В.5. Общие рекомендации по разработке учебных программ

Рассмотрим некоторые проблемы, возникающие при разработке простейших учебных программ.

Во-первых, предполагается, что при разработке программ используется технологии императивного процедурного программирования c использованием технологии структурного программирования. Здесь важно понимать,что после того, как программа написана, мы должны убедиться в ее правильности. Следует заметить, что наличие ошибок в только что разработанной программе – это вполне нормальное и закономерное явление. Практически невозможно составить реальную, достаточно сложную программу без ошибок. Кроме того, нельзя делать вывод, что программа правильна, лишь на том основании, что она выполняется, и выдает результаты, поскольку эти результаты еще не обязательно правильные. В программе может оставаться большое количество логических ошибок. Ответственные участки программы рекомендуется проверять отдельно при помощи тестов, ориентированных на проверку конкретного участка программы.

Проконтролировать программу можно еще до ввода в компьютер, то есть за столом, с помощью просмотра, проверки и прокрутки.

Просмотртекста программы предусматривает обнаружение описок и расхождений с алгоритмом. Просматривается организация всех цикловс тем, чтобы убедиться в правильности операторов, задающих кратности циклов. Полезно посмотреть еще раз условия в условных операторах, аргументы в обращениях к подпрограммами т.п.

При проверке программы программист по тексту программы мысленно воспроизводит тот вычислительный процесс, который определяет программа, после чего сверяет его с требуемым процессом. На время проверки нужно «забыть», что должна делать программа, и «узнавать» об этом по ходу её проверки. Только после окончания проверки программы можно «вспомнить» о том, что она должна делать и сравнить реальные действия программы с требуемыми.

Основой прокрутки является имитация выполнения программы.Для выполнения прокрутки используют простейшие исходные данные и над ними производят все необходимые вычисления, следуя тексту программы. Прокрутка –это трудоемкий процесс, поэтому ее следует применять лишь для контроля логически сложных участков программ.

Следующим этапом контроля правильности программы является отладка и тестирование на компьютере.

Отладка программы –это процесс поиска и устранения ошибок в программе, производимый по результатам её прогона на компьютере, а тестирование–это испытание, проверка правильности работы программы в целом, либо её составных частей. Отладка и тестирование – это два четко различимых и непохожих друг на друга этапа, поскольку при отладке происходит локализация и устранение синтаксических ошибок и явных ошибок кодирования, а в процессе тестирования проверяется работоспособность программы, не содержащей явных ошибок. Таким образом, тестирование устанавливает факт наличия ошибок, а отладка выясняет ее причину.

В современных программных системах отладка осуществляется часто с использованием специальных программных средств, называемых отладчиками. Программа-отладчик обычно обеспечивает следующие возможности:

· пошаговое исполнение программы с остановкой на каждой команде (операторе);

· просмотр текущего значения любой переменной или нахождение значения любого выражения, в том числе, с использованием стандартных функций; при необходимости можно установить новое значение переменной;

· установку в программе «контрольных точек», т.е. точек, в которых программа временно прекращает свое выполнение, так что можно оценить промежуточные результаты, и др.

Но даже если не используются средства программы-отладчика, при отладке программ важно помнить, что:

· в начале процесса отладки следует использовать простые тестовые данные;

· возникающие затруднения необходимо четко разделятьиустранять строго поочередно;

· не нужно считать причиной ошибок компьютер, поскольку современные компьютеры и трансляторы обладают чрезвычайно высокой надежностью.

Как бы ни была тщательно отлажена программа, решающим этапом, устанавливающим ее пригодность для работы, является контроль программы по результатам ее выполнения на системе тестов.

Под тестомпонимается некоторая совокупность исходных данных для программы и точное описание результатов, которые должна выработать программа при этих данных, в том виде, котором эти результаты должны быть выданы программой. Если для выбранной системы тестовых исходных данных программа дает правильные результаты, то программу условно можно считать правильной, поскольку тестирование может показать лишь наличие ошибок, но не их отсутствие. Нередки случаи, когда новые входные данные вызывают «ошибку» или получение неверных результатов работы программы, которая уже считалась полностью отлаженной. Для реализации метода тестов должны быть изготовлены или заранее известны эталонные результаты.

Тестовые данные должны обеспечить проверку всех возможных условий возникновения ошибок. При проведении тестирования руководствуются следующим:

· первый тест должен быть максимально прост, чтобы проверить, работает ли программа вообще;

· должна быть испытана каждая ветвь алгоритма;

· очередной тестовый прогон должен контролировать нечто такое, что еще не было проверено на предыдущих прогонах;

· арифметические операции в тестах должны предельно упрощаться для уменьшения объема вычислений;

· в тестовых примерах количество элементов последовательностей, точность для итерационных вычислений, количество проходов цикла должны задаваться из соображений сокращения объема вычислений;

· тестирование должно быть целенаправленным и систематизиро- ванным, поскольку случайный выбор исходных данных приводит к трудностям в проверке ожидаемых результатов, а также при случайном выборе тестовых данных многие ситуации могут оказаться непроверенными;

· усложнение тестовых данных должно происходить постепенно.

Пример В.4-2. Разработать систему тестов для задачи нахождения корней квадратного уравнения В.5. Общие рекомендации по разработке учебных программ - student2.ru

При нахождении корней возможны следующие случаи:

Номер теста Проверяемый случай Коэффициенты Результаты
a b с
d >0 -2 x1 = 1, x2 = - 2.
d=0 Корни равны: x1 = - 1, x2 = - 1.
d < 0 Действительных корней нет
a=0, b=0, c=0 Все коэффициенты равны нулю. х — любое число.
a=0, b=0, c<>0 Неправильное уравнение.
a=0, b<>0 Линейное уравнение. Один корень: x=- 0,5.
a<>0,b<>0,с=0 x1= 0, x2= - 0,5.

Процесс тестирования можно разделить на три этапа:

1. Проверкав нормальных условиях. Предполагает тестирование на основе данных, которые характерны для реальных условий функционирования программы.

2. Проверкав экстремальных условиях. Тестовые данные включают граничные значения области изменения входных переменных, которые должны восприниматься программой как правильные данные. Типичными примерами таких значений являются очень маленькие или очень большие числа и отсутствие данных. Еще один тип экстремальных условий – это граничные объемы данных, когда массивы состоят из слишком малого или слишком большого числа элементов.

3. Проверка в исключительных ситуациях. Проводится с использованием данных, значения которых лежат за пределами допустимой области изменений. Известно, что все программы разрабатываются в расчете на обработку ограниченного набора данных.

При тестировании важно получить ответ на следующие вопросы:

· что произойдет, если программе, не рассчитанной на обработку отрицательных и нулевых значений переменных, в результате какой-либо ошибки придется иметь дело как раз с такими данными?

· как будет вести себя программа, работающая с массивами, если количество их элементов повысит величину, указанную в объявлении массива?

· что произойдет, если числа будут слишком малыми или слишком большими?

Наихудшая ситуация складывается тогда, когда программа воспринимает неверные данные как правильные и выдает неверный, но правдоподобный результат. Программа должна сама отвергать любые данные, которые она не в состоянии обрабатывать правильно. При этом ошибки могут быть допущены на всех этапах решения задачи – от ее постановки до оформления.

Полный перечень ошибок, как правило, приводится в литературе, посвященной полному описанию языка программирования.

Наши рекомендации