Виды тайн в информационном праве
Содержание
1. Ответ на Вопрос 1………………………………………………………….3
2. Ответ на Вопрос 2………………………………………………………….10
3. Решение задачи……………………………………………………….........12
Список литературы…………………………………………………………….14
Вопрос 1.
Развитие информационных технологий, создание новых компьютерных сетей, расширение сферы информационной деятельности – эти и другие характерные черты процесса информатизации жизни человека и всего общества обусловили появление такой новой отрасли права, как информационное. Оно сложилось во многих странах современного мира, в том числе в последнее десятилетие и в России.
Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений. Отрасль права - это наиболее крупная и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающая в себя правовые нормы, регулирующие определенную качественно обособленную сферу обществ отношений, и ,обычно требующие специфических средств правового воздействия.
Критериями разделения права на отрасли выступают: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.
В свою очередь, отметим, что предмет правового регулирования – это качественно однородный тип общественных отношений, который регулируется соответствующей отраслью права. Предмет правового регулирования является главным фактором, обуславливающим отличие одной отрасли от другой. При этом метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Крупные по объему и сложные по структуре отрасли права делятся на подотрасли права - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах какой - либо отрасли права. В каждой отрасли права следует выделять как общие методы правового регулирования, так и частные, вытекающие из особенностей регулируемых общественных отношений.
Все отрасли права, являясь структурными элементами системы права, взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны по своему значению. Образование новых отраслей является закономерным следствием объективных изменений, происходящих в социально-политической системе. Усложнение общественных отношений, обусловливает необходимость возникновения новых социально-правовых регуляторов. При этом происходит постепенное накопление однотипного нормативного материала, нуждающегося, в конечном счете, в унификации и обособлении. Одним из видов такой унификации как раз и является процесс создания новых отраслей права.
Анализируя место информационного права в российской правовой системе, необходимо отметить, что информационное право пока еще не относится к его ведущим, первичным отраслям. Оно является вторичной отраслью российского права, возникшей на стыке многих традиционных отраслей права в процессе развития информационных технологий и связанных с ними информационных отношений в обществе. В то же время информационное право – это самостоятельная отрасль права, а не его подотрасль или правовой институт. Самостоятельность данного права определяется наличием у него своего предмета правового регулирования, а также развитого законодательства в этой сфере.
Согласно господствующей в юридической науке точке зрения систему российского права образуют профилирующие, специальные и комплексные отрасли.[1] Базовые отрасли стоят над всей системой отраслей и характеризуются главными режимами, своим предметом регулирования и адекватным его природе методом регулирования. К профилирующим отраслям традиционно относят конституционное право, гражданское право, административное, уголовное, а так же процессуальные отрасли.
Так, информационное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации, то есть практически во всех областях человеческой деятельности, связанной с информацией или деятельностью в информационной сфере. Оно так же тесно взаимодействует с профилирующими отраслями права и, прежде всего с конституционным, гражданским, административным и теорией государства и права. Комплексными отраслями являются жилищное право, экологическое право и информационное право как объединяющая в предметной области регулирования однородную группу общественных отношений.
На данный момент в законодательстве Российской Федерации более двух тысяч нормативно правовых актов связанных с информацией. Довольно остро встает вопрос о формировании информационного законодательства и Информационного кодекса – то есть закона, в котором будут объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие информационно-общественные отношения в информационной области.[2]
Правовая защита информационных правоотношений осуществляется не только собственно информационно-правовыми, но и административно-правовыми, гражданско-правовыми и уголовно-правовыми средствами. Так же можно найти точки пересечения информационного права с финансовым, уголовным, трудовым и другими традиционными (текущими) отраслями права. Если предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу информации или производных от нее продуктов, имеющих экономическую форму товара, а участники этих отношений имеют возможности выбора вариантов своего поведения, мы можем говорить о гражданско-правовом регулировании общественных отношений по поводу информации. Если же предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, направленной на сертификацию информационных систем и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов, а участники этих отношений подчиняют свое поведение императивным указаниям, следует говорить об административно-правовом регулировании общественных отношений по поводу информации.
Тут следует рассмотреть метод правового регулирования в информационном праве, под которым понимаются способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.[3] Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности, выражающиеся в предписании, распоряжении, повелении, запрете или дозволении. В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.
В информационном праве применяются диспозитивные методы, то есть при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т.п. Этот метод основан на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные отношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам. Так же в информационном праве действует метод императивного регулирования информационных отношений. Это использование властеотношений («команда-исполнение») отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон, строгая связанность субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют по своему усмотрению, но только лишь в пределах предоставленных законом полномочий).[4] Существуют сочетания убеждения и принуждения, так же позитивное обязывание – действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей.
Что касается принципов информационного права, то стоит отметить, что, являясь комплексной отраслью, оно и базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.
Основой формирования информационного права являются обще правовые и специальные принципы.
Так, к общим принципам информационного права относят: принцип законности, принцип федерализма, принцип ответственности, принцип гуманности, судебной защиты прав и интересов участников информационных правоотношений.
К специальным принципам стоит отнести:
- принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления),
- принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства,
- принцип свободного доступа (открытости) информации, не ограниченной федеральным законом,
- принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.
Нормативными правовыми актами, тем или иным образом регулирующие отношения, возникающие в сфере информационного права являются:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Например: в ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, 42, 43, 44, ст. 45, ст. 55, ч. 3 ст. 56.
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп. от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ)
3. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. N 314-ФЗ) Например: Раздел XII. «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»
4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ) Например: ст.1. Свобода массовой информации - в Российской Федерации: поиск, получение, производство и распространение массовой информации.
5. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (с изм. и доп. от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ) Например:пп.1.1 п.1 ст.21.1) «база данных перенесенных абонентских номеров» - информационная система, содержащая сведения об абонентских номерах, которые сохраняются абонентами при заключении новых договоров об оказании услуг связи с другими операторами подвижной радиотелефонной связи, и об указанных операторах связи, заключивших такие договоры.
6. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (с изм. и доп. от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3) Например: п.1 ст.1 1.Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, п.2 ст.2«информация, составляющая коммерческую тайну» - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны и другие статьи.
Так же к источникам информационного право стоит отнести такие акты как: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ), Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ) и др.
Таким образом, считаем, что информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права в качестве комплексной отрасли. Его нормы регулируют специфические группы информационных отношений, составляющих обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями права предмет регулирования.
Вопрос 2.
Виды тайн в информационном праве
№п/п | Виды тайн | Нормативное закрепление |
1. | Государственная тайна | Ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" |
2. | Коммерческая тайна | Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", ст. 12 ФЗ от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" |
3. | Налоговая тайна | Статьи 102 и 313 Налогового кодекса РФ |
4. | Банковская тайна | Ст. 857 ГК РФ (часть вторая), ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", ст. 57 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" |
5. | Врачебная тайна | ст. 13, 92 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
6. | Нотариальная тайна | ст.16 и 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 |
7. | Тайна ломбарда | ст. 3 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" |
8. | Тайна завещания | ст.1123 Гражданского кодекса РФ (часть третья) |
9. | Сведения, ставшие известными судебным приставам в связи с исполнением должностных обязанностей | Ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" |
10. | Тайна исповеди | ст.3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" |
11. | Секрет производства (ноу-хау) | Ст. 1465 Гражданского кодекса РФ (часть четвертая) |
Решение задачи
Задача: Компания «Смоленский фронт» опубликовала в региональной газете вакансий и в сети Интернет на сайте региональной газеты объявление о приеме на работу следующего содержания: «Смоленский фронт» - компания, производящая сигареты уже более 150 лет, приглашает на должность менеджеров по продажам симпатичных девушек в возрасте от 17 до 23 лет». После опубликования компания была привлечена к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе. ФАС РФ указывала на то, что данное объявление, поскольку направлено на поддержание интереса к компании «Смоленский фронт», производящей одноименные сигареты, должно признаваться рекламой данных сигарет и сопровождаться предупреждающей надписью, которая в данном случае отсутствовала. Кроме того, ФАС РФ обращала внимание на то, что довод о том, что компания производила сигареты более 150 лет не является достоверным и не подтверждается исторически, поскольку, хотя на фабрике, ныне занимаемой компанией «Смоленский фронт» сигареты и производились до 1917 года, но само юридическое лицо компания «Смоленский фронт» было создано (путем реорганизации) и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц только в 2002 году. Также ФАС РФ указывала, что рекламное объявление адресовано лицам, не достигшим 18 лет.
1. Подлежит ли компания привлечению к ответственности?
2. На все ли возможные основания привлечения к ответственности указала ФАС РФ?
3. Решите дело.
Согласно пп.1 ст. 3 ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"
«реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Между тем, согласно условиям задачи, объявление было направлено к лицам от 17 до 23 лет.
Что касается довода ФАС о том, что юридическое лицо компания «Смоленский фронт» было создано (путем реорганизации) и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц только в 2002 году также является несостоятельным, так как реестр юридических лиц был создан только 2002 году. Ранее такой единый реестр в законодательстве РФ отсутствовал. Следовательно, информация о том, что юридическое лицо существовало более 150 лет не достоверно, не подтверждается ФАС.
Довод ФАС о том, что рекламное объявление было направлено к лицам, моложе 18 лет, так же считаю несостоятельным ввиду того, что Трудовой кодекс РФ не запрещает заключать трудовые договоры с лицами, не достигшими 18летнего возраста: Ст.20 ТК РФ: «Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).
Список литературы:
I. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. N 348-ФЗ)//"Российская газете" от 31 декабря 2001 г. N 256
3. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ) // "Российская газета" от 15 марта 2006 г. N 51
II.Специальная литература
4. Алексеев С.С. Право: Азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. М., 1999.
5. Алферов А.Н. Информационное право в системе отраслей права// Сибирский юридический вестник. 2007. № 4. С. 3-6.
6. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право./Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2009.
7. Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики./Под редакцией И. Л. Бачило. М.: Юрайт, 2008.
8. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. М., Юристъ. 2005. С.101.
9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: 2008. - 384 с.
[1] Алексеев С.С. Право: Азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 44-46.
[2] Алферов А.Н. Информационное право в системе отраслей права//Сибирский юридический вестник. 2007. № 4. С. 3-6.
[3] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: 2008. - 384 с.
[4] Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. М., Юристъ. 2005. С.101.