Виды показателей логистической деятельности
Для поддержания высокой конкурентоспособности предприятия логистическая цепь должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Для этого необходимо иметь способ определения следующих моментов:
• насколько хорошо работает логистическая цепь в настоящее время;
• в каком направлении следует её усовершенствовать;
• насколько успешно проходит процесс преобразований логистической цепи в выбранном направлении.
Ответы на эти вопросы можно получить, анализируя показатели логистической деятельности, т.к. они отражают в сжатой форме состояние функционирования логистики. Показатели могут быть прямыми или косвенными, абсолютными или относительными. Косвенные показатели часто связаны с финансами, например, рентабельность или период окупаемости. С одной стороны финансовые показатели:
ü легко определяются;
ü выглядят убедительно;
ü позволяют производить сопоставление полученных результатов;
ü дают общую картину текущего состояния логистической системы;
ü пользуются популярностью.
Но при этом они имеют ряд существенных недостатков:
o они отражают прошлые результаты;
o медленно реагируют на изменения;
o зависят от ряда бухгалтерских приемов;
o не учитывают важных аспектов логистики;
o не показывают конкретные проблемы и способы их устранения.
Прямые показатели больше подходят для анализа причин сложившейся ситуации и поиска управленческих решений. К ним относятся: вес доставленных грузов, скорость оборачиваемости запасов, расстояние перевозки груза, количество невыполненных заявок, количество нарушений условий поставки и т.п.
Абсолютные показатели включают единичные (например, объем сбыта или наличия) и суммарные (показатели баланса, цифры доходов и расходов). Относительные показатели делятся на удельные (отношения значений параметров к общему числу каких-либо объектов), взаимосвязанные (соотношения друг с другом разных величин), индексы (соотношения друг с другом однородных величин, в знаменателе находится базовая величина).
К наиболее общим показателям деятельности цепей поставки относятся показатели, характеризующие мощность логистической цепи и производительность.
Мощность ЛЦ не является заданной неизменной величиной, как это может показаться на первый взгляд, а действительно показывает эффективность организации использования ресурсов. Дело в том, что мощность, во-первых, зависит от способа использования ресурсов, а во-вторых, меняется со временем. Например, профессионализм или непрофессионализм менеджеров может соответственно увеличить или снизить пропускную способность предприятия при одних и тех же имеющихся ресурсах. Кроме того, в течение рабочего дня работоспособность сотрудников снижается, что приводит к снижению мощности. В связи с этим, как указывалось ранее, выделяют проектную, эффективную и фактическую мощность.
Помимо абсолютного значения мощности для анализа эффективности логистической деятельности используется коэффициент использования мощности, показывающий долю проектной мощности, используемой фактически. Например, если парк транспортных средств спроектирован на доставку 100 т материалов в неделю, но реально доставляет только 60 т, то коэффициент использования его мощности составляет 60%.
Производительность – один из наиболее широко используемых показателей. Выделяют несколько типов производительности:
1) Общая производительность – отношение общей пропускной способности к общему количеству использованных ресурсов.
2) Логистические затраты (издержки) – сумма всех затрат, связанных выполнением логистических операций, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.
Прямые затраты могут быть непосредственно отнесены на продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель. Косвенные затраты могут быть непосредственно отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.
3) Регулируемые издержки – издержки, которыми можно управлять на уровне подразделения. Нерегулируемые издержки – издержки, на которые на уровне подразделения повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене логистической цепи (на другом предприятии).
4) Продуктивные затраты – затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить. Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции. Затраты на контроль – затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.