Вредных веществ промышленными предприятиями

ОХРАНА ПРИРОДЫ. АТМОСФЕРА

Правила установления допустимых выбросов

вредных веществ промышленными предприятиями

Regulations for establishing permissible emissions of

noxious pollutants from industrial enterprises

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 августа 1978 г. № 2329 срок введения установлен

с 01.01. 1980 г.

РАЗРАБОТАН

Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и конт­ролю природной среды

Министерством здравоохранения СССР

Министерством химического машиностроения

Государственным комитетом СССР по делам строительства

Государственным комитетом СССР по стандартам

ИСПОЛНИТЕЛИ

М. Е. Берлянд, Р. И. Оникул, К. Л. Буштуева, М. А. Пинигин, С. Н. Кимина Ю. Г. Фельдман, 3. И. Константинова, Л. М. Филиппова, А. С. Сибиряков, Л. И. Витковская, Л. Г. Лейбчик

ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по гидрометеороло­гии и контролю природной среды

Председатель Ю. А. Израэль

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государст­венного комитета СССР по стандартам от 24 августа 1978 г. № 2329

Настоящий стандарт определяет правила установления допу­стимых выбросов вредных веществ проектируемыми и действую­щими .промышленными предприятиями в атмосферу.

На основе настоящего стандарта министерства и ведомства разрабатывают отраслевые стандарты и другую нормативно-техническую документацию, регламентирующую установление величин выбросов вредных веществ с учетом отраслевых особенностей.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмос­феру (ПДВ) устанавливают для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

Установление значения ПДВ, как количества вредных веществ, которое не разрешается превышать при выбросе в атмосферу в единицу времени, производят на основе методов расчета ПДВ в атмосферу, утвержденных. Госстроем СССР.

1.2. Если в воздухе городов или других населенных пунктов концентрации вредных веществ превышают предельно допустимые (.ПДК), а значения ПДВ по причинам объективного характера в настоящее время не могут быть достигнуты, вводится поэтап­ное снижение выбросов вредных веществ от действующих предприятий до значений, обеспечивающих соблюдение предельно до­пустимых концентраций вредных веществ, или до полного пред­отвращения выбросав.

На каждом этапе до обеспечения величин ПДВ устанавливают временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ) на уровне выбросов предприятий с наилучшей достигнутой техно­логией производства, аналогичных по мощности и технологиче­ским процессам.

Установление значений ВСВ для действующих предприятий производят по тем же методам, что и ПДВ (п. 1.1).

1.3. При установлении ПДВ (ВСВ) следует учитывать пер­спективу развития предприятий, физико-географические и клима­тические условия местности, расположение промышленных пло­щадок и участков существующей и намеченной жилой застрой­ки, санаториев, зон отдыха городов, взаимное расположение про­мышленных площадок и селитебных территорий и др.

Материалы по установлению ПДВ (ВСВ) оформляют в соот­ветствии с обязательными приложениями 1—3 к настоящему стан­дарту.

1.4. Для предотвращения и максимального снижения органи­зованных и неорганизованных выбросов вредных веществ должны быть использованы наиболее современная технология, методы очистки и другие технические средства в соответствии с требова­ниями санитарных норм проектирования промышленных пред­приятий.

Величины ПДВ (ВСВ) и материалы по их обоснованию долж­ны быть согласованы с органами, осуществляющими государст­венный контроль за охраной атмосферы от загрязнения, и утверж­дены в установленном порядке.

Использование рассеивания вредных веществ в атмосфере за счет увеличения высоты их выброса допускается только после применения всех имеющихся современных технических средств по сокращению выбросов вредных веществ.

1.5. Министерства и ведомства участвуют в разработке комп­лексных территориально-ведомственных планов охраны атмосферы городов, других населенных пунктов и прилегающих к ним тер­риторий.

Если невозможно устранить или существенно уменьшить вы­бросы вредных веществ от отдельных предприятий и объектов, в территориально-ведомственных планах должны предусматриваться сроки вывода этих предприятий и объектов из селитебных зон го­родов или других населенных пунктов, изменение профиля произ­водства этих предприятий и объектов или организация санитарно-защитных зон для них.

1.6. ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого источника за­грязнения атмосферы. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной, расположенной в помещении или на открытом воздухе, установки и т. п., указанных в справочном приложении 4) устанавливают суммарный ПДВ (ВСВ). В результате суммирования ПДВ (ВСВ) отдельных источников загрязнения атмосферы устанавливают значения ПДВ (ВСВ) для предприятий или объектов и их комплексов в целом.

1.7. ПДВ (ВСВ) пересматривают не реже одного раза в пять лет.

2. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ПДВ

2.1. Основными критериями качества атмосферного воздуха при установлении ПДВ для источников загрязнения атмосферы являются ПДК, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

При этом требуется выполнение соотношения

вредных веществ промышленными предприятиями - student2.ru (1)

где С — расчетная концентрация вредного вещества в приземном слое воздуха.

2.2. При наличии в атмосфере нескольких (n) вредных ве­ществ необходимо учитывать суммацию их вредного действия в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоох­ранения СССР.

2.3. При установлении ПДВ для источника загрязнения атмос­феры учитывают определенные расчетом или экспериментальным способом значения фоновых концентраций вредных веществ в воз­духе Сф (мг/м3) от остальных источников (в том числе от авто­транспорта) города или другого населенного пункта. Далее этого в соотношении (1) вместо С принимают С + Сф.

При учете суммации вредного действия n веществ для каждо­го i-го вредного вещества в отдельности значение фоновой кон­центрации Сф определяют так же, как и в случае одного вредного вещества.

2.4. В зонах санитарной охраны курортов, местах размеще­ния крупных санаториев и домов отдыха, зонах отдыха городов при использовании соотношения (1) в правой части следует заме­нить 1 на 0,8.

2.5. При установлении ПДВ (ВСВ) и фоновой концентрации вредных веществ Сф их значения относятся к тому же временному интервалу осреднения, что и ПДК.

Нормы концентрации вредных веществ в воздухе для расти­тельности и животного мира принимают при расчетах ПДВ (ВСВ) только в тех случаях, когда они являются более жесткими, чем ПДК, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

2.6. Расчеты загрязнения атмосферы при установлении ПДВ (ВСВ) в случаях использования ЭВМ производят по программам, согласованным в установленном порядке.

3. УСТАНОВЛЕНИЕ ПДВ (ВСВ)

3.1. Работы по установлению ПДВ (ВСВ) для предприятий и объектов города или другого населенного пункта проводит го­ловная организация по установлению ПДВ (ВСВ) в следующем порядке: головная организация города или населенного пункта по установлению ПДВ (ВСВ) определяет порядок проведения и участников работ по установлению ПДВ (ВСВ), выдает участни­кам работ карту-схему города или другого населенного пункта (приложение 2), а также перечень предприятий и объектов, вы­бросы которых необходимо совместно учитывать при установ­лении ПДВ (ВСВ); на основе данных ведомственных проектов по определению ПДВ обеспечивает выполнение расчетов суммарного загрязнения атмосферы от всех объектов города или другого насе­ленного пункта; на типовых картах-схемах города или другого населенного пункта характеризует по всем вредным веществам (с помощью изолиний расчетных суммарных концентраций от всех предприятий и объектов с учетом фона, в том числе от автотранс­порта) ожидаемое загрязнение атмосферы при неблагоприятных метеорологических условиях и при выполнении ПДВ (ВСВ), пе­редает на рассмотрение в установленном порядке разногласия, возникающие при установлении ПДВ (ВСВ), рассматривает пла­ны мероприятий, направленных на снижение загрязнения атмос­феры вредными веществами, разработанные предприятиями.

Головная организация города или другого населенного пунк­та по установлению ПДВ (ВСВ) на основании предложений ми­нистерств и 'ведомств по ПДВ (ВСВ) проводит окончательные расчеты загрязнения атмосферы от всех действующих и строящих­ся предприятий и объектов, а также устанавливает ПДВ (ВСВ) для каждого предприятия, источника и вредного вещества с уче­том реальных вкладов предприятий и объектов в загрязнение ат­мосферы на основе гигиенических, метеорологических, экономиче­ских, технических условий и требований, разрабатывает комп­лексный план мероприятий, направленных на снижение загряз­нения атмосферы вредными веществами в целом по городу или населенному пункту, обобщает результаты контроля и расчетов загрязнения атмосферы и оформляет эти результаты в соответст­вии с приложениями 1—3.

3.2. Министерства и ведомства определяют источники загряз­нения атмосферы вредными веществами и проводят инвентариза­цию выбросов вредных веществ, параметров их источников в це­лом по отрасли, предприятиям и объектам, а также по отдельным городам и другим населенным пунктам, в которых находятся эти предприятия и объекты; разрабатывают проекты по защите атмос­феры от выбросов вредных веществ с указанием источников фи­нансирования запланированных мероприятий; разрабатывают предложения по ПДВ для каждого намеченного к строительству источника, а также предложения по ПДВ (ВСВ) для каждого су­ществующего источника с приближенным учетом фонового загряз­нения атмосферы, от других, расположенных и проектируемых в данном районе, предприятий и объектов, независимо от их ведом­ственной принадлежности.

Состав проекта по защите атмосферы от загрязнения вредны­ми веществами должен соответствовать настоящему стандарту, а также строительным нормам и правилам по проектированию про­мышленных предприятий, утвержденным Госстроем СССР, и со­держать расчетные величины ПДВ.

Министерства и ведомства при проектировании строительства новых и реконструкции существующих предприятий и объектов представляют в головную организацию по установлению ПДВ (ВСВ) дополнительные данные о параметрах выброса вредных ве­ществ этих предприятий (см. обязательные приложения 1—3).

4. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПДВ (ВСВ)

4.1. Предприятия, для которых установлены ПДВ (ВСВ), должны организовать систему контроля за соблюдением ПДВ (ВСВ), утвержденную в установленном порядке.

4.2. При контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) основными должны быть прямые методы, использующие измерения концент­рации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу.

Для повышения достоверности контроля за ПДВ (ВСВ), а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и др. методы (см. справочное приложение 4).

4.3. При контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) выбросы вред­ных веществ определяют за период 20 мин, к которому относят­ся максимальные разовые ПДК, а также в среднем за сутки, ме­сяц и год.

Если продолжительность выбрасывания вредных веществ в ат­мосферу меньше 20 мин, контроль производят по полному выбро­су вредного вещества за это время.

4.4. При неблагоприятных метеорологических условиях в крат­ковременные периоды загрязнения атмосферы, опасного для здо­ровья населения, предприятия должны обеспечить снижение выб­росов вредных веществ, вплоть до частичной или полной остановки работы предприятия.

4.5. При превышении ПДВ (ВСВ) в результате аварии пред­приятие обязано в установленном порядке сообщить об этом ор­ганам, осуществляющим государственный контроль за охраной атмосферы, и принять меры по уменьшению выбросов вредных ве­ществ в атмосферу вплоть до остановки предприятия и ликвида­ции последствий загрязнения атмосферы, а также передать ин­формацию об аварии и принятых мерах.

4.6. Эффективность поэтапного снижения выбросов вредных веществ оценивают по степени фактического снижения загрязне­ния атмосферы, определяемого в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

УНИФИЦИРОВАННАЯ СТРУКТУРА СВОДНОГО ТОМА «ОХРАНА АТМОСФЕРЫ И ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ (ПДВ)»

1. Город, область, республика.

2. Карта-схема города и его окрестностей с ориентирами: возвышенностями, реками, озерами и т. д.

На карту-схему наносятся промплощадки (с основными источниками вы­броса), санитарно-защитные зоны, существующие жилые кварталы и террито­рии, участки перспективной жилой застройки, зоны отдыха, санатории, дома отдыха, метеостанции, пункты наблюдении за загрязнением атмосферы.

3. Краткая характеристика местных физико-географических и климатичес­ких условий по параметрам, определяющим рассеивание промышленных выбро­сов. Среднегодовые данные, годовой и суточный ход интенсивности и повто­ряемости приземных и приподнятых температурных инверсий, различных скоро­стей и направлений ветра, штилей, осадков, туманов.

4. Способы учета местных особенностей при расчетах загрязнения атмос­феры и установлении ПДВ. Значения расчетных поправочных коэффициентов, учитывающих рельеф. Расчетные скорости и направления ветра. Расчетные тем­пературы воздуха.

5. Общегородские мероприятия по снижению фонового загрязнения атмос­феры: электрификация транспорта, газификация, теплофикация, жилищное стро­ительство на участках местности с наиболее чистым воздухом, строительство объездных автомагистралей и др.

6. Перечень существующих и проектируемых предприятий, выбросы кото­рых совместно учтены при установлении ПДВ (ВСВ). Закрываемые и реконст­руируемые производства, загрязняющие атмосферу.

7. Наименование выбрасываемых веществ и их комбинаций с суммирую­щимся вредным действием.

8. Характеристика, с точки зрения выбросов в атмосферу, отдельных объ­ектов предприятий, применяемых на них: технологии, газоочистного оборудова­ния, установленных дымовых труб и др.

9. Количественная характеристика выбросов веществ с обоснованием по­ данным измерений и балансов, технологии, типу газоочистного оборудования, составу сырья, топлива, результатам обследования аналогичных производств, литературным данным и т. п. Для проектируемых и реконструируемых объек­тов должны максимально использоваться ведомственные стандарты, нормы, регламенты и т. п.

10. Количественная характеристика неорганизованных и вентиляционных выбросов по всем веществам, их вклад в суммарные выбросы предприятий. Перечень и обоснование мероприятий по снижению неорганизованных и венти­ляционных выбросов.

11. Конкретный технико-экономический анализ соответствия принятых тех­нологических. газоочистных и других мероприятий по охране атмосферы пере­довым отечественным и зарубежным научным, техническим и эксплуатацион­ным достижениям по степени очистки, выбросам веществ на единицу продук­ции и т. п. Технико-экономическое обоснование принятых решений по ПДВ и временно-согласованным выбросам. Оценка стоимости и эффективности рас­смотренных вариантов охраны атмосферы (с учетом возможного экономическо­го ущерба от ее загрязнения). Источники финансирования. Капиталовло­жения различных ведомств. Предложения по их корректировке и перераспределению.

12. Промышленная и опытно-промышленная апробированность новых типов технологии, газоочистного оборудования и т. п. с точки зрения охраны атмос­феры.

13. Характеристика стационарных, маршрутных и подфакельных наблюде­ний за загрязнением атмосферы, проводимых органами и учреждениями Госу­дарственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной сре­ды, Министерства здравоохранения СССР, предприятиями и др. Изучаемые ин­гредиенты, регулярность отбора, число отобранных проб. Аппаратура. Примене­ние автоматических газоанализаторов, автоматических систем контроля загряз­нения воздуха и других новых средств исследования.

14. Данные о загрязнении атмосферы, его тенденции за последние годы, качественный и расчетный научно-технический прогноз его изменения по всем показателям, установленным в ГОСТ 17.2.3.01—77. При анализе учитывается кратность превышения ПДК и классы вредности веществ.

15. Оценка гигиенических условий проживания населения по данным уч­реждений Министерства здравоохранения СССР. Количество населения, про­живающего в санитарно-защитных зонах или на территориях, подлежащих. включению в санитарно-защитные зоны.

16. Сведения о влиянии загрязнения атмосферы на здоровье населения и на окружающую среду: леса. парки, животный мир, исторические и культурные памятники, сооружения, линии электропередач, металлические изделия (корро­зия) и т. п.

17. Таблицы с исходными данными для расчета загрязнения атмосферы в ПДВ. Типовая таблица с краткой пояснительной запиской даны в обязатель­ном приложении 3.

При вариантном определении ПДВ необходимо привести, в первую оче­редь, таблицы для принятого варианта, оптимального с гигиенической, техни­ческой, экономической и других точек зрения. Другие рассмотренные варианты допускается охарактеризовать более кратко.

18. Значение фонового загрязнения воздуха по данным организации Госу­дарственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной сре­ды и Министерства здравоохранения СССР. Анализ результатов сопоставления фактического поля максимальных разовых концентраций веществ в атмосфере и расчетного поля по данным о фактических параметрах выброса (по отдель­ным веществам). Оценка на этой основе полноты инвентаризации параметров источников выброса и наблюдений за концентрациями веществ в атмосфере. Принятые при расчетах значения фоновых концентраций.

19. Карты-схемы с результатами расчета загрязнения атмосферы при не­благоприятных условиях погоды и выброса по всем веществам и комбинаци­ям веществ с суммирующимся вредным действием (с учетом фона). Допуска­ется на одной карте-схеме приводить результаты расчета по нескольким веще­ствам и комбинациям веществ с суммирующимся вредным действием. На кар­тах-схемах выделяются зоны, где нарушаются гигиенические и другие норма­тивы качества воздуха.

20. Таблицы типа данной в обязательном приложении 3, содержащие по каждому источнику и веществу ПДВ (ВСВ) и сроки, на которые они устанав­ливаются, а также соответствующие ПДВ (ВСВ) максимальные приземные концентрации Сmax при неблагоприятных условиях погоды.

21. Осуществляемые и намеченные мероприятия по контролю за выброса­ми и выполнением ПДВ. Обеспеченность приборами, характеристика экспериментальных, балансовых и других методов контроля.

22. Осуществляемые и намечаемые мероприятия по регулированию выбросов при наступлении и прогнозе неблагоприятных метеорологических условий.

23. Список использованной литературы, включая стандарты, нормативно-техническую документацию, и других материалов.

24. Экспертные заключения органов и учреждений Государственного коми­тета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Министерства здравоохранения СССР, Министерства нефтяного и химического машиностроения.

25. Протоколы межведомственных и ведомственных совещаний.

Примечание. Сведения по всем пунктам даются по фактическому со­стоянию, характеризуется также тенденция за последние годы и дается научно-технический прогноз на перспективу (на 3—5 лет, а по возможности и на большие сроки).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное

Типовая карта-схема города

вредных веществ промышленными предприятиями - student2.ru

1 ¾ металлургический завод; 2 ¾ азотно-туковый завод; 3 ¾ ГРЭС;

4 ¾ районные отопительные котельные; 5 ¾ цементный завод;

6 ¾ машиностроительный завод; 7 ¾ предприятие легкой

промышленности; 8 ¾ домостроительный комбинат.

вредных веществ промышленными предприятиями - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обязательное.

ПАРАМЕТРЫ ВЫБРОСОВ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ДЛЯ РАСЧЕТА ПДВ

Министерство (ведомство) ___________________________________

Предприятие _______________________________________________

Адрес _____________________________________________________

Руководитель предприятия _______________„____“_________19___г.

Головная ведомственная организация по ПДВ ___________________

Адрес _____________________________________________________

Руководитель организации _______________„____“_________19___г.

Головная городская организация по установлению ПДВ (ВСВ) _____

Адрес _____________________________________________________

Руководитель организации _______________„____“_________19___г.

  Произ­водство   Цех Источники выделения вредных веществ (агрегаты, установки, устройства) Наименование источника выброса вред­ных веществ (труба, Число источни­ков выброса Номер источ­ника на карте-схеме
    наимено­вание кол-во штук аэрационный фонарь и др.) N  
               

Продолжение

    Параметры газовоздушной смеси на выходе Координаты на карте схеме, м
Высота источника Диаметр устья из источника выброса   точечного ис­точника, центра группы второго конца аэрацион­ного
выброса Н, м трубы D, м скорость w0, м/с объем V1, м3 темпера­тура Тг, °С источ­ников или одного конца аэрацион­ного фонаря фонаря
          х у х2 у2
                   

Продолжение

Газоочистка Наименование
Наименование газоочистных установок Вещества, по которым проводится газоочистка Коэффициент обеспечен­ности газо­очисткой, К(1), % Средняя эксплуа­тационная степень очистки Кэ(2), % Макси­мальная степень очистки Кmax(2), % мероприятий по защите атмосферы
             

Продолжение

Выделения и выбросы основных вредных веществ, г/с
Наименование вещества Наименование вещества Наименование вещества
Выделение без учета мероприя­тий (газо­очистки и др.) Выброс М с учетом мероприятий Выделение без учета мероприя­тий (газо­очистки и др.) Выброс М с учетом мероприятий Выделение без учета мероприя­тий (газо­очистки и др.) Выброс М с учетом мероприятий
           

Продолжение

Выделения и выбросы прочих вредных веществ, г/с
Наименование вещества Наименование вещества Наименование веществ
Выделение без учета мероприя­тий (газо­очистки и др.) Выброс М с учетом мероприятий Выделение без учета мероприя­тий (газо­очистки и др.) Выброс М с учетом мероприятий Выделение без учета мероприя­тий (газо­очистки и др.) Выброс М с учетом мероприятий
           

Продолжение

Выделения и выбросы прочих вредных веществ, г/с
Наименование вещества   Выделение  
Выделение без учета мероприя­тий (газо­очистки и др.) Выброс М с учетом мероприя­тий Наименование вещества без учета мероприятий (газоочистки и др.) Выброс М с учетом мероприятий
         

Примечания:

1. Вещества классифицируются головной организацией города по ПДВ на основные, имеющие в условиях данного города наибольшую вредность и рас­пространение, и прочие.

Вертикальные графы, содержащие данные о выбросах основных веществ, должны содержаться во всех таблицах. Если прочих веществ от одного до трех, допускается включение только вертикальных граф, как для основных ве­ществ. Если же прочих веществ свыше трех, данные о выбросах записывают­ся в последних трех графах с указанием названий веществ по вертикали.

2. Таблицы заполняются отдельно на фактическое положение и на пред­стоящие годы, на которые поставлены задачи установить ПДВ и временно-со­гласованные выбросы. При составлении таблиц на перспективу следует учиты­вать предусмотренные мероприятия по закрытию наиболее вредных произ­водств, установке и реконструкции газоочистки и др. Наряду с этим обяза­тельно в таблицы включить данные о вновь проектируемых и расширяющихся объектах, которые будут иметь новые источники выбросов в атмосферу.

3. Коэффициент обеспеченности газоочисткой К(1) в процентах вычисляют по формуле

вредных веществ промышленными предприятиями - student2.ru (1)

где Тт — время работы за год технологического оборудования, ч;

Тг — время работы за год газоочистных установок (вне зависимости от степени очистки), ч.

4. Среднее эксплуатационное значение степени очистки вредных веществ промышленными предприятиями - student2.ru в процентах вы­числяют по формуле

вредных веществ промышленными предприятиями - student2.ru (2)

где n — число интервалов, на которые разбита область реального изменения степени очистки К(2) с учетом возможной газоочистки в несколько сту­пеней и наличия резервных газоочистных установок.

вредных веществ промышленными предприятиями - student2.ru

Приводится также максимально достигаемая (для строящихся и проекти­руемых предприятий — проектная) степень очистки вредных веществ промышленными предприятиями - student2.ru ука­зываются отдельно по каждому веществу, по которому производится газоочи­стка.

5. Если в одной строке приводятся данные для N одинаковых источников, то в ней указываются суммарный выброс М от всех N источников и объем га­зовоздушной смеси V1, выходящей из одного источника.

6. В примечаниях даются все, не вошедшие в таблицу, существенные све­дения, в частности, характеризуется регулярность выбросов.

7. В случае наличия периодических (залповых) выбросов, при которых за сравнительно короткий период выбрасывается количество веществ, более чем в 2 раза превышающее средний уровень выбросов, они включаются в отдельные таблицы той же формы. В примечаниях к этим таблицам характеризуется про­должительность и периодичность выбросов для каждого источника.

8. По согласованию с головной организацией города по установлению ПДВ (ВСВ) допускается, чтобы предприятие приводило в графах 13—16 данные в «заводской» системе координат. В этих случаях головной организации сообща­ются координаты начала «заводской» системы координат и ориентация ее осей.

9. Для удобства критического просмотра, анализа тенденции выбросов и др., допускается строить объединенные таблицы рассматриваемого типа с дан­ными на фактическое положение и на перспективу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Справочное

ПОЯСНЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ СТАНДАРТА

Нормативная методика расчета загрязнения приземного слоя атмосферы, указанная в п. 1.1, представлена в «Указаниях по расчету рассеивания в ат­мосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» СН 369—74, утвержденных Госстроем СССР. В указаниях даны формулы для расчета ПДВ, определения полей приземных концентраций при неблагоприятных метеорологических условиях и границ санитарных защитных зон. Рассматриваются слу­чаи нагретых и холодных выбросов, одноствольных и многоствольных дымовых труб, аэрационных фонарей, источников с прямоугольным устьем. Даются так­же необходимые формулы для расчетов в случае группы рассредоточенных по местности источников.

Под источниками загрязнения атмосферы, для которых в п. 1.6 требуется установить отдельные ПДВ (ВСВ), понимаются дымовые и вентиляционные трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и т. п.

Под фоновой концентрацией Сф в п. 2.3 для отдельного источника загрязнения атмосферы понимается загрязнение атмосферы в городе или другом на­селенном пункте, созданное другими источниками, исключая данный. Если при расчете фоновой концентрации по формулам СН 369—74 не имеется возмож­ности принять во внимание все источники загрязнения атмосферы, фоновое за­грязнение. как правило, от мелких источников, а также от автотранспорта, следует учесть, определяя его на основе экспериментальных данных по согла­сованию с органами Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и Министерством здравоохранения СССР.

В качестве способов контроля за выполнением ПДВ (ВСВ), указанных в п. 4.2, в случаях выбросов достаточно стабильных по составу смесей веществ и отсутствия приборов для прямого контроля за выбросами интересующих ин­гредиентов можно допустить контроль по групповым показателям (суммарные выбросы органических соединений, серосодержащих веществ и др.) с последующим расчетом выбросов веществ, по которым непосредственно установлены ПДВ (ВСВ). В качестве групповых показателей допускается использование показаний приборов, если по ним можно рассчитать выбросы веществ, по ко­торым установлены ПДВ (ВСВ).

Наши рекомендации