновационных продуктов, инновациям в управлении, а также любая иная деятельность, имеющая своей целью разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, модернизацию существующих технологий, инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации. Чтобы исключить разночтения, которые вполне могли бы возникнуть, авторы программы детально расшифровывают каждое понятие.

Эффективность программы будет оцениваться с помощью ключевых показателей эффективности (KPI), при этом каждая программа должна содержать не менее четырех таких показателей. Аналитики МЭР рекомендуют госкомпаниям оценивать программы инновационного развития по ряду признаков. Согласно разделу 1 Рекомендаций в программе для применения рекомендованы, в том числе, следующие KPI, для которых установлены определенные размерность и целевые значения:

- существенное (более 10%) уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;

- существенную экономию энергетических ресурсов в процессе производства - не менее 5 % ежегодно, до достижения среднеотраслевых значений, характерных для зарубежных компаний;

- существенное улучшение потребительских свойств производимой продукции (повышение ее качества и снижение эксплуатационных расходов, повышение энергоэффективности, уменьшение числа отказов и аварий при эксплуатации, увеличение гарантийного срока эксплуатации, повышение степени утилизации продукции);

- значительное повышение производительности труда (не менее 5% ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для зарубежных компаний;

- повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства.

На основе результатов технологического аудита министерство предлагает компаниям (но в виде рекомендации, а не указания) самостоятельно определять несколько ключевых показателей с учетом специфики деятельности:

1) показатели финансирования и результативности НИОКР:

- объем финансирования НИОКР за счет собственных средств (в процентах к выручке, без учета бюджетных средств, используемых компанией для проведения НИОКР);

- количество патентов и иных нематериальных активов, поставленных на баланс по результатам проведенных НИОКР;

- количество разработанных и внедренных в производство технологий и продуктов по результатам выполненных НИОКР.

2) показатели технологического лидерства:

- количество патентов, полученных за последние 3 года;

- количество продуктов, защищенных патентами, полученными за последние три года;

- качество инновационного портфеля - баланс между прорывными проектами (технологии, продукты и услуги, создающие новые рынки и новые категории продукции) и улучшающими проектами (технологии, продукты и услуги, направленные на развитие имеющихся на рынке продуктов).

3) показатели эффективности инновационной деятельности:

- процент от продаж новых продуктов (не старше трех лет) в общем объеме продаж;

- показатель эффективности внедрения - отношение объема продаж продукции, произведенной с использованием результатов НИОКР, к величине расходов на их выполнение .

4) показатели результативности корпоративной системы управления инновациями:

- количество инновационных предложений и проектов, полученных от сотрудников компании, и ожидаемый потенциал их окупаемости;

- количество проектов, переходящих с одного этапа процесса разработки и выведения на рынок инновационной продукции и услуг на следующий;

- продолжительность цикла инновационного процесса или его отдельных стадий (например, время, требуемое на создание прототипа продукции или выпуска опытной партии).

5) показатели эффективности взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций:

- количество инновационных предложений от сторонних организаций;

- процент продаж от реализации разработок, полученных извне.

Все перечисленные KPI не являются обязательными для компании, отмечают авторы документа. Более подробно с рекомендациями можно ознакомиться во вложенном файле.

Прикрепленные файлы:

Прикрепленные файлы:

Наши рекомендации